ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-54/2016 от 16.11.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело № 3а – 54/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 ноября 2016 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,

при секретаре Морозовой М.Н.,

с участием представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Фемида-Саратов» Самсонова И.И. и Симонова А.С., действующих на основании доверенностей от 19 сентября 2016 года, представителя административного ответчика Саратовской городской Думы Чесноковой С.Ю., действующей на основании доверенности от 01 декабря 2015 года № 20, представителя административного соответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянского Г.Ю., действующего на основании доверенности от 14 сентября 2016 года № 01-04/85, представителя заинтересованного лица комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животиковой Ю.О., действующей на основании доверенности от 17 октября 2016 года № 06-09-26/2556,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Фемида-Саратов» к Саратовской городской Думе, администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании решений Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217, от 06 февраля 2014 года № 32-361, от 25 июля 2014 года № 38-429, от 19 февраля 2015 года № 43-482, от 14 июня 2016 года № 60-634 о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в части включения земельного участка с кадастровым номером 64:48:010346:14 в границы территории общего пользования,

установил:

пунктом 37 «Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» (Приложение № 1) Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (далее – Правила землепользования и застройки), принятых решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280, в редакции решений Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217, от 06 февраля 2014 года № 32-361, от 25 июля 2014 года № 38-429, от 19 февраля 2015 года № 43-482, от 14 июня 2016 года № 60-634, земельный участок с кадастровым номером 64:48:010346:14 включён в границы территории общего пользования.

Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Фемида-Саратов» (далее – ООО «ЮК «Фемида-Саратов») обратилось в Саратовский областной суд с административным иском к Саратовской городской Думе об оспаривании решения Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 в редакции решений Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217, от 06 февраля 2014 года № 32-361, от 25 июля 2014 года № 38-429, от 19 февраля 2015 года № 43-482, от 14 июня 2016 года № 60-634 в приведённой выше части.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена администрация муниципального образования «Город Саратов».

В обоснование заявленных требований ООО «ЮК «Фемида-Саратов» указывает, что является собственником земельного участка площадью 7 039 квадратных метров с кадастровым номером 64:48:010346:14, расположенного по адресу: город Саратов, Набережная Космонавтов, улица имени Лермонтова М.Ю., улица Московская, с разрешённым видом использования: для строительства многофункционального общественного центра с гостиничным комплексом, административными помещениями, киноконцертным залом, торговыми павильонами, складами, прилегающей автостоянкой и автоцентром. Саратовской городской Думой принято решение от 29 апреля 2008 года № 27-280 об утверждении Правил землепользования и застройки, в соответствии с которыми указанный выше земельный участок был отнесён к территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города (ОД-1), что позволяло использовать земельный участок согласно разрешенному использованию для строительства объекта недвижимости

Решением Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217 внесены изменения в Правила землепользования и застройки, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 64:48:010346:14 был отнесён к территориям общего пользования муниципального образования «Город Саратов». Это было осуществлено путем внесения изменений в пункт 37 Правил землепользования и застройки в виде изложения данного пункта с приведенной в его составе карты градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» в новой редакции, в которой земельный участок был обозначен уже не в составе территориальной зоны многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города (ОД-1), а в составе территорий общего пользования (ОП).

20 декабря 2012 года Саратовской городской Думой принято решение № 21-257 об изъятии путём выкупа земельного участка, принадлежащего административному истцу, для муниципальных нужд в целях размещения объекта транспортной инфраструктуры – автомобильной дороги местного значения. Однако процедура изъятия земельного участка до настоящего времени не осуществлена.

По мнению административного истца, отнесение земельного участка в границы территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» нарушает права и законные интересы ООО «ЮК «Фемида-Саратов», закреплённые статьями 35 Конституции Российской Федерации и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, административный истец полагает, что у комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовали предусмотренные статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для предложения внесения изменений в Правила землепользования и застройки в указанной выше части.

В судебном заседании представители административного истца ООО «ЮК «Фемида-Саратов» поддержали административное исковое заявление по приведённым основаниям.

Представители административного ответчика Саратовской городской Думы и административного соответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска, по тем основаниям, что задача органа муниципального образования при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Полагают, что оспариваемые решения приняты Саратовской городской Думой в пределах полномочий и с соблюдением процедуры, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании поддержал позицию административного ответчика и административного соответчика.

Заслушав объяснения представителей административного истца, представителей административного ответчика и административного соответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, 08 февраля 2008 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности ООО «ЮК «Фемида-Саратов» на земельный участок площадью 7 039 квадратных метров с кадастровым номером 64:48:010346:14, расположенного по адресу: город Саратов, Набережная Космонавтов, улица имени Лермонтова М.Ю., улица Московская, с разрешённым видом использования: для строительства многофункционального общественного центра с гостиничным комплексом, административными помещениями, киноконцертным залом, торговыми павильонами, складами, прилегающей автостоянкой и автоцентром (том № 1 лист дела № 14).

Решением Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 утверждены Правила землепользования и застройки, опубликованные в специальном выпуске газеты «Саратовская панорама» от 17 мая 2008 года № 54 (303).

Согласно приложению № 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» «Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» в первоначальной редакции земельный участок площадью 7 039 квадратных метров с кадастровым номером 64:48:010346:14 относился к территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города (ОД-1) (том № 5 лист дела № 8).

Исходя из положений статей 1, 7, 14, 35, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

К вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

В соответствии со статьёй 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путём предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Как установлено статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. По результатам указанной проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям в комиссию на доработку.

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту.

Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

В силу статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях.

Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учётом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

В соответствии со статьями 1, 23, 24, 44 и 44.1 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649 (том № 3 листы дела № 227-248), город Саратов является городским поселением, наделённым Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

Городская Дума является представительным органом города. Заседание городской Думы считается правомочным, если на нём присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов городской Думы.

Городская Дума по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами Саратовской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города. Такие решения городской Думы, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов городской Думы, если иное не установлено действующим законодательством. К полномочиям городской Думы относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки на территории города.

Решения городской Думы, постановления главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием решений городской Думы, постановлений главы муниципального образования и постановлений администрации города считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская панорама» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте городской Думы (администрации города) www.sarstovduma.ru (www.saratovmer.ru).

Как следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 03 августа 2011 года № 1568 (том № 2 лист дела № 192) комитету по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» предписано подготовить проект планировки территории, ограниченной берегом Волгоградского водохранилища, улицей Малой Горной, улицей имени Чернышевского Н.Г., улицей Валовой. Постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 июня 2012 года № 1287 (том № 2 лист дела № 193) внесены изменения в указанное постановление в части наименования проекта планировки территории, согласно которым данная территория ограничивается улицей Малой Горной, улицей имени Чернышевского Н.Г., улицей Валовой, улицей имени Лермонтова М.Ю., улицей Первомайской и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском районе города Саратова.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15 февраля 2012 года № 167 (том № 4 листы дела № 95-96) решено подготовить проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в том числе, в части отнесения в приложении № 1 «Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» земельного участка с кадастровым номером 64:48:010346:14 из зоны ОД-1 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города) к зоне ОП (земли публичного использования (территория общего пользования) и направить такой проект главе муниципального образования «Город Саратов» для назначения даты публичных слушаний.

Названное постановление опубликовано в газете «Саратовская панорама» от 17 февраля 2012 года № 10 (813) (том № 4 лист дела № 110).

Постановлением главы муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2012 года № 03-01-07 на 01 июня 2012 года назначены публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (том № 3 лист дела № 82).

Указанное постановление и проект изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» опубликованы в газете «Саратовская панорама от 21 марта 2012 года № 11(837) и специальном выпуске газеты «Саратовская панорама» от 30 марта 2012 года № 29/1(832/1) (том № 3 листы дела № 86-92).

01 июня 2012 года состоялись публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (том № 3 листы дела № 1-16).

Положительное заключение о результатах указанных публичных слушаний опубликовано в газете «Саратовская панорама» от 25 июля 2012 года № 29(855) (том № 3 листы дела № 93-94).

Постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24 сентября 2012 года № 2238 (том № 3 лист дела № 34) решено направить проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в Саратовскую городскую Думу.

Таким образом, порядок проведения публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации местным органом соблюдён.

11 октября 2012 года на восемнадцатом внеочередном заседании Саратовской городской Думы принято решение № 18-217 «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» (том № 4 листы дела № 59-64). На заседании присутствовало 33 депутата, то есть более двух третей от установленной численности депутатов (41 человек). Решение принято большинством голосов (32 человека). Данное решение опубликовано в газете «Саратовская панорама – спецвыпуск» от 30 октября 2012 года № 122 (925).

В соответствии с данным решением в приложении № 1 «Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» земельный участок с кадастровым номером 64:48:010346:14 из территориальной зоны ОД-1 (зона многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города) отнесён к зоне ОП (земли публичного использования (территория общего пользования) (том № 2 лист дела № 235).

Постановлением главы администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 декабря 2012 года № 2885 (том № 2 листы дела № 195-196) утверждён проект планировки территории, ограниченной улицами Малой Горной, имени Чернышевского Н.Г., Валовой, имени Лермонтова М.Ю., Первомайской и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском районе города Саратова. Согласно данному проекту планировки территории земельный участок с кадастровым номером 64:48:010346:14 вынесен за красные линии в границы территорий общего пользования для размещения объекта улично-дорожной сети (том № 2 лист дела № 241).

20 декабря 2012 года Саратовской городской Думой принято решение № 21-257 об изъятии путём выкупа земельного участка, принадлежащего ООО «ЮК «Фемида-Саратов», для муниципальных нужд в целях размещения объекта транспортной инфраструктуры – автомобильной дороги местного значения (том № 3 лист дела № 249).

Решениями Саратовской городской Думы от 06 февраля 2014 года № 32-361, от 25 июля 2014 года № 38-429, от 19 февраля 2015 года № 43-482, от 14 июня 2016 года № 60-634 изменения в приложение № 1 «Карта градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов» в части территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 64:48:010346:14 не вносились (том № 2 листы дела № 237-240).

В силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Оценив приведённые выше доказательства, суд приходит к выводу, что решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в редакции решений Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217, от 06 февраля 2014 года № 32-361, от 25 июля 2014 года № 38-429, от 19 февраля 2015 года № 43-482, от 14 июня 2016 года № 60-634 в части отнесения в Приложении № 1 (Карта градостроительного зонирования) земельного участка с кадастровым номером 64:48:010346:14 к зоне ОП (земли публичного использования (территория общего пользования) принято представительным органом муниципального образования – Саратовской городской Думой в пределах предоставленных законом полномочий (статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 14 и 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 24 Устава муниципального образования «Город Саратов»), с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта (статьи 7 и 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 23 Устава муниципального образования «Город Саратов»), с соблюдением установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта (статья 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 23 Устава муниципального образования «Город Саратов»), с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие и вступления его в силу (статья 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статья 44 Устава муниципального образования «Город Саратов»).

Доводы административного истца о нарушении прав ООО «ЮК «Фемида-Саратов», как собственника, закреплённые статьями 35 Конституции Российской Федерации и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для признания недействующими Правил землепользования и застройки в оспариваемой части исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учётом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учётом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Исходя из положений части 3 статьи 9, пункта 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частей 2, 3 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации территориальные зоны и устанавливаемые градостроительные регламенты не могут противоречить документам территориального планирования.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена возможность ограничения права собственника земельного участка осуществлять его использование в целях соблюдения требований градостроительного регламента.

Вместе с тем, по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях защиты прав и законных интересов правообладателей земельных участков, но и в целях обеспечения прав и интересов иных физических и юридических лиц, а также публичных интересов, связанных, в том числе с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

В соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешённого использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Аналогичные положения закреплены в пункте 6.1 Правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 4 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 декабря 2015 года, отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.

Таким образом, ограничение прав административного истца на указанный выше земельный участок связано с реализацией органом местного самоуправления права на совершенствование порядка регулирования землепользования и застройки на территории города в целях устойчивого развития территории муниципального образования – размещения объекта транспортной инфраструктуры – автомобильной дороги местного значения, осуществляемого в публичных интересах, в связи с чем такое ограничение не противоречит приведённым выше положениям закона и не может служить основанием для признания нормативного правового акта недействующим.

Кроме того, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части сами по себе не ограничивают право административного истца на использование земельного участка без установления срока приведения его в соответствие с Правилами, если такое использование не создаёт опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Также административный истец не лишён права на возмещение убытков, в случае фактического лишения имущества в связи с решением об изъятии земельного участка.

Доводы административного истца о том, что у комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовали предусмотренные статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для предложения внесения изменений в Правила землепользования и застройки в указанной выше части основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно пункту 2 части 2 и пункту 4 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки может служить поступление предложения об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов от органов местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях.

В соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 3.3.1 Положения о комитете по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», утверждённого решением Саратовской городской Думы от 29 сентября 2011 года № 7-70, к компетенции комитета отнесено решение вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры, капитального строительства, в том числе полномочия по подготовке правил землепользования и застройки.

Учитывая, что на момент подготовки проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки в оспариваемой административным истцом части комитетом велась работа по проекту планирования территории ограниченной улицами Малой Горной, имени Чернышевского Н.Г., Валовой, имени Лермонтова М.Ю., Первомайской и берегом Волгоградского водохранилища в Волжском районе города Саратова, в том числе в части размещения на спорном земельном участке объекта транспортной инфраструктуры – автомобильной дороги местного значения, суд приходит к выводу, что комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», как орган местного самоуправления, осуществляющий от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» решение вопросов местного значения в сфере градостроительства, архитектуры, капитального строительства в целях совершенствования порядка регулирования землепользования и застройки на территории города был правомочен внести предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.

Отнесение земельного участка в границы территорий общего пользования согласуется с положениями генерального плана муниципального образования «Город Саратов, утверждённого решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-240 в редакции решения от 11 октября 2012 года № 18-216 (том № 4 лист дела № 38).

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, учитывая, что решения Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217, от 06 февраля 2014 года № 32-361, от 25 июля 2014 года № 38-429, от 19 февраля 2015 года № 43-482, от 14 июня 2016 года № 60-634 о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в части отнесения в Приложении № 1 (Карта градостроительного зонирования) земельного участка с кадастровым номером 64:48:010346:14 к зоне ОП (земли публичного использования (территория общего пользования) принято представительным органом муниципального образования в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для признания данного нормативного правового акта в указанной части недействующим.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Фемида-Саратов» к Саратовской городской Думе, администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании решений Саратовской городской Думы от 11 октября 2012 года № 18-217, от 06 февраля 2014 года № 32-361, от 25 июля 2014 года № 38-429, от 19 февраля 2015 года № 43-482, от 14 июня 2016 года № 60-634 о внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в части включения земельного участка с кадастровым номером 64:48:010346:14 в границы территории общего пользования отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Совкич