ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-54/2020
УИД 75OS0000-01-2020-000073-34
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2020 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при помощнике судьи Назарчук О.Н.,
с участием:
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» ФИО1,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2,
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» о признании не действующими приложения № 1, 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2020-2022 годы» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2020 год,
установил:
20 декабря 2019 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) принят приказ № 638-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2020 - 2022 годы» (далее – Приказ № 638-НПА).
В приложении № 1 указанного приказа установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), в приложении № 2 установлены тарифы горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение).
Приказом РСТ Забайкальского края от 31 января 2020 года № 17-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА внесены изменения.
Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 24 декабря 2019 года и 31 января 2020 года соответственно.
Общество с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» (далее – ООО «Забайкальский тепловик», Общество) в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что установленные тарифы являются экономически необоснованными, поскольку оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением пунктов 18, 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктов 24, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, поскольку при установлении тарифов РСТ Забайкальского края применила метод экономически обоснованных расходов (затрат), указав период регулирования 2020-2022 годы, однако, срок действия тарифов, установленных указанным методом, не должен составлять более одного финансового года. При определении тарифов на 2020 год административным ответчиком была принята стоимость угля с доставкой в размере 1 239 руб. за тонну (без НДС), несмотря на представление Обществом договора, заключенного по результатам запроса цен, подтверждающего стоимость угля с доставкой с учетом НДС в размере 3 780 руб. за тонну. Кроме того, ООО «Забайкальский тепловик» не было надлежащим образом уведомлено о времени проведения заседания Правления РСТ Забайкальского края по установлению тарифов.
РСТ Забайкальского края в лице и.о. руководителя ФИО3 в представленном письменном отзыве с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что в связи с непредставлением ООО «Забайкальский тепловик» тарифной заявки на расчет тарифов на 2020 год тарифное дело было открыто по инициативе органа регулирования, расчет тарифов произведен методом индексации, при этом на первый год долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка определена методом экономически обоснованных расходов. На момент установления тарифов на услугу теплоснабжения в адрес РСТ Забайкальского края никаких документов со стороны административного истца не поступало, документация о результатах проведения торгов была направлена лишь 8 октября 2019 года. Предложенная ресурсоснабжающей организацией цена угля в расчет себестоимости тарифа не принята, поскольку согласно предварительному заключению Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – УФАС по Забайкальскому краю) конкурсная процедура содержала признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и на момент установления тарифов по данному факту проводилась проверка. Цена топлива была принята в соответствии с подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075) на уровне среднестатистической (без НДС) в размере 923 руб. за тонну, с учетом доставки с разреза до котельной в размере 282,63 руб. за тонну, скорректированной с учетом индекса роста. Заседание Правления по утверждению тарифов проведено в отсутствие представителей ООО «Забайкальский тепловик», поскольку по состоянию на 20 декабря, которое являлось крайней датой утверждения тарифов на следующий период регулирования, урегулирование разногласий с административным истцом по формированию необходимой валовой выручки исходя из выбранного подхода, не было достигнуто.
В судебном заседании представитель ООО «Забайкальский тепловик» ФИО1 позицию административного истца поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель РСТ Забайкальского края ФИО2 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что представленный ООО «Забайкальский тепловик» договор на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 3/2019 является ничтожным, поскольку в нем не отражены существенные условия договора, при этом также ссылаясь на положения статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пунктов 4, 5.1 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10, 13.2.12 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий РСТ Забайкальского края издала приказ от 20 декабря 2019 года № 638-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2020 - 2022 годы, с календарной разбивкой. В соответствии с пунктом 4 приказа признан утратившим силу приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 639-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2019 год».
Приказом РСТ Забайкальского края от 31 января 2020 года № 17-НПА в вышеназванный приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА в связи с допущенной технической ошибкой внесены изменения, исключен пункт 4.
Приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА был принят на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 93), с учетом экспертного заключения по установлению тарифов; приказы официально опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 24 декабря 2019 года, 31 января 2020 года.
Доводы ООО «Забайкальский тепловик» о неизвещении Общества о рассмотрении дела об установлении тарифов суд находит несостоятельными.
Из материалов дела усматривается, что на электронную почту ООО «Забайкальский тепловик» РСТ Забайкальского края направлялось извещение о заседании Правления по вопросу утверждения тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду на 2020 год, поставляемые ООО «Забайкальский тепловик», на 18 декабря 2019 года. 18 декабря 2019 года рассмотрение, в том числе вопроса об утверждении тарифов для ООО «Забайкальский тепловик», было отложено на 20 декабря 2019 года в связи с необходимостью рассмотрения дополнительно представленных Обществом документов.
Таким образом, оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.
В оспариваемом административным истцом приложении № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2020 - 2022 годы с календарной разбивкой: с 1 января по 30 июня 2020 года для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения – 4 102,33 руб./Гкал, для населения – 1 576,85 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 4 521,00 руб./Гкал и 1 644,66 руб./Гкал.
В приложении № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА установлены тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2020 - 2022 годы с календарной разбивкой: с 1 января по 30 июня 2020 года тариф на компонент на холодную воду для прочих потребителей составил 152,62 руб./куб.м, компонент на тепловую энергию 4 102,33 руб./Гкал, для населения – 150,95 руб./куб.м, 1 576,85 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2020 года для прочих потребителей – 175,51 руб./куб.м и 4 521,00 руб./Гкал, для населения – 157,44 руб./куб.м и 1 644,66 руб./Гкал.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется следующим методами: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.
До 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 19 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов). В отношении регулируемых организаций, для которых тариф устанавливается впервые, используется метод регулирования, определяемый органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации.
В соответствии с пунктами 18, 72 Основ ценообразования долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов. При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.
В случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) и в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, применяется экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 17 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования тарифов, пунктом 4 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (утвержден приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163), в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил, а также в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте Правил, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций по собственной инициативе, на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В данном случае регулирующий орган, установив, что предложение об установлении тарифов на 2020 год от ООО «Забайкальский тепловик» не поступало, открыл в отношении Общества дело об установлении тарифов на тепловую энергию и горячее водоснабжение на 2020-2022 год по собственной инициативе, рассчитав на первый период долгосрочного периода регулирования размер необходимой валовой выручки методом экономически обоснованных расходов (затрат), что, по мнению суда, является допустимым.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что при обращении за установлением тарифов на тепловую энергию регулируемой организацией было предложено включить в необходимую валовую выручку на 2020 год расходы на приобретение угля в размере 1 734 222 руб. из расчета объема угля 550,55 тонн по цене 3 150 руб. Органом регулирования учтены в расчете необходимой валовой выручки расходы на приобретение угля в размере 682 342 руб. исходя из нормативного объема угля, необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения, в размере 550,55 тонн и стоимости 1 239 руб./тнт.
В силу пунктов 61 и 73 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
При этом плановая (расчетная) цена на топливо в силу пункта 37 Основ ценообразования определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, согласно подпунктам «а», «б», «в» которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.
Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Согласно пункту 4 указанной статьи торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
Исходя из анализа действующего законодательства торги представляют собой способ заключения договора, содержащий правовой механизм, обеспечивающий определенный порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью выявления победителя, предложение которого может быть признано лучшим среди других.
В этой связи положения Гражданского кодекса, регулирующие проведение торгов могут применяться к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.
Учитывая изложенное, торгами, исходя из норм гражданского законодательства, могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от наименования.
Согласно пункту 3.1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) конкурентные закупки осуществляются следующими способами: 1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
В соответствии с пунктом 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством запрос предложений является формой торгов.
В силу пункта 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
В целях определения плановых значений расходов на приобретение угля ООО «Забайкальский тепловик» представило в РСТ Забайкальского края 8 октября 2019 года договор на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 3/2019, заключенный с индивидуальным предпринимателем Щ.В.Ж. по результатам закупочной процедуры – запроса цен на право заключения договора на поставку угля для нужд ООО «Забайкальский тепловик», подтверждающий приобретение угля в размере 1 486 032 руб. (596,8 тонн).
Органом регулирования учтены в расчете необходимой валовой выручки расходы на приобретение угля в размере 682 342 руб. исходя из нормативного объема угля, необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения, в размере 551 тнт и стоимости 1 239 руб./тнт.
При этом в нарушение требований пунктов 29, 32 Правил регулирования тарифов ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления органа регулирования каких-либо мотивированных оснований отклонения предложения организации не приведено.
Из пояснений представителя РСТ Забайкальского края следует, что цена угля определена в соответствии с подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования, предусматривающего в качестве источника информации о ценах (тарифах) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
Между тем в пункте 29 Основ ценообразования перечислены источники информации о ценах (тарифах), которые использует орган регулирования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен). В то время как при установлении тарифов для ООО «Забайкальский тепловик» на 2020 год органом регулирования определялась плановая (расчетная) цена на приобретение угля, а не фактические значения расходов для общества. В связи с чем ссылка представителя РСТ Забайкальского края на положения пункта 29 Основ ценообразования является необоснованной.
То обстоятельство, что в приложении № 1 договора на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 3/2019 стоимость угля указана общей строкой для сельских поселений Кранокаменского района Забайкальского края (с.п. Ковылинское, с.п. Маргуцекское, с.п. Соктуй-Милозанское, с.п. Кайластуйское), и составила 3 780 руб., при этом согласно пункту 1.2 договора количество товара – 2 788,52 тонн, согласно пункту 3.1 общая цена договора – 10 540 605,60 руб., не свидетельствует об обоснованности доводов представителя РСТ Забайкальского края о невозможности использования при расчете расходов на приобретение угля указанного договора.
Из представленной закупочной документации усматривается, что цена за тонну угля с доставкой с учетом НДС по сельскому поселению Кайластуй была определена Обществом при размещении заказа в размере 2 500 рублей за тонну. С учетом этого и непосредственно из приложения № 1 к договору на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 3/2019 усматривается, что цена угля составила 2 490 руб. за тонну (1 486 032 руб./596,8 тонн).
Согласно пояснениям допрошенной в качестве свидетеля начальника отдела ценообразования в энергетике ГКУ «Центр экспертиз» ФИО4, входящей в состав экспертной группы по расчету тарифов для ООО «Забайкальский тепловик», при проведении экспертизы представленных расчетов экономической обоснованности тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское», Обществом была представлена указанная конкурсная документация, и исходя из конкурсной документации и заключенного договора на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 3/2019, экспертная группа имела право определить верную цену угля для сельского поселения «Кайластуй», а именно 2 490 руб.
Доводы РСТ Забайкальского края о том, что договор на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 3/2019 был представлен лишь 8 октября 2019 года, не могут быть признаны обоснованными при утверждении тарифов 20 декабря 2019 года. Кроме того, органом регулирования в качестве источника информации о среднерыночной цене угля по Забайкальскому краю учтены сведения о фактически сложившейся в 2019 году цене топлива, предоставленные по запросу РСТ Забайкальского края ООО «Разрез Тигнинский», ПАО «ППГХО», ООО «Разрез Восточный» в ноябре 2019 года, то есть после представления ООО «Забайкальский тепловик» документов, обосновывающих предложенную обществом в целях установления тарифов стоимость угля.
Оснований для непринятия РСТ Забайкальского края указанного договора на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 3/2019 ввиду нарушения ООО «Забайкальский тепловик» при проведении торгов статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» судом при рассмотрении настоящего административного дела не усмотрено.
Как установлено судом, в рамках рассмотрения тарифного дела представленная конкурсная документация ООО «Забайкальский тепловик» была направлена РСТ Забайкальского края в УФАС по Забайкальскому краю на предмет проверки соблюдения антимонопольного законодательства. В ответе от 18 декабря 2019 года № 03-05-6229 УФАС по Забайкальскому краю сообщило, что договор с ИП Щ.В.Ж.. заключен по результатам запроса цен – конкурентной закупки угля для нужд ООО «Забайкальский тепловик». Каких-либо выводов о нарушении обществом Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ни названный ответ, ни иные материалы дела не содержат.
Сведений о том, что в установленном законом порядке договор на поставку угля признан недействительным или незаключенным, в материалах дела не имеется. Ссылка представителя РСТ Забайкальского края на Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» судом не принимается во внимание, поскольку данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
При таких обстоятельствах отказ органа регулирования от применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования является необоснованным.
Кроме того, следует отметить, что в случае отказа РСТ Забайкальского края от применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования планируемые цены подлежали определению в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования, то есть с учетом прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Между тем в нарушение вышеприведенных требований при определении расходов на приобретение угля РСТ Забайкальского края руководствовалась подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что установленные для ООО «Забайкальский тепловик» РСТ Забайкальского края тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение нельзя признать экономически обоснованными в связи с нарушением при расчете расходов на приобретение энергетических ресурсов, включаемых в необходимую валовую выручку, пункта 28 Основ ценообразования.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на 2020 год на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», установленные исходя из неверно определенного размера необходимой валовой выручки (Приложения № 1, 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА), подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.
В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» удовлетворить.
Признать не действующими с момента принятия приложения № 1, 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2020-2022 годы» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2020 год.
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложения № 1, 2 приказа Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 638-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Кайластуйское» муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», на 2020-2022 годы» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение) на 2020 год.
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф ).
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Мотивированное решение составлено 29 мая 2020 года.