ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-54/20 от 15.04.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -54/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Аникиной С.С.,

с участием прокурора Ермакова М.А., представителя административного истца Димитрова М.А., представителя административного ответчика Ширманова Д.А., представителя заинтересованного лица Пыталева В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Южуралзолото Группа Компаний» об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Южуралзолото Группа Компаний» (далее – АО «Южуралзолото Группа Компаний») с учетом уточнения исковых требований, обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области, в котором просит:

признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 6.2 Приложения 1 к Порядку определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, представленные в аренду без проведения торгов (в редакции решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 апреля 2018 года № 48), утвержденное Решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 «Об утверждении Порядка определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», устанавливающий значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора, равный 2-м в отношении земельных участков «тяжелая промышленность»,

признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункты 4 и 5 Приложения № 2 к Порядку определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов (в редакции решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 апреля 2018 года № 48), утвержденное решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 «Об утверждении Порядка определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», устанавливающие значение коэффициента К2, учитывающего местоположение земельного участка на территории Кочкарского сельского поселения равный 4-м и Борисовского сельского поселения равный 2,5,

возложении обязанности опубликовать сообщение о решении суда в газете «Знамя Октября» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу (Т.1, л.д. 4-10, Т.2, л.д. 7-10).

В обоснование заявленных требований указали, что АО «Южуралзолото Группа Компаний» является арендатором земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, плательщиком арендной платы, размер которой определяется от величины кадастровой стоимости земельных участков и коэффициентов К1 и К2, содержащихся в оспариваемой норме, и противоречащих пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, поскольку при утверждении коэффициентов отсутствовало экономическое обоснование.

26 апреля 2018 года Собранием депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области принято решение № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 №Об утверждении Порядка определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, представленные в аренду без проведения торгов», опубликованное в газете «Знамя Октября» № 20 (9986) от 18 мая 2018 года. Пунктом 3 указанного решения указано, что оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2018 года.

Полагает, что в соответствии с действующим законодательством принятое решение может распространяться только на правоотношения, возникшие после 18 мая 2018 года, его распространение на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2018 года, является основанием для признания нормы недействующей.

В приложении 1 к указанному решению приведены значения коэффициента К1, применяемого для расчета арендной платы за использование земельных участков на территории Пластовского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, для арендаторов, осуществляющих на арендуемых земельных участках, в том числе, вид деятельности «тяжелая промышленность».

В соответствии с формулой, определенной частью 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257 –ЗО для определения размера годовой арендной платы, коэффициент К1 учитывает вид деятельности арендатора, К2 – особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе.

При принятии оспариваемой номы административным ответчиком не соблюдено обеспечение основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 528. Представленное административным ответчиком экономическое обоснование не может являться доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности.

Согласно Заключения от ДД.ММ.ГГГГ года № , выполненного ФИО10 от имени <данные изъяты>, экономическое обоснование коэффициентов К1, К2 на территории Пластовского муниципального района на 01 апреля 2018 года от 13 апреля 2018 года, выполненное <данные изъяты> не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и вводит его пользователей в заблуждение, так как расчеты приведены для г. Братска по состоянию на 2009-2011 гг, а не для Пластовского муниципального района. Экономически обоснованное значение коэффициента К1 для вида разрешенного использования «Тяжелая промышленность» составляет 1,5, экономически обоснованное значение коэффициента К2 для всех муниципальных образований Пластовского муниципального района – 1.

Определением Челябинского областного суда от 15 апреля 2020 года производство по делу в части требования о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 6.2 Приложения 1 к Порядку определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов (в редакции решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 апреля 2018 года № 48), утвержденного решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 «Об утверждении Порядка определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», устанавливающего значение коэффициента К1, учитывающего вид деятельности арендатора, равный 2 в отношении земельных участков «Тяжелая промышленность», прекращено.

Представитель административного истца АО «Южуралзолото Группа Компаний» Димитров М.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (Т.1, л.д. 11), на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области Ширманов Н.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (Т.2, л.д. 1), представитель заинтересованного лица администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Пыталев В.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (Т.2, л.д. 3), в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали по основаниям, изложенных в письменных отзывах (Т.2, л.д. 77-81, 156-164).

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы административного дела, заключение прокурора Ермакова М.А., полагавшего необходимым в удовлетворении административных исковых требований отказать, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 «Об утверждении Порядка определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов» (далее – Порядок) внесены изменения в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 «Об утверждении Порядка определения размера из расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов решено приложения 1-2 к Порядку читать в новой редакции.

Приложением 2 к Порядку установлены значения коэффициента К2, учитывающего особенности расположения земельного участка, для Кочкарского сельского поселения в размере 4,0, для Борисовского сельского поселения в размере 2,5 (Т.2, л.д. 127-132).

Решение опубликовано 18 мая 2018 года в газете «Знамя Октября», № 20 (9968) (л.д. 19).

АО «Южуралзолото Группа Компаний» является арендатором ряда земельных участков, расположенных на территории Пластовского муниципального района, в том числе в Кочкарском и Борисовском сельском поселениях, является плательщиком арендной платы (Т.1, л.д. 194-201).

Согласно статьям 16, 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, статье 15, подпункту 5 пункта 1 статьи 17 Устава Пластовского муниципального района Челябинской области, Собрание депутатов Пластовского муниципального района является представительным органом муниципального района, входит в структуру органов местного самоуправления, в его исключительной компетенции находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Согласно статье 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в том числе в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии со статьей 16 Закона Челябинской области от 13 апреля 2015 года № 154-ЗО «О земельных отношениях» порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без проведения торгов, определяется в соответствии с Законом Челябинской области «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок определения размера арендной платы за такой земельный участок.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, на территории Челябинской области установлен Законом Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-ЗО «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», который на момент принятия оспариваемого решения действовал в редакции Закона от 28 декабря 2016 года № 499-ЗО.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-ЗО размер годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, определялся по формуле:

Ап = Скад * Сап / 100 % * К1 * К2 * К3, где:

Ап - размер арендной платы;

Скад - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;

Сап - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка;

К1 - коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора;

К2 - коэффициент, учитывающий особенности расположения земельного участка в городском округе, муниципальном районе;

К3 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона Челябинской области от 24 апреля 2008 года № 257-ЗО значения коэффициента К2 могут устанавливаться по решению органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов при наличии экономического обоснования в пределах от 0,1 до 10 в зависимости от территориального расположения земельного участка в границах соответствующего городского округа, муниципального района.

С учетом приведенных норм федерального и регионального законодательства суд признает, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, что в рамках настоящего дела не оспаривается.

Содержащиеся в административном исковом заявлении доводы административного истца о нарушении административным ответчиком правил введения нормативного правового акта в действие судом не оцениваются, поскольку вступившим в законную силу определением Челябинского областного суда от 20 декабря 2018 года принят отказ административного истца от иска к ответчику по тем же основаниям, в том числе об оспаривании нормативного правового акта в части его распространения на правоотношения, возникшие с 01 апреля 2018 года (Т.2, л.д. 189-190).

Пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, одним из которых является принцип экономической обоснованности, заключающийся в установлении размера арендной платы, соответствующего доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.

В силу прямого указания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Соблюдение представительным органом при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, принципа экономической обоснованности, должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

В подтверждение доводов о законности оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком представлено экономическое обоснование коэффициента К1 и К2 при определении размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Пластовского муниципального района на 01 апреля 2018 года, утвержденное директором <данные изъяты> (Т.2, л.д. 99-123).

Согласно указанному экономическому обоснованию, при установлении коэффициента К2 равного 4 специалист руководствовался следующими принципами: расстояние от дороги регионального значения и районного центра г. Пласт, характер деятельности основных субъектов, арендующих земельные участки, влияние процессов добычи полезных ископаемых на экологическую ситуацию на территории поселения, доходность земельных участков, и установил его в отношении Демаринского сельского поселения в указанном размере.

В отношении иных сельских поселений, в том числе Кочкарского и Борисовского, значение коэффициента К2 не устанавливалось.

Из сравнительного анализа решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 в первоначальной редакции (Т.2, л.д. 165-176) и этого же решения с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48, следует, что коэффициент К2 претерпел изменения только в отношении Демаринского сельского поселения в сторону уменьшения, в отношении Кочкарского и Борисовского сельских поселений остался неизменным.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС Российской Федерации). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС Российской Федерации).

Заявленные административные требования должны быть направлены на восстановление нарушенного права.

Учитывая, что коэффициенты К2, установленные нормативным правовым актом в оспариваемой редакции и нормативным правовым актом в редакции первоначальной в отношении указанных в иске сельских поселений равнозначны, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Челябинский областной суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Южуралзолото Группа Компаний» о признании противоречащими федеральному законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 4 и подпункта 5 Приложения № 2 к Порядку определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов (в редакции решения Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 апреля 2018 года № 48), утвержденное решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2018 года № 48 «О внесении изменений в приложение к решению Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 25 января 2018 года № 10 «Об утверждении Порядка определения размера и расчета арендной платы за земельные участки на территории Пластовского муниципального района Челябинской области, находящиеся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов», устанавливающего значение коэффициента К 2, учитывающего местоположение земельного участка на территории Кочкарского сельского поселения равным 4,0 и Борисовского сельского поселения равным 2,5, отказать.

Председательствующий