ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-54/2023 от 19.09.2023 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

УИД 10OS0-16

№ 3а-54/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

19 сентября 2023 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

с участием прокурора Ильмаста А.Н.,

представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании недействующими решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» и решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» в части,

установил:

административный иск заявлен по тем основаниям, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером . 26 июля 2022 г. административный истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении указанного земельного участка, в чем письмом от 1 ноября 2022 г. ему было отказано, в том числе в связи с тем, что образуемый земельный участок расположен в границах земель общего пользования - проезда к пожарному пирсу. Указывая, что пожарного пирса и подъездной к нему дороги с земель общего пользования в настоящее время не имеется, какие-либо сооружения напротив земельного участка с кадастровым номером отсутствуют, устройство пожарного пирса и подъездной дороги невозможно, поскольку отсутствуют земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, пригодные для строительства подъездной дороги, имеется только полоса земель между земельными участками с кадастровыми номерами и , ширина полосы составляет от 2,16 м до 3,34 м, полоса не имеет выхода на ул.Береговую, соединению с улицей препятствует земельный участок с кадастровым номером , следовательно, для строительства пожарного пирса и подъездной дороги потребуется изъятие земель, находящихся в частной собственности граждан, в том числе и земельного участка административного истца, ФИО2 просит признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда решение Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. №15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» в части включения проектируемого пожарного пирса и подъездной к нему дороге в районе земельного участка с кадастровым номером 10:20:0020105:255, поскольку при утверждении Карты градостроительного зонирования территории села Заозерья в составе Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения Советом Прионежского муниципального района не учтена сложившаяся планировка территории и фактическое землепользование, чем нарушены требования статьи 34 ГрК РФ.

Определением судьи от 7 августа 2023 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и администрация Прионежского муниципального района.

Определением суда от 30 августа 2023 г. к производству суда приняты измененные административные исковые требования ФИО2, в соответствии с которыми ФИО2 просит признать недействующими со дня вступления в силу решения суда решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» и от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» в части включения проектируемого пожарного пирса и подъездной дороги к нему в районе земельного участка с кадастровым номером .

Административный ответчик Совет Прионежского муниципального района в возражениях на административный иск указал, что оспариваемое административным истцом обозначение «Пожарный пирс» отображено на Карте градостроительного зонирования территории с. Заозерье и Карте градостроительного зонирования территории Заозерского сельского поселения в составе Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения. Решением Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. №14 утвержден Генеральный план Заозерского сельского поселения, согласно которому обозначение «Пожарный пирс» и пожарный подъезд к нему отображены на Карте границ населенных пунктов, Карте функциональных зон, Карте планируемого размещения объектов местного значения, в материалах по обоснованию в виде карт. Соблюдение процедуры принятия указанных нормативных правовых актов уже неоднократно проверялось судом, нарушений не было выявлено. Обозначение пожарного пирса и подъезда к нему в указанном месте было отображено в нормативных правовых актах в полном соответствии с ранее действовавшими Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселения. При этом, из письменной позиции Главы Заозерского сельского поселения следует, что пожарный пирс отображен в указанном месте неверно, по проекту последний должен быть размещен в районе земельных участков с кадастровыми номерами и . Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 15 марта 2023 г. № 208 утверждены планы мероприятий по подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения в 2023 г., согласно графическим материалам которых обозначение объектов пожарной безопасности в спорном месте не предусмотрено. В связи с изложенным, оставляет вопрос об удовлетворении административных исковых требований на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо администрация Прионежского муниципального района в отзыве на иск поддержало позицию и пояснения административного ответчика, разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия в отзыве на административный иск разрешение спора по существу оставило на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в отзыве на административный иск указало, что в соответствии с ГЛР спорный земельный участок расположен за пределами границ земель лесного фонда, в береговой полосе озера Логмозеро, иной информацией не владеет, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующая на основании ордера, измененные исковые требования поддержала.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Утверждение генеральных планов городского округа, правил Землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе, путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа (статья 16, часть 1 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Административный истец ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства. Территориальная зона – Ж-1, зона индивидуальной жилой застройки.

Решением Прионежского районного суда Республики Карелия от 4 апреля 2023 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 о признании решения Министерства имущественных и земельных отношений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером и земель, государственная собственность на которые не разграничена, отказано.

Указанным решением суда, в частности, установлено, что расположение на испрашиваемом административным истцом участке проезда к пожарному пирсу подтверждено документами градостроительного зонирования территории с.Заозерья.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми актами, следовательно, обладает правом на обращение в суд с данным административным иском.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьям 24, 32 ГрК РФ подготовка и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 20 Устава муниципального образования Прионежского муниципального района представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Совет Прионежского муниципального района.

Решением Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 15 утверждены Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения.

Решением Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14 утвержден Генеральный план Заозерского сельского поселения.

На основании части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов (подпункт «а» пункта 2); форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты (подпункт «б» пункта 2); процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт «в» пункта 2); правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (подпункт «г» пункта 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (пункт 3).

В силу части 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Оспариваемые решения, которыми утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Заозерского сельского поселения приняты уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и опубликования, подписаны полномочным лицом, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2019 г. по административному делу № 3а-240/2019, в связи с чем в силу статьи 64 КАС РФ указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего административного дела.

Разрешая вопрос о соответствии нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий, осуществляется, в том числе, для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территории, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).

К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план сельского поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит, в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

На Карте градостроительного зонирования территории с. Заозерье и Карте градостроительного зонирования территории Заозерского сельского поселения в составе Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденных решением Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. №15; а также на Карте границ населенных пунктов, Карте функциональных зон, Карте планируемого размещения объектов местного значения, в материалах по обоснованию в виде карт в составе Генерального плана Заозерского сельского поселения, утвержденного решением Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 14, в границах земельного участка с кадастровым номером (...) имеются обозначения пожарный пирс и подъездная дорога к нему.

Согласно ответу Главы Заозерского сельского поселения на запрос администрации Прионежского муниципального района от 21 августа 2023г. №593 на Генеральном плане Заозерского сельского поселения графически не верно размещен пожарный пирс, по проекту пожарный пирс должен быть размещен между земельными участками с кадастровыми номерами (...) и (...). Администрация Заозерского сельского поселения поддерживает заявленные требования заявителем.

Постановлением администрации Прионежского муниципального района от 15 марта 2023 г. №208 утвержден план мероприятий по подготовке проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения в 2023 г., согласно графическим материалам которых обозначение объектов пожарной безопасности в спорном месте не предусмотрено.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 ГрК РФ).

Учитывая, что градостроительное законодательство направлено на устойчивое развитие территорий, которое заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, а также то, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (статьи 1 и 9 ГрК РФ), суд приходит к выводу о том, что при утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки административным ответчиком должен был быть обеспечен интерес собственников земельных участков при планировании пожарного пирса и подъездной дороги к нему.

Между тем, Генеральный план и Правила землепользования и застройки не содержат таких сведений.

В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Данный принцип административным ответчиком был нарушен. Доказательств обратного не представлено.

Следовательно, Совет Прионежского муниципального района, утвердив оспариваемые нормативные правовые акты, включив земельный участок с кадастровым номером 10:20:0020105:255 в границы подъезда к пожарному пирсу, допустил нарушения статей 9, 23, 30, 34, 36 ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которых реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их недействующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Согласно статье 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлине в размере 600 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления в силу решения суда решения Совета Прионежского муниципального района XXIII сессии IV созыва от 17 сентября 2019 г. № 15 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Заозерского сельского поселения» и от 17 сентября 2019 г. № 14 «Об утверждении Генерального плана Заозерского сельского поселения» в части включения проектируемого пожарного пирса и подъездной дороги к нему в районе земельного участка с кадастровым номером .

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Прионежского муниципального района.

Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу ФИО2 расходы по уплате государственной пошлине в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.А. Кузнецова

Мотивированное решение составлено 3 октября 2023 г.