Дело №3а-54/2023
Решение
именем Российской Федерации
город Якутск 13 сентября 2023 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Колочевой К.А., с участием прокурора Местниковой Л.Н.,
представителя административного истца по доверенности ФИО1 (по средством вэб конференции)
представителя административного ответчика Якутской городской Думы по доверенности ФИО2
представителя заинтересованного лица по доверенности Окружной администрации города Якутска по доверенности ФИО3
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Окружной администрации городского округа «Жатай» к Якутской городской Думе о признании не действующей статьи 2 Устава городского округа «город Якутск» в части,
установил:
25 июня 2007 года Окружным Советом города Якутска принято решение №РОС-51-1 «Об утверждении Устава городского округа «город Якутск» в новой редакции».
В соответствии с частью 1 статьи 2 Устава в городе Якутске в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией (Основным Законом) Республики Саха (Якутия), законами и иными правовыми актами Республики Саха (Якутия) решением местного референдума от 29 сентября 2002 года создано муниципальное образование в границах административно-территориальной единицы - город Якутск. Законом Республики Саха (Якутия) «Об установлении границ территорий и наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)» от 30 ноября 2004 года 174-З № 355-III муниципальное образование «город Якутск» наделено статусом городского округа.
Окружная администрация городского округа «Жатай» обратилась в суд с административным иском о признании не действующей статьи 2 Устава городского округа «город Якутск» в части.
В обоснование административного иска указано, что Окружным Советом города Якутска от 25 июля 2007 года принято решение «Об утверждении Устава городского округа «город Якутск». Административный истец считает, что положение статьи 2 Устава «в границах административно-территориальной границы- город Якутск» не соответствует требованиям федерального и республиканского законодательства. Административно-территориальная граница города республиканского значения Якутска была установлена в 2001 году, включая территорию муниципального образования поселка Жатай. Между тем, Окружная администрация города Якутска не правомочна осуществлять властные полномочия на территории поселка Жатай. Просит признать не действующей статью 2 Устава городского округа «город Якутск» в следующей части «в границах административно-территориальной единицы – город Якутск», возложить на административного ответчика обязанность совершить определенные действия, обязать учесть правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела, в течение 3-х месяцев с даты вступления в законную силу судебного решения на настоящему делу принять часть 1 статьи 2 Устава городского округа «город Якутск» в новой редакции.
Определением суда от 24 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Окружная администрация города Якутка.
В судебном заседании представитель административного истца полностью поддержал административный иск.
Представитель Якутской городской Думы с административным иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве на иск, пояснив, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица Окружной администрации города Якутска поддержала доводы, изложенные в отзыве на административный иск, пояснив, что Устав соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Прокурор в своем заключении просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что оспариваемый Устав не нарушает права и законные интересы городского округа «город Якутск».
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами (далее также - акт, обладающий нормативными свойствами), является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 43 и частям 2, 3 статьи 44 названного закона устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления.
Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Окружной Совет города Якутска являлся представительным органом муниципального образования городского округа «город Якутск», к его исключительной компетенции относилось принятие Устава муниципального образования городского округа «город Якутск».
Таким образом, устав городского округа «город Якутск» является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов муниципального образования город Якутск, принят уполномоченным органом с соблюдением формы и вида, опубликован в установленном порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Как следует из положений части 4 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктом «н» статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 10, частью 2 статьи 11 и статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление и изменение границ муниципального образования, наделение городского поселения статусом городского округа, преобразование муниципальных образований осуществляются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно указанным положениям Конституции Российской Федерации и названного Федерального закона Конституцией Республики Саха (Якутия) определено, что установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ осуществляется Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В силу статьи 45 Конституции Республики Саха (Якутия) Республика Саха (Якутия) состоит из административно-территориальных единиц, в том числе города республиканского значения Якутска.
Закон Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» (действовавший на момент принятия Устава) определял понятия и принципы административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), устанавливал виды административно-территориальных единиц, категории населенных пунктов, порядок рассмотрения вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), а также полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления в решении вопросов территориальной организации Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
Согласно статье 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» административно-территориальное устройство Республики Саха (Якутия) - территориальная организация Республики Саха (Якутия), представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которой строится система органов власти; административно-территориальная единица - часть территории Республики Саха (Якутия), служащая территориальной основой для создания и (или) деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, имеющая юридически закрепленную границу и наименование.
Статьями 13, 14 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» было предусмотрено, что образование населенных пунктов и административно-территориальных единиц, преобразование и упразднение административно-территориальных единиц, изменение статуса населенных пунктов, определение и изменение административных центров административно-территориальных единиц осуществляются Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) на основе решений населения и органов местного самоуправления соответствующих территорий. Установление и изменение границ административно-территориальных единиц производятся Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия).
Статьей 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» было предусмотрено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) относится, в том числе внесение на рассмотрение органов государственной власти Республики Саха (Якутия) предложений по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия) на своей территории.
Аналогичные положения предусмотрены в Законе Республики Саха (Якутия) от 03 мая 2023 года 2629-З № 1169-VI «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)».
Постановлением Городского собрания депутатов города Якутска от 23 июня 1999 года ПГС-39-12 «О согласовании границ муниципального образования «поселок Жатай» в связи с регистрацией Устава муниципального образования «поселок Жатай» постановлено согласовать границы муниципального образования «поселок Жатай» по карте согласно приложению, предложено Правительству Республика Саха (Якутия) внести в Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) вопрос об утверждении границ муниципального образования «поселок Жатай».
Постановлением Городского собрания депутатов города Якутска от 27 марта 1998 года ПГС №28-6 «Об утверждении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска» постановлено утвердить административно-территориальную единицу территории города республиканского значения Якутска со смежными улусами: Мегино-Кангаласским, Намским, Горным и Хангаласским, просить Правительство Республики Саха (Якутия) выйти с ходатайством в Палату Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) об утверждении настоящего постановления.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2001 года №285 «Об утверждении границ города республиканского значения Якутска и административно- территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска» постановлено согласиться с предложениями местных органов государственной власти города республиканского значения Якутска об установлении границ города республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-Кангаласским, Намским и Хангаласским улусами в связи с обновлением картографических материалов; внести предложения об установлении границ города республиканского значения Якутска и границ административно-территориальных единиц в составе города республиканского значения Якутска на рассмотрение Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 1999 года №710 «Об установлении административно- территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска» постановлено согласиться с предложениями Якутского городского собрания депутатов и органов местного самоуправления пос. Жатай об установлении административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска в соответствии с представленными описаниями административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска, внести вопрос об утверждении административно-территориальных границ поселка Жатай города республиканского значения Якутска на рассмотрение Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 02 марта 2000 года №197-II «Об утверждении административно-территориальной границы поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения)» утверждена административно-территориальная граница поселка Жатай, входящего в состав территории города Якутска (республиканского значения).
Постановлением Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2001 года ПР№306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска» установлены границы города республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-Кангаласским, Намским и Хангаласским улусами согласно их описанию.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций (действующему в период принятия постановлений).
Аналогичное положение содержится и в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года З № 356-III принят Закон Республики Саха (Якутия) 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».
Названным Законом муниципальные образования «Город Якутск» и «Жатай» наделены статусом городского округа и установлены границы территорий.
Муниципальное образование «город Якутск» было образовано на основании решения местного референдума от 29 сентября 2002 года в исторически сложившихся границах территории административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутск на основании положений статьи 131 Конституции Российской Федерации.
В референдуме по вопросу создания муниципального образования в границах административно-территориальной единицы - города Якутска принимали участие не только жители города, а также жители поселков и сел, входящих в административно-территориальный состав города.
При этом на решение референдума выносились два вопроса: «Поддерживаете ли Вы решение об образовании в городе Якутске единого муниципального образования «Город Якутск», в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения города Якутска?»; «Считаете ли Вы, что в муниципальном образовании «Город Якутск» должна быть установлена следующая структура органов местного самоуправления: - представительный орган местного самоуправления - городское Собрание депутатов Якутска в количестве 25 человек, со сроком полномочий 5 лет; - выборное должностное лицо - глава муниципального образования, избираемый населением, сроком полномочий 5 лет?».
В соответствии с решением референдума было сформировано муниципальное образование «Город Якутск» в границах его административно-территориальной черты. К территории муниципального образования «Город Якутск» отнесены следующие населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: поселки (в последующем преобразованы в микрорайоны) Марха, Кангалассы, село Табага, Тулагино-Кильдямский наслег (села Тулагино, Капитоновка, Кильдямцы, Сырдах), Хатасский наслег (села Хатассы, Владимировка), село Пригородное и муниципальное образование «Поселок Маган».
Согласно Уставу муниципальное образование «Жатай» является административно-территориальной единицей, поселком, населенным пунктом в границах, установленных настоящим Уставом и Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), не входящим в состав муниципального образования «Город Якутск» (первоначальный текст Устава).
Из действующей редакции Устава городского округа «Жатай» Республики Саха (Якутия) следует, что муниципальное образование «Жатай» наделено статусом городского округа Законом Республики Саха (Якутия) 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».
Территорию Городского округа «Жатай» составляют исторически сложившиеся земли населенного пункта - п. Жатай, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения городского округа «Жатай», земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа «Жатай».
Границы территории Городского округа «Жатай» установлены Законом Республики Саха (Якутия) 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)».
Границы города Якутска установлены Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Это обстоятельство не допускает вмешательства федеральных органов государственной власти в соответствии с частью 3 статьи 85 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Приведенный выше анализ нормативно-правовых актов города Якутска и республики позволяет сделать вывод, что оспариваемый административным истцом Устав принят представительным органом местного самоуправления в пределах своих полномочий с учетом Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)», постановления Палаты Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 05 июля 2001 года ПР№306-II «Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска». Оспариваемый в части Устав полностью соответствует вышеприведенным положениям регионального законодательства об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.
Таким образом, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий законодательного (представительного) органа местного самоуправления - Окружным Советом города Якутска, и не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 06 июля 1995 года З № 77-I «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)» (в редакции, действовавшей на момент принятия Устава) в целях осуществления государственного управления территория Республики Саха (Якутия) делится на следующие административно-территориальные единицы, составляющие территорию республики: 1) улусы (районы); 2) город республиканского значения. В состав указанных административно-территориальных единиц входят следующие низовые административно-территориальные единицы: 1) города; 2) поселки; 3) наслеги (сельские округа); 4) села.
Город республиканского значения является основной административно-территориальной единицей, которая объединяет территории входящих в ее состав низовых административно-территориальных единиц и населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой, земельными, лесными и водными ресурсами и имеет административный центр в городе республиканского подчинения. Город является низовой административно-территориальной единицей с установленной границей подчиненной территории, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой и которая имеет административный центр в городе улусного (районного) подчинения. Поселок является низовой административно-территориальная единицей с установленной границей подчиненной территории, в состав которой входит один или несколько населенных пунктов с их социально-экономической инфраструктурой и которая имеет административный центр в поселке городского типа (рабочем поселке).
Изменение границ административно-территориальной единицы производится в порядке, предусмотренном Законом Республики Саха (Якутия) от 03 мая 2023 года 2629-З № 1169-VI «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)», а не путем оспаривания Устава.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска об оспаривании актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
решил:
В удовлетворении административного иска Окружной администрации городского округа «Жатай» к Якутской городской Думе о признании не действующей статьи 2 Устава городского округа «город Якутск» в части отказать.
На решение может быть поданы апелляционные жалоба, представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Г. Смирникова
Решение суда изготовлено в окончательной форме 14 сентября 2023 г.