ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-54/2022 от 25.07.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело № 3а-54/2022

УИД 12 OS 0000-01-2022-000044-79

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Йошкар-Ола 25 июля 2022 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,

при секретаре Медведеве Э.Н.,

с участием прокурора Янгабышева С.Г.,

представителя административного истца адвоката Ерохина А.Н.,

представителя административного ответчика по доверенности Секретаревой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аспасия» к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующими пункта <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», пункта <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», пункта <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», пункта <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год»,

УСТАНОВИЛ:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным
28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год) - л.д. 12-14.

В Перечень на 2019 год включен под пунктом <№> объект недвижимого имущества с кадастровым <№>, расположенный по адресу: <адрес>

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, опубликованным
30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год) - л.д. 15-17.

В Перечень на 2020 год включен под пунктом <№> объект недвижимого имущества с кадастровым <№>, расположенный по адресу: <адрес>

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, опубликованным
26 декабря 2020 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год) - л.д. 18-20.

В Перечень на 2021 год включен под пунктом <№> объект недвижимого имущества с кадастровым <№> расположенный по адресу: <адрес>

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп, опубликованным
27 декабря 2022 на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год) - л.д. 21-23.

В Перечень на 2022 год включен под пунктом <№> объект недвижимого имущества с кадастровым <№> расположенный по адресу: <адрес>

Общество с ограниченной ответственностью «Аспасия» (далее
ООО «Аспасия», общество) обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующими пункт <№> Перечня на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, пункт <№> Перечня на 2020 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, пункт <№> Перечня на 2021 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, пункт <№> Перечня на 2022 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
22 декабря 2021 года № 11-нп, со дня их принятия, взыскать с административного ответчика уплаченную государственную пошлину.

В обоснование административного иска указано, что общество является собственником указанного объекта недвижимости. Включение в Перечни на 2019-2022 года спорного объекта противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяется как кадастровая стоимость. Оспариваемые нормативные правовые акты незаконно возлагают на административного истца обязанность по уплате налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Ерохин А.Н. требования административного иска поддержал, просил их удовлетворить, пояснил аналогично изложенному в иске, указав, что вынесение приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 июня 2022 года № 6-нп, на основании которого спорный объект недвижимости исключен из перечней объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости, не восстановило нарушенных прав административного истца, поскольку данный приказ не отменяет обязанность налогоплательщиков по оплате налоговых платежей за прошедший период.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Секретарева Т.А. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку спорный объект недвижимости исключен из перечней объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости на основании приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 июня 2022 года
№ 6-нп.

Исследовав материалы настоящего административного дела, заслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора Янгабышева С.Г., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Министерство государственного имущества Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказы Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года № 19-нп, от 24 декабря 2019 года № 27-нп, от
23 декабря 2020 года № 53-нп, от 22 декабря 2021 года № 11-нп изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Соблюдение Министерством государственного имущества Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Предметом судебной проверки по настоящему административному делу являются: пункт <№> Перечня на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
26 декабря 2018 года № 19-нп, пункт <№> Перечня на 2020 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, пункт <№> Перечня на 2021 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, пункт <№> Перечня на 2022 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп. По мнению административного истца, данными пунктами незаконно предусмотрен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества, что влияет на размер уплачиваемого налога на имущество.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от
27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах: в 2019 году - 1,5 процента, в 2020 году и последующие годы - 2,0 процента (подпункт 6 статьи 1 указанного Закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, а также предназначения для использования или фактического использования в целях, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.

В спорные Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022 год под пунктами <№> соответственно включен объект недвижимости с кадастровым <№> расположенный по адресу: <адрес>

Судом установлено, что 7 апреля 2014 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права собственности ООО «Аспасия» на указанный объект недвижимости. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости данный объект недвижимости, площадью 1288,8 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, имеет наименование: реконструкция завершенного строительством развлекательно-оздоровительного комплекса по улице Карла Либкнехта в городе Йошкар-Ола, назначение: нежилое здание, количество этажей: 3 (л.д. 23-30).

Спорное нежилое здание расположено на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке, площадью 8053+/-31 кв.м, с кадастровым <№>, с видом разрешенного использования: для размещения незавершенного строительством развлекательно-оздоровительного комплекса (I и II этапы строительства), отнесенному к категории земель: земли населенных пунктов, (л.д. 31-37).

Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание, безусловно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.

Наименование спорного здания - Реконструкция завершенного строительством развлекательно-оздоровительного комплекса по улице Карла Либкнехта в городе Йошкар-Ола не позволяет бесспорно его отнести к административно-деловым центрам и торговым центрам (комплексам) на основании подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ.

По данным выполненного кадастровым инженером ФИО1 технического плана здания, с кадастровым <№>, имеющим назначение нежилое здание, вид разрешенного использования гостиничное обслуживание, в нем размещены помещения с наименованиями: 1 этаж – вестибюль площадью 28,08 кв.м, холл площадью 22 кв.м., конференц-зал площадью 67,5 кв.м., санузел площадью 2,34 кв.м., санузел с универсальной кабиной площадью 3,75 кв.м., гардероб конференц-зала площадью 2,17 кв.м., подсобное помещение рецепшен площадью 5,64 кв.м., теплогенераторная площадью 11,06 кв.м., электрощитовая площадью
7,28 кв.м., коридор площадью 53,18 кв.м., КУИ площадью 4,99 кв.м., шесть жилых номеров общей площадью 85,74 кв.м., шесть санитарных узлов с душевой общей площадью 23,07 кв.м., две лестницы общей площадью
23,1 кв.м., лифтовой холл площадью 9,04 кв.м., три подсобных помещений общей площадью 13,03 кв.м., тамбур площадью 7,90 кв.м.; 2 этаж – холл-гостинная площадью 26,81 кв.м., КУИ площадью 2,90 кв.м., два подсобных помещения общей площадью 16,91 кв.м., бытовое помещение персонала площадью 7,28 кв.м., коридор площадью 43,60 кв.м, двенадцать жилых номеров общей площадью 182,47 кв.м., двенадцать санитарных узлов с душевой общей площадью 42,86 кв.м., лифтовой холл площадью 9,04 кв.м., две лестницы общей площадью 40,46 кв.м., 3 этаж - холл-гостинная площадью 28,28 кв.м., КУИ площадью 2,93 кв.м., помещение горничных площадью 8,76 кв.м., венткамера площадью 9,91 кв.м., санузел персонала площадью 1,94 кв.м., душевая площадью 2,63 кв.м., два коридора общей площадью 47,16 кв.м., двенадцать жилых номеров общей площадью
182,6 кв.м., двенадцать санитарных узлов с душевой общей площадью 42,81 кв.м., лифтовой холл площадью 9,04 кв.м., две лестницы общей площадью 40,46 кв.м. (л.д. 52-72).

Следовательно, согласно документам технического учета помещения здания не предусматривают размещение в них офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, площадь которых составляет не менее 20% площади здания.

При таких обстоятельствах, учитывая, что документы технического учета, не содержат сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам, данных о том, что назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, вид разрешенного использования земельного участка не свидетельствует о возможности размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, спорное здание могло быть включено в оспариваемые Перечни лишь при определении административным ответчиком вида фактического использования здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вместе с тем, административным ответчиком не представлены суду доказательств, достоверно подтверждающих фактическое использование не менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, на момент включения здания в Перечни. Мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания административным ответчиком не проводились.

Включение здания в Перечень не основано на сведениях правоустанавливающих документов, документов технического плана об их назначении и сведениях о фактическом использовании объекта.

Оценив представленные в материалы дела доказательства полно, объективно и всесторонне в их совокупности, суд приходит к выводу, что принадлежащий ООО «Аспасия» на праве собственности объект недвижимости - нежилое здание, наименование: реконструкция завершенного строительством развлекательно-оздоровительного комплекса по улице Карла Либкнехта в городе Йошкар-Ола, с кадастровым <№>, площадью 1882,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, необоснованно включено в пункт <№> Перечня на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, в пункт <№> Перечня на 2020 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, в пункт <№> Перечня на 2021 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, в пункт <№> Перечня на 2022 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп, поскольку не отвечает признакам, установленным в
статье 378.2 НК РФ.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, принимая во внимание, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2019 год, 2020 год, 2021 год и 2022 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказы в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 июня 2022 года № 6-нп спорный объект недвижимости исключен из Перечня на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп (пункт <№>), из Перечня на 2020 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от
24 декабря 2019 года № 27-нп (пункт <№>), из Перечня на 2021 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп (пункт <№>), из Перечня на 2022 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп (пункт <№>) объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости (л.д. 92).

В силу части 2 статьи 194, пункта 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», производство по делу подлежит прекращению, если оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.

Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

Обстоятельствами, имеющими правовое значение по настоящему делу, являются период действия оспариваемых положений нормативного правового акта, наличие либо отсутствие негативных последствий для административного истца, восстановление нарушенных прав отменой нормативного правового акта.

Согласно пункту 5 Приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 июня 2022 года № 6-нп приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.

Административный истец просит по правилам пункта 2 части 1
статьи 215 КАС РФ признать недействующими оспариваемые нормативные правовые акты со дня их принятия.

Сведений о восстановлении нарушенных прав отменой оспариваемых нормативных правовых актов материалы дела не содержат, в связи с чем с учетом приведенных разъяснений высшей судебной инстанции дело рассмотрено судом по существу.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного иска административным истцом уплачена государственная пошлина в размере 18000 рублей, о чем в материалы дела представлены платежные поручения от 26 мая 2022 года,
8 июня 2022 года (л.д. 78, 79). Указанные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Аспасия» удовлетворить.

Признать пункт <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», недействующим со дня издания приказа.

Признать пункт <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», недействующим со дня издания приказа.

Признать пункт <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», недействующим со дня издания приказа.

Признать пункт <№> Перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год», недействующим со дня издания приказа.

Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аспасия» в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины 18000 рублей.

Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н. Смышляева

В окончательной форме решение принято 28 июля 2022 года

Решение01.08.2022