ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-54/2016 от 26.07.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-54/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2016 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Петруниной И.Н.

при секретаре Елисейкиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО «Искитимцемент» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с кадастровой ошибкой, повлиявшей на размер кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

АО «Искитимцемент» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (), в связи с кадастровой ошибкой, повлиявшей на размер кадастровой стоимости указанного земельного участка. Просит изменить кадастровую стоимость указанного земельного участка, путем его отнесения к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта, заготовок). В обоснование требований указав, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером (), категория земель – земли населенных пунктов, для эксплуатации административного зданий, общей площадью 1958 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>. Согласно Государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей , Акционерному обществу открытого типа «Искитимцемент» Постановлением главы администрации города Искитима Новосибирской области от 1 августа 1994 года предоставлено 76.27 гектаров земли для промышленного использования.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» спорный земельный участок был отнесен к 7 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), что нарушает права общества как плательщика земельного налога.

Административный истец полагает, что спорный земельный участок с кадастровым номером () должен быть отнесен к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), поскольку здание и указанный земельный участок, на котором оно расположено, находятся на территории промышленной площадки АО «Искитимцемент».

Кроме того, административный истец просит суд возложить на Федеральное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области обязанность исправить кадастровую ошибку путем отнесения спорного земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца, действующая на основании доверенности, ФИО1, поддержала заявленные требования в полном объеме и дополнила их, просит суд, также, взыскать солидарно с административных ответчиков судебные расходы в размере 2915 рублей 00 копеек.

Представитель Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном отзыве указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в связи с чем, удовлетворение заявленных административным истцом требований является реализацией права АО «Искитимцемент» на установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере рыночной и не оспаривается Правительством Новосибирской области.

Представитель Управления Росреестра по Новосибирской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на административное исковое заявление, указал, что требования административного истца направлены на устранение нарушенных прав, которые были допущены, в том числе, Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», которое следует привлечь к участию в деле в качестве административного ответчика, как учреждение, наделенное полномочиями по постановке на кадастровый учет объектов недвижимости.

Представитель Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела, следует, что постановлением Главы администрации г.Икситима Новосибирской области от 1 августа 1994 года Акционерному обществу открытого типа «Искитимцемент» предоставлено 76,27 гектаров земли для промышленного использования (<данные изъяты>).

Постановлением главы города Искитима Новосибирской области от 14 апреля 2008 года , Открытому акционерному обществу «Искитимцемент» был предоставлен земельный участок в собственность за плату, площадью 1958 кв.м., из категории земель «Земли населенных пунктов», разрешенным использованием (назначением): для эксплуатации административного здания, кадастровый номер: , местоположение: <адрес> (<данные изъяты>).

На основании указанного постановления,17 апреля 2008 года между администрацией города Искитима Новосибирской области и Открытым акционерным обществом «Искитимцемент» заключен Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером

21 апреля 2008 года земельный участок передан обществу по акту приема-передачи.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области», на основании работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов, выполненных Федеральным унитарным государственным предприятием «Федеральный государственный центр «Земля» Омский филиал, утверждена кадастровая стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером () в размере 7134482, 08 рублей с применением удельного показателя кадастровой стоимости для 7 группы видов разрешенного использования земельного участка в размере 3643,76 рублей.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе по основанию выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержатся разъяснения, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. В том числе к такому искажению данных может относиться неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в частности целевое назначение объекта оценки и разрешенное использование земельного участка.

Статьей 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентировано, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39 (далее по тексту - Методические указания) государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

В силу положений статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Спорный земельный участок находится в черте города Искитим Новосибирской области и относится к категории земель населенных пунктов.

Пунктом 1 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая зону производственного использования (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Учтенный в Государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка и видам разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для данной территориальной зоны.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном законодательстве и законодательстве о кадастровом учете. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Вместе с тем вид разрешенного использования земельного участка, указанный в правоустанавливающих документах, может быть сформулирован так, что он допускает неоднозначное толкование. В таком случае отнесение земельного участка к одной из групп должно осуществляться с учетом правового зонирования территории, вида деятельности, для которого земельный участок был ранее предоставлен и фактически осуществляемого владельцем участка.

По смыслу подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Методических указаний, определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.

Это предполагает необходимость отнесения на основании имеющейся у оценщика информации каждого оцениваемого участка к одной из групп (подгрупп) видов разрешенного использования. Учтенный в государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования должен соответствовать фактическому использованию участка.

Вид разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка с кадастровым номером определен как «для эксплуатации административного здания». Указанный вид разрешенного использования не является определенным, допускает различное толкование.

Так, он может быть отнесен к группе видов разрешенного использования, содержащейся как в пункте 1.2.7 «земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии», так и к группе, указанной в пункте 1.2.9 «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

В связи с чем, отнесение вида разрешенного использования земельного участка к группам, предусмотренным в пункте 1.2 Методических указаний, должно осуществляться с учетом фактического использования такого земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на административном ответчике, если он возражает против удовлетворения заявления.

Как следует из материалов дела и установлено судом в ходе судебного разбирательства, нежилое строение, обозначенное в кадастровом деле как «административное здание», расположено на принадлежащем на праве собственности административному истцу спорном земельном участке с кадастровым номером , согласно Техническому паспорту, Акту о приеме-передаче здания (сооружения) от 6 марта 2007 года, Инвентарной карточке учета основных средств (для зданий и сооружений), является «Здание заводоуправления-административное 2-х этажное здание», составляет инфраструктуру промышленного предприятия, функционально неотделимо от единого производственного комплекса, является объектом обслуживающего назначения, обеспечивающим производственный процесс на территории промышленной площадки АО «Искитимцемент» и используется административным истцом для производственных целей в общем хозяйственном цикле предприятия.

В соответствии с правилами землепользования и застройки г. Искитима, утвержденного решением Совета депутатов г. Искитима от 23 декабря 2009 года №410 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Искитима», земельный участок с кадастровым номером находится к производственной зоне ПК-1 – Зона производственно-коммунальных объектов I-II классов вредности (<данные изъяты>).

Названная зона допускает, в частности, такой основной вид разрешенного использования, как «административно-управленческие структуры, офисы, конторы» и вспомогательный вид – «помещения обслуживающего и дежурно-аварийного персонала, охраны».

В соответствии с пунктами 1.2.9 и 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 к 9-му виду разрешенного использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

К 7-му виду разрешенного использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области», утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Новосибирской области в разрезе кадастровых кварталов (приложение № 2) и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Новосибирской области в разрезе муниципальных районов (городских округов) (приложение № 3).

Согласно указанным приложениям к постановлению администрации Новосибирской области 9-й и 7-й виды разрешенного использования земельных участков приведены в них аналогично пунктам 1.2.9 и 1.2.17 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

В статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, выраженный следующей формулой: земельный участок и находящееся на нем здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие на праве собственности одному лицу, признаются единым объектом и участвуют в гражданском обороте как одна недвижимая вещь, соответственно земельный участок с момента его предоставления используется административным истцом в производственных целях.

Вышеназванное здание заводоуправления административным зданием и объектом образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства или религии не является.

В соответствии с Планом приватизации (проспекту эмиссии) ПО «Искитимцемент» регистрационный номер 04-5 от 17 июня 1994 года, основным видом его деятельности является производство цемента, теплоэнергии и клинкера.

Доказательств того, что осуществляемая административным истцом заявителем на спорном земельном участке деятельность позволяет отнести его к 7 виду разрешенного использования, административными ответчиками не представлено.

Исходя из изложенного земельный участок с кадастровым номером к 7-му виду разрешенного использования земельных участков не может быть отнесен.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости. Если иное не предусмотрено указанной статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению, в том числе на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона «об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление. В данном случае заявление поступило в Новосибирский областной суд 2 июня 2016 года.

С учетом указанных обстоятельств требования заявителя подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , исчисленной исходя из удельного показателя, установленного для 9 группы видов разрешенного использования по состоянию на дату проведения государственной кадастровой оценки (1 января 2010 года.), с 1 января 2016 года.

Заявленное административным истцом в рамках рассмотрения настоящего дела требование о солидарном взыскании с административных ответчиков судебных расходов в размере 2915 рублей не основано на нормах действующего законодательства.

Согласно абзацу 4 пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки, в том числе в связи с исправлением кадастровой ошибки в сведениях, судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.

Соответственно, в данном случае, солидарный порядок возмещения издержек не предусмотрен, в связи с чем, данные расходы подлежат взысканию в заявленной сумме в пользу АО «Искитимцемент» с Правительства Новосибирской области – утвердившего результаты государственной кадастровой оценки.

Сумма понесенных административным истцом судебных расходов в рамках рассмотрения настоящего дела размере 2 915 рублей состоит из:

-расходов по оплате государственной пошлины - 2 000 рублей (платежное поручение от 31 мая 2016 год <данные изъяты>);

- расходов по оплате услуг нотариуса по нотариальному заверению копий дипломов представителей ОАО «Искитимцемент» ФИО1 (<данные изъяты>) и Ч.Г.В. (<данные изъяты>) – 900 рублей;

- изготовление ксерокопий дипломов - 15 рублей, что подтверждается представленной справкой от 30 мая 2016 года за подписью временно исполняющего обязанности нотариуса П.Н.Н.., справкой от 12 июля 2016 года за подписью нотариуса К.С.А,., также служебными записками на получение денежных средств из кассы ОАО «Искитимцемент» от 31 мая 2016 года и 27 июня 2016 года, расходными кассовыми ордерами от 31 мая 2016 года и 27 июня 2016 года, приходным кассовым ордером от 28 июня 2016 года.

В то же время, не подлежат удовлетворению требования административного истца о возложении обязанности на Федеральное государственное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Новосибирской области исправить кадастровую ошибку путем отнесения спорного земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования и внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с учетом среднего удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования земельного участка, поскольку в силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» соответствующая обязанность у органа кадастрового учета возникает в силу закона при установлении такой стоимости судом. Соответственно, на момент рассмотрения дела в суде основания для удовлетворения названного требования отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление АО «Искитимцемент» удовлетворить частично.

Устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером (), категория земель – земли населенных пунктов, для эксплуатации административного зданий, общей площадью 1958 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, путем установления с даты вступления в законную силу решения суда, кадастровой стоимости указанного земельного участка, исходя из удельного показателя стоимости 1 кв. м земельного участка, установленного постановлением Правительства Новосибирской области от 29 ноября 2011 года №535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» для 9-го вида разрешенного использования земельных участков.

Взыскать с Правительства Новосибирской области в пользу АО «Искитимцемент» судебные расходы в размере 2915 рублей.

Датой подачи заявления считать 5 апреля 2016 года.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы.

Решение вступило в законную силу 30.08.2016 г.