Дело № 3а-54/2023
УИД 12OS0000-01-2023-000042-04
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Йошкар-Ола 19 июля 2023 года
Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Салиховой Э.И.,
при секретаре Медведеве Э.Н.,
с участием прокурора Новоселова А.С.,
представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл Секретаревой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Марийскавтотранс» о признании недействующими пункта 7811 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, пункта 7669 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, пункта 7400 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, пункта 7273 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп, пункта 7188 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 30 ноября 2022 года № 15-нп,
УСТАНОВИЛ:
приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, опубликованным 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, опубликованным 26 декабря 2020 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп, опубликованным 27 декабря 2021 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 30 ноября 2022 года № 15-нп, опубликованным 7 декабря 2022 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее – Перечень на 2023 год).
В Перечни на 2019-2023 годы включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№> (нежилое здание), расположенный по адресу: <адрес>
под пунктом 7811 на 2019 год,
под пунктом 7669 на 2020 год,
под пунктом 7400 на 2021 год,
под пунктом 7273 на 2022 год,
под пунктом 7188 на 2023 год.
Общество с ограниченной ответственностью «Марийскавтотранс» (далее - ООО «Марийскавтотранс», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими названные пункты Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы со дня их принятия, взыскать с административного ответчика уплаченную государственную пошлину. Рассмотрение указанных требований было выделено судом в отдельное производство из дела № 3а-46/2023.
В обоснование заявленных требований указано, что общество является собственником объекта недвижимости, включение которого в Перечни противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), поскольку здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база должна определяться как кадастровая стоимость. Оспариваемые нормативные правовые акты незаконно возлагают на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости объекта.
В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Министерство государственного имущества Республики Марий Эл просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что спорный объект включен в Перечни правомерно, поскольку он соответствует условиям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
В судебное заседание законный представитель и представитель административного истца ООО «Марийскавтотранс» не явились, были извещены о его месте и времени своевременно и надлежащим образом. В ранее поданных заявлениях и в заявлении, поступившем в суд 18 июля 2023 года, просили рассмотреть дело без их участия. Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (далее – Мингосимущество Республики Марий Эл, Министерство) Секретарева Т.А. административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Специалист Министерства Б.Е.Е. опрошенная судом в качестве свидетеля, в судебном заседании дала показания об обстоятельствах проведения обследования спорного здания 16 июня 2023 года.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, показания свидетеля, заключение прокурора Новоселова А.С., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению в полном объеме, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него функциями определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл (подпункт 75 пункта 9).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Мингосимущество Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).
Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказы Мингосимущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, от 24 декабря 2019 года № 27-нп, от 23 декабря 2020 года № 53-нп, от 22 декабря 2021 года № 11-нп, от 30 ноября 2022 года № 15-нп изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Соблюдение Министерством порядка принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на их принятие, к форме нормативных правовых актов, к процедуре их принятия, правил введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Предметом судебной проверки по настоящему административному делу являются:
пункт 7811 Перечня на 2019 год,
пункт 7669 Перечня на 2020 год,
пункт 7400 Перечня на 2021 год,
пункт 7273 Перечня на 2022 год,
пункт 7188 Перечня на 2023 год, в которые, по мнению административного истца, необоснованно включен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимого имущества, что влияет на размер уплачиваемого обществом налога на имущество организаций.
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ставка налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, устанавливается в следующих размерах: в 2019 году - 1,5%, в 2020 году и последующие годы - 2,0% (подпункт 6 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1);
нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение):
- признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение):
- признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно положению пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Приведенные положения налогового законодательства устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в оспариваемые Перечни.
В спорные Перечни на 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы под пунктами 7811, 7669, 7400, 7273, 7188 соответственно включен объект недвижимости с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес>
Судом из сведений Единого государственного реестра недвижимости установлено, что указанный объект принадлежит на праве собственности ООО «Марийскавтотранс», является нежилым зданием общей площадью <...> кв.м, имеющим наименование «административный корпус», состоит из трех этажей, имеет в составе помещения с кадастровыми номерами <№> (этаж № 1, этаж № 2, этаж № 3 – пом.2, пом.2, пом.2 – площадь <...> кв.м), <№> (этаж № 1, этаж № 2, этаж № 3 – пом.1, пом.1, пом.1 – площадь <...> кв.м) (л.д. 41-43).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <№>, принадлежащем административному истцу на праве собственности, площадью <...> кв.м, с видом разрешенного использования «для ведения производственной деятельности», отнесенном к категории земель «земли населенных пунктов» (л.д. 27-40).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, вид «производственная деятельность» (код 6.0) предполагает размещение объектов капитального строительства в целях добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления вещей промышленным способом.
Таким образом, признать спорное здание объектом недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, вид разрешенного использования земельного участка, который не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, не позволяет.
Относительно предназначения спорного здания в целях делового, административного или коммерческого назначения либо размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания судом, исходя из положений подпункта 2 пункта 3, подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, посредством изучения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета, установлено следующее.
Объект с кадастровым номером <№>, имеющий наименование «административный корпус», по данным технического паспорта 2001 года имеет год постройки 1982, назначение «конторское», состоит из трех этажей (л.д. 62-73).
Согласно экспликации к плану строения помещения первого этажа здания имеют наименования: тамбур, гардероб, служебное, торговое, туалет, лестничная клетка, склад, венткамера; помещения второго этажа имеют наименования: кабинет, лестничная клетка, туалет, коридор; помещения третьего этажа имеют наименования: кабинет, коридор, красный уголок, лестничная клетка, медпункт.
Таким образом, согласно документам технического учета назначение, разрешенное использование и наименование помещений спорного здания не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Наименование помещений «кабинет» само по себе не свидетельствует об их предназначении в качестве офисов без проверки фактического использования, поскольку термин «кабинет» не является тождественным понятию «офис».
Что касается помещения с наименованием «торговое», то его площадь (<...>) по отношению к общей площади здания (<...>) составляет менее 20%, что также не позволяет признать спорный объект предназначенным для размещения торгового объекта.
Следовательно, помещения здания не предусматривают размещение в них офисов, сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, площадь которых составляет не менее 20% площади здания.
Наименование здания «административный корпус», из чего исходил административный ответчик при включении его в Перечни, полагая, что здание, исходя исключительно из наименования, предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, правового значения не имеет, поскольку налоговое законодательство не содержит такое условие, относит к имеющим значение наименование только помещений в здании.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не свидетельствует о возможности размещения на нем административно-деловых и торговых центров, сведения Единого государственного реестра недвижимости и документы технического учета не содержат данных, позволяющих признать, что спорный объект предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, спорное здание могло быть включено в оспариваемые Перечни лишь при определении административным ответчиком фактического использования здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Налогообложение объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 НК РФ должно основываться на принципах достоверности и объективности информации об объектах недвижимого имущества и преобладания экономической сущности над формой.
Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
Данное регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Марийскавтотранс» является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, дополнительными видами – торговля (оптовая и розничная товарами разного вида), перевозка грузов, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (л.д. 58-61).
Как следует из объяснений представителя Министерства, здание было включено в оспариваемые Перечни на 2019-2023 годы исходя из его наименования, указанного в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, свидетельствующего, по убеждению административного ответчика, о его предназначении в целях административного использования, без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее – Порядок № 325), которым предусмотрено, что в Перечень на очередной налоговый период подлежат включению расположенные на территории Республики Марий Эл объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, соответствующие условиям, установленным пунктами 3 - 5 статьи 378.2 НК РФ (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 325 в целях определения Перечня на очередной налоговый период Министерство до 16 апреля 2018 года запрашивает в Управлении Росреестра по Республике Марий Эл в отношении объектов недвижимого имущества определенные сведения, перечисленные в указанном пункте.
В налоговые периоды, следующие за 2018 годом, Министерство до 1 февраля текущего налогового периода запрашивает в Управлении Росреестра по Республике Марий Эл сведения, указанные в настоящем пункте, в отношении объектов недвижимого имущества, поставленных на кадастровый учет в предыдущем налоговом периоде, а также перечень объектов недвижимого имущества, снятых с кадастрового учета в предыдущем налоговом периоде, или технические характеристики которых изменились в предыдущем налоговом периоде.
Министерство в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения сведений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, проводит обработку указанных сведений на предмет выявления объектов недвижимого имущества, соответствующих требованиям пункта 2 настоящего Порядка (пункт 4).
В отношении объектов недвижимого имущества, соответствие которых требованиям пункта 2 настоящего Порядка на основании сведений, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, определить невозможно, Министерство определяет вид фактического использования таких объектов недвижимого имущества на основании информации органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл по месту расположения объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 4 в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды).
Министерство в срок не позднее 31 августа текущего налогового периода формирует список объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, и размещает указанный список на официальном сайте Министерства в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт Министерства).
Объекты недвижимого имущества, включенные в Перечень в предыдущем налоговом периоде, подлежат включению в Перечень на очередной налоговый период при условии неизменности технических характеристик объекта недвижимого имущества согласно сведениям, указанным в абзаце двенадцатом пункта 3 настоящего Порядка (пункт 5 Порядка № 325).
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 325 собственник (владелец) объекта недвижимого имущества или его уполномоченный представитель (далее - заявитель) в случае несогласия с включением либо невключением объектов недвижимого имущества в Перечень на очередной налоговый период или несогласием нахождения объекта недвижимого имущества в Утвержденном перечне имеет право в срок до 1 ноября текущего налогового периода направить в Министерство заявление о проведении обследования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения.
В силу пункта 13 Порядка № 325 заявление, поступившее в Министерство, является основанием для проведения обследования объекта недвижимого имущества, указанного в заявлении, в соответствии с пунктами 14 - 22 настоящего Порядка и для заседания межведомственной комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества (далее - Межведомственная комиссия) в соответствии с пунктами 23 - 27 настоящего Порядка.
Принимая во внимание приведенные региональные нормы, в спорные периоды не исключалась возможность включения в Перечень объектов недвижимого имущества исходя из данных, полученных из Управления Росреестра по Республике Марий Эл, без проведения мероприятий по определению вида фактического использования объекта и составления актов обследования.
Вместе с тем данные о наименовании здания, принятые Министерством в качестве основания включения объекта в Перечни на 2019-2023 годы, однозначно не позволяли определить объект как административно-деловой центр, поскольку, как указано выше, наименование самого здания не имеет правового значения, а здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, без учета юридически значимых сведений или в их отсутствие нельзя было сделать вывод о предназначении здания с кадастровым номером 12:05:0505004:75 в целях административно-делового использования для его включения в Перечни.
Для включения нежилого здания в Перечень по виду фактического использования в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ необходимо проведение мероприятий по определению вида его фактического использования.
Федеральный законодатель, устанавливая с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел отдельные требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношении в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, обязав устанавливать вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 этой статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Таким образом, исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного здания по его фактическому использованию как объекта делового, административного, коммерческого или торгового назначения, общественного питания, бытового обслуживания является правомерным при условии, если обследование проводилось в строгом соответствии с региональными правилами и акты содержат конкретные сведения, подтверждающие использование конкретных помещений для размещения таких объектов и что их общая площадь превышает 20% от общей площади спорного здания.
Оценивая представленный в судебное заседание акт обследования здания, проведенного специалистом Министерства по состоянию на 16 июня 2023 года при участии представителя административного истца, суд исходит из следующего.
Представленный в материалы дела акт обследования свидетельствует о том, что помещения здания в настоящее время сдаются в аренду <...>», ООО «<...>», ООО «<...>» (л.д. 96-108).
Одно из помещений второго этажа занимает магазин «<...>», о чем на первом этаже, на входной двери и с улицы имеются вывески с названием и режимом работы. Арендатор ООО «<...>» имеет основной вид деятельности по данным ЕГРЮЛ – оптовая торговля ручными инструментами (л.д. 143-147). Площадь торгового зала в процентном соотношении к общей площади здания составляет 6%.
На первом этаже здания расположен буфет, состоящий из обеденного зала и кухни. С улицы на стене имеется вывеска с режимом работы. Площадь, занятая под указанные цели, составляет 7,7% от площади всего здания.
Часть помещений занимают организации ООО «<...>» и ООО «<...>», наличие у которых коммерческого и сметного отдела предполагает заключение сделок со сторонними лицами, вследствие чего занимаемые ими помещения отнесены к офисам, под которые занято 48% от общей площади здания. При этом основным видом деятельности ООО «<...>» согласно сведениям ЕГРЮЛ является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, а основным видом деятельности ООО «<...>» - строительство жилых и нежилых зданий.
При таких обстоятельствах в акте обследования сделан вывод о том, что доля общей фактической площади объекта, используемой для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и офисов, составляет 61,7%.
Наличие признаков, позволяющих определить объект как одновременно административной-деловой и торговый центр, подтвердила в судебном заседании свидетель Б.Е.Е.
Вместе с тем представленный акт обследования, составленный по состоянию на 16 июня 2023 года, к рассматриваемым в рамкха настоящего дела налоговым периодам отнесен быть не может.
Исходя из положений пункта 2 статьи 375, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ определение перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, и проведение обследования таких объектов должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества, то есть в данном случае до 1 января 2019 года, до 1 января 2020 года, до 1 января 2021 года, до 1 января 2022 года, до 1 января 2023 года, между тем, судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости на момент его включения в Перечни на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год, 2023 год не проводились, доказательств того, что спорное здание фактически использовалось для размещения в нем объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов в материалы дела не представлено.
В целях решения задач административного судопроизводства, реализуя принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, для установления вида фактического использования спорного здания в юридически значимые периоды 2019-2023 годы суд направил запросы собственнику здания, арендаторам помещений в нем, в налоговый орган, филиал ППК «Роскадастр» по Республике Марий Эл.
Данные, поступившие из УФНС России по Республике Марий Эл, о регистрации в спорном здании юридических лиц не подтверждают использование здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (л.д. 166-179).
Согласно сведениям филиала ППК «Роскадастр» по Республике Марий Эл в период с 2019 по 2023 годы права аренды либо безвозмездного пользования в отношении объекта с кадастровым номером <№> не регистрировались (л.д. 181).
Как следует из истребованных судом у собственника объекта в соответствии с частью 3 статьи 70 КАС РФ подлинников договоров аренды, ООО «<...>» арендует в спорном здании нежилые помещения под рабочие кабинеты площадью <...> и склад <...> (договоры от 28 октября 2019 года, от 22 сентября 2020 года, от 20 августа 2021 года, от 12 июля 2022 года), ИП Э.П.Н. – нежилое помещение под рабочий кабинет площадью 25 кв.м (договоры от 28 октября 2019 года, от 22 сентября 2020 года, от 20 августа 2021 года, от 12 июля 2022 года).
Остальные договоры, также истребованные у административного истца в подлинниках, суду не представлены, вследствие чего суд руководствуется иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, ООО «<...>» представило по запросу суда копию договора аренды от 29 июля 2022 года, в соответствии с которым общество арендует с 1 августа 2022 года на неопределенный срок нежилые помещения на втором этаже по адресу: <адрес> под рабочие кабинеты.
Также в материалы дела представлена копия договора от 29 июля 2022 года, заключенного между административным истцом и ООО «<...>», согласно которому последнее арендует с 1 августа 2022 года на неопределенный срок нежилые помещения по спорному адресу, в том числе административный корпус, пом.1,2 общей площадью <...> кв.м, в том числе под магазин <...> кв.м.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Фирма «Авторемонт» является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (л.д. 148-153).
Таким образом, материалами дела подтверждается использование под торговую деятельность в 2022, 2023 году <...>.м в спорном здании, что составляет 14% от его общей площади.
ООО «<...>» представило по запросу суда копии договора аренды от 10 сентября 2020 года, дополнительных соглашений к нему, актов приема-передачи, свидетельствующих о сдаче ООО «Марийскавтотранс» во временное владение и пользование указанному юридическому лицу помещений третьего этажа общей площадью <...> кв.м с 10 сентября 2020 года по 31 августа 2023 года в целях размещения офисных помещений арендатора (л.д. 210-215).
В сопроводительном письме в адрес суда ООО «<...>» указало, что помещения используются для размещения сотрудников офиса и оргтехники.
Таким образом, из содержания договоров аренды нельзя сделать вывод об использовании названным арендатором помещений в здании под прямое целевое назначение «офисы» по смыслу статьи 378.2 НК РФ. Указанные договоры могут лишь подтвердить факт предоставления помещений на момент включения в Перечни здания, обследование которого в целях определения фактического использования не проводилось.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что, исходя из критерия фактического использования, спорное здание в Перечни на периоды 2019-2023 годы включено быть не могло, у Мингосимущества Республики Марий Эл отсутствовали правовые основания для включения нежилого здания с кадастровым номером <№> в оспариваемые нормативные правовые акты на 2019-2023 годы.
С учетом изложенного административный иск общества подлежит удовлетворению в полном объеме.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, принимая во внимание, что эти акты имеют ограниченный срок действия (на 2019 год, 2020 год, 2021 год, 2022 год, 2023 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказы в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня их принятия.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного иска обществом уплачена государственная пошлина в размере 22500 рублей, о чем в материалы дела представлено платежное поручение от 24 апреля 2023 года (л.д. 10). Указанные судебные расходы понесены административным истцом совокупно по двум делам (№ 3а-46/2023 и № 2а-54/2023), которые в настоящее время рассматриваются в суде с учетом выделения настоящих требований для самостоятельного рассмотрения. В связи с тем, что на данный момент дело № 3а-46/2023 не рассмотрено, вопрос о судебных расходах в рамках его рассмотрения не разрешался, с административного ответчика в пользу административного истца по настоящему делу подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за предъявление требований об оспаривании Перечней за 2019, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, то есть в размере 22500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск общества с ограниченной ответственностью «Марийскавтотранс» удовлетворить.
Признать пункт 7811 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, недействующим со дня принятия приказа.
Признать пункт 7669 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 24 декабря 2019 года № 27-нп, недействующим со дня принятия приказа.
Признать пункт 7400 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 23 декабря 2020 года № 53-нп, недействующим со дня принятия приказа.
Признать пункт 7273 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 22 декабря 2021 года № 11-нп, недействующим со дня принятия приказа.
Признать пункт 7188 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 30 ноября 2022 года № 15-нп, недействующим со дня принятия приказа.
Взыскать с Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в пользу общества с ограниченной ответственностью «Марийскавтотранс» в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины 22500 рублей.
Сообщение о решении подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Э.И. Салихова
Мотивированное решение составлено 21 июля 2023 года