дело № 3а-54/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июня 2020 года г. Горно-Алтайск
Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Имансакиповой А.О.,
при секретаре – Молодых Л.С.
с участием прокурора- Тюхтеневой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУП «Муниципальная управляющая организация» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим в части приказа Комитета по тарифам Республики Алтай № 94-ВД от 20 декабря 2019г.,
установил:
МУП «Муниципальная управляющая организация» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании незаконным приказа Комитета по тарифам Республики Алтай № 94-ВД от 20 декабря 2019 года в части Приложения № 2 «Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях представления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных и (или) жилых домов, определенный с применением расчетного метода», возложении обязанности произвести расчет норматива расхода тепловой энергии (Гкал. На 1 куб.м.) посредством метода аналогов. С учетом уточненного заявленного требования, административный истец просил признать незаконным Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай № 94-ВД от 20 декабря 2019 года в части Приложения № 2 со дня его принятия.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в соответствии с вышеуказанным приказом, а в частности Приложением № 2, установлен норматив расхода тепловой энергии (Гкал. на 1 куб.м.) с неизолированными стояками с полотенцесушителями - 0,0746 и с неизолированными стояками и отсутствием полотенцесушителей - 0,061. Данный норматив был определен с применением расчетного метода и является незаконным. По мнению административного истца, Комитет по тарифам Республики Алтай был обязан применить аналоговый метод расчета, поскольку данный метод является приоритетным. Расчетный метод применяется в случае отсутствия возможности применения метода аналогов. Административный истец утверждает, что в свою очередь своевременно предоставил все необходимые сведения для определения нормативов с применением метода аналогов.
Фактический объем тепловой энергии, используемый на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в отношении многоквартирных домов, оборудованных полотенцесушителями, определенный показаниями общедомовых приборов учета, превышает на 0,0634 Гкал на 1 куб. м., т.е. составляет 0,138 Гкал. на 1 куб.м.. В результате чего у МУП «Муниципальная управляющая организация» возникли убытки в размере 1 589 582 руб. 65 коп.
В судебном заседании директор МУП «Муниципальная управляющая организация» А.С.А., представители по доверенности административного истца А.О.И. и К.М.Г. поддержали административное исковое заявление.
Представители административного ответчика Ю.Н.Ю. и И.А.А. просили в удовлетворении административного иска отказать.
Изучив административное исковое заявление, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Тюхтеневу И.М., указавшую в мотивированном заключении о законности оспариваемого нормативного правового акта, и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, утвердившим Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).
В соответствии с Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, утвержденном Постановлением Правительства Республики Алтай от 15 марта 2012 года № 57, Комитет по тарифам Республики Алтай (далее - Комитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Алтай, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), региональный государственный контроль и надзор в установленной сфере деятельности, функции по оказанию государственных услуг.
Проанализировав оспариваемый приказ в порядке статьи 213 КАС РФ, сопоставив его с нормами действующего законодательства, суд считает, что данный приказ принят Комитетом в рамках полномочий, предоставленных Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай, с соблюдением процедуры принятия решения и его формы в соответствии с Положением о Комитете по тарифам Республики Алтай.
Оспариваемый приказ Комитета по тарифам Республики Алтай принят 20 декабря 2019 года, подписан и.о. председателя Комитета по тарифам Республики Алтай С. Н.А. Полномочия указанного лица определены Указом Главы Республики Алтай № 242-У от 01 октября 2019 года.
Судом установлено, что названный Приказ был принят руководителем в соответствии с требованиями подп.3 п.10, подп.14 п.15 Положения о Комитете по тарифам Республики Алтай.
Оспариваемый приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Алтай, размещен 23 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.altai-republic.ru) в соответствии с требованиями пункта 9 Правил подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, утвержденных Постановлением Правительством Республики Алтай от 19 мая 2011 года №101, ст. 35 Закона Республики Алтай от 05 марта 2008 года № 18-РЗ «О нормативных правовых актах Республики Алтай.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят органом регулирования в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка и процедуры.
Правомочность органа, принявшего приказ, а также соблюдение установленных законом правил введения его в действие и опубликования, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Оценивая оспариваемый нормативный правовой акт на предмет соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
Установление нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов и при необходимости запрашивает дополнительные сведения с обоснованием запроса (пункт 9 Правил № 306).
Ресурсоснабжающая организация, управляющая организация обязаны предоставлять по запросу уполномоченного органа сведения, необходимые для установления нормативов потребления коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 38, с учетом сроков, предусмотренных пунктом 37, в соответствии с осуществляемыми этими организациями видами деятельности (пункт 9.1 Правил № 306).
Оспариваемый приказ Комитетом принят по своей инициативе.
В силу ч.9 ст. 32 Федерального Закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой №23 Приложения №2 к данным Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии – исходя из норматива потребления горячей воды.
В соответствии с п 24 Правил № 306 в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и горячему водоснабжению в жилых помещениях включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении, а также исходя из того, что данные коммунальные услуги соответствуют требованиям к качеству, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг.
Норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется путем установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пунктам 13, 19 Правил №306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к Правилам № 306.
Главным отличием метода аналогов и расчетного метода является то, что в каждом методе определения используется различная исходная информация. Также приведенные методы отличаются друг от друга точностью определенных нормативов, степенью учета местных особенностей, а также трудоемкостью выполняемых работ.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил №306).
При этом, в соответствии с положениями пункта 21 указанных Правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: а) неизолированные стояки и полотенцесушители; б) изолированные стояки и полотенцесушители; в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей (пункт 32.1 Правил №306).
При этом, информация об оснащенности многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг (пункт 32.2 Правил №306).
Таким образом, установление нормативов предусматривает соблюдение последовательности названных процедур.
Согласно подп. а п. 4 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения, вид системы горячего водоснабжения, оснащенность жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, а также наличие изолированных (неизолированных) стояков и (или) полотенцесушителей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Правил №306 климатические условия - это показатели, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода).
Согласно абз. 3 п.2 Правил №306 конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов (материал стен, кровли, этажность и другие характеристики многоквартирного дома или жилого дома).
Метод аналогов применяется при условии, что если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствуют Правилам пользования жилыми помещениями, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
МУП «Муниципальная управляющая организация» является одной из организаций, оказывающих коммунальные услуги жителям многоквартирных домов г. Горно-Алтайска, в том числе услуги по горячему водоснабжению. Оспариваемые нормативы подлежат применению при расчете платы за указанную коммунальную услугу в случае, предусмотренном статьей 157 ЖК РФ.
Оспариваемый акт принят Комитетом по тарифам Республики Алтай с применением расчетного метода.
По смыслу приведенных нормативных положений уполномоченный орган субъекта Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Для расчета необходимого объема выборки для определения нормативов расхода тепловой энергии на подогрев методом аналогов Комитету было необходимо на момент принятия оспариваемого Приказа не менее 10 домов, оборудованных приборами учета, определяющими количество тепловой энергии в горячей воде (в соответствии с формулами 2 и 7.1 Приложения № 1 к Правилам № 306).
В соответствии с пунктом 36 Правил № 306 после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета.
Показания приборов учета снимаются: в отношении холодного и горячего водоснабжения - первого и последнего числа отопительного периода (п. п. "а" п. 37 Правил № 306).
В целях расчета нормативов потребления коммунальных услуг и необходимости определения предварительной выборки Комитет по тарифам Республики Алтай в адрес ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья (далее ТСЖ) направил запрос от 26 декабря 2018 года № 2139 о необходимости предоставления соответствующих сведений. Также в соответствии с п.32(2) Правил Комитетом по тарифам Республики Алтай был направлен запрос от 16 января 2019 года №48 в адрес муниципального образования «Город Горно-Алтайск» и муниципального образования «Майминский район» (муниципальные образования, только на территориях которых оказываются услуги централизованного горячего водоснабжения, и относящиеся к одной климатической зоне III) о необходимости предоставления сведений оснащенности многоквартирных домов или жилых домов с изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями.
Из материалов дела следует, что на запросы, направленные всем вышеуказанным субъектам, ответы представлены только отдельными ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и муниципальными образованиями. Кроме того, представленные ответы не содержали необходимую информацию выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных и (или) жилых домах, а также были не приложены подтверждающие документы.
В результате изложенного, Комитетом по тарифам произвести выборку по 10 домам, сгруппированным по этажности, конструктивности, степени благоустройства и прочим установленным законодательством необходимым параметрам не представилось возможным.
Письмом от 19.03.2019 № 371 Комитет по тарифам Республики Алтай обратился в адрес МО «Город Горно-Алтайск» с просьбой обеспечить представление соответствующей информации от остальных управляющих организаций и ТСЖ г. Горно-Алтайска. Аналогичным письмом от 25.03.2019 № 395 Комитет обратился в адрес Администрации МО «Майминский район». В результате полученной информации Комитетом не произведена предварительная выборка по причине неполноты и возможной недостоверности (в отсутствие подтверждающих документов) представленных данных ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, ТСЖ и администрациями муниципальных образований.
На запрос о представлении надлежащим образом оформленных копий технических паспортов и проектной документации Комитетом получен ответ от ресурсоснабжающей организации за № 669 от 26.06.2019, из которого следует, что управляющие компании и ТСЖ в адрес ресурсоснабжающей организации предоставили технические паспорта - менее 10, проектные документации - менее 5. В связи с чем, ресурсоснабжающая организация обратилась с письмом от 17.05.2019 № 539 в Государственную жилищную инспекцию Республики Алтай о принятии мер по понуждению управляющих компаний в представлении актуальных технических паспортов. Однако, соответствующие документы в Комитет не направлены.
Работа по сбору сведений, необходимых для определения нормативов потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и в жилых помещениях с применением метода аналогов, производилась с декабря 2018 года по июнь 2019 года. Анализ представленных документов ресурсоснабжающими организациями, управляющими компаниями, ТСЖ показал, что предоставленных сведений оказалось недостаточно для проведения расчетов потребления коммунальных услуг методом аналогов.
Из представленного экспертного заключения Комитета по тарифам следует, что:
- в отношении 2-этажных многоквартирных домов предоставлена информация в отношении 122 домов, из них отвечающих группировке по пп. а п. 4 Правил № 306 -0;
- в отношении 3–этажных многоквартирных домов – 46, из них отвечающих группировке по пп. а п. 4 Правил № 306– 0;
- в отношении 4–этажных многоквартирных домов -18, отвечающих группировке по пп. а п. 4 Правил № 306 – 0;
- в отношении 5–этажных многоквартирных домов – 127, из них отвечающих группировке по пп.а п. 4 Правил № 306 – 0;
- в отношении 5 -этажных многоквартирных домов, включая мансарды,- 10, подлежащих группировке по пп. а п. 4 Правил № 306 – 0
- в отношении 6– этажных многоквартирных домов - 16, отвечающих группировке по пп. а п. 4 Правил № 306 – 0
- в отношении от 6-этажных многоквартирных домов и выше - 12, отвечающих группировке по пп. а п. 4 Правил № 306 – 0
В силу пп. д п. 4 Правил № 306 учитываются такие конструктивные и технические параметры как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем. Из представленных сведений удалось соотнести к одной группировке только 2 многоквартирных дома, расположенных на территории МО «Город Горно-Алтайск» (<адрес>, <адрес>).
Указанное обстоятельство невозможности осуществления представительной выборки по представленным в Комитет сведениям подтверждается показаниями А. К.С., осуществлявшей соответствующий расчет нормативов, допрошенной в качестве свидетеля. Показания указанного свидетеля принимаются судом, признаются достоверными, поскольку они соотносятся с остальными письменными доказательствами по делу.
Таким образом, установлено, что Комитетом по тарифам произведены все необходимые действия по сбору информации для проведения выборки. Однако, представленные сведения не отвечали условиям выборки. В связи с чем, административный ответчик правомерно отказался от метода аналогов в пользу расчетного метода.
Более того, в письме Комитета от 24.06.2019 № 955, адресованном управляющим компаниям и ресурсоснабжающим организациям, содержалась информация о невозможности применения метода аналогов и о необходимости произведения расчетов нормативов с применением расчетного метода,
В целях ознакомления в адрес ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний 30.10.2019 направлен проект оспариваемого Приказа с указанием на возможность внесения предложений и замечаний.
Однако, МУП «Муниципальная управляющая организация» своевременно не предоставило такие замечания.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого приказа, административный ответчик правомерно отказался от применения метода аналогов.
В ходе рассмотрения настоящего дела, административный истец указывал на то, что при расчетах за поставленную им тепловую энергию, с применением оспариваемых нормативов, являющихся, по его мнению, заниженными, у организации образуются убытки.
Вместе с тем, заявляя об убытках, управляющая организация, по сути основывается на сравнении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях представления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленных Комитетом расчетным методом и рассчитанных самостоятельно административным истцом нормативов, определенных методом аналогов, применение которого в данном случае является необоснованным по причине необеспечения представительности выборки. Иных доказательств, подтверждающих зависимость понесенных административным истцом убытков от применения оспариваемого приказа, в материалы дела не представлено.
В опровержение доводов Комитета по тарифам административным истцом представлены сведения о 10 многоквартирных домах, которые, по мнению представителей административного истца, могли быть учтены при расчете нормативов методом аналогов. Согласно пункту 40 Правил № 306 при обработке данных по объему выборки в целях определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях необходимо исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов.
При этом, из представленной административным истцом сводной таблицы по расходу объема Гкалл за отопительный период 2018г.-2019г. следует, что в соответствии с п. 40 Правил №306 не все указанные многоквартирные дома могли участвовать в представительной выборке.
Более того, административным истцом своевременно и в полном объёме такие сведения не были представлены в Комитет по тарифам Республики Алтай при расчете нормативов.
Доводы административного истца о применении исключительно п. 32.1 Правил № 306 при проведении выборки домов основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях с применением метода аналогов производится в соответствии с разделом 5 Правил №306.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска МУП «Муниципальная управляющая организация».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление МУП «Муниципальная управляющая организация» к Комитету по тарифам Республики Алтай о признании недействующим с момента принятия приказа Комитета по тарифам Республики Алтай № 94-ВД от 20 декабря 2019 года в части Приложения № 2 «Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях представления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных и (или) жилых домов, определенный с применением расчетного метода» с возложением обязанности на Комитет по тарифам Республики Алтай принять заменяющий нормативный правовой акт путем расчета норматива расхода тепловой энергии посредством метода аналогов оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление прокурора в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.О. Имансакипова
Мотивированное решение составлено 08 июля 2020 года.