ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-55-2017 от 12.04.2017 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-55-2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Няшина В.А.

при секретаре Борщове А.В.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Сысоевой С.М.,

представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика - ФИО2, представителя заинтересованного лица - администрации Краснокамского городского поселения - ФИО3, представителей заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - ФИО4 и ФИО5,

рассмотрев 12 апреля 2017 года в открытом судебном заседании в г. Перми дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим Решения Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 24 февраля 2010 года № 183 "Об утверждении Генерального плана Краснокамского городского поселения", в части включения в границы городского поселения лесных участков,

у с т а н о в и л:

Решением Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 24 февраля 2010 года № 183 был утвержден Генеральный план Краснокамского городского поселения (далее - генеральный план). Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте администрации Краснокамского городского поселения в сети Интернет: www.krasnokamsk.ru, а также в газете «Наш город - Краснокамск» от 5 марта 2010 года.

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, о признании недействующим, со дня его принятия, решения Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 24 февраля 2010 года № 183 "Об утверждении Генерального плана Краснокамского городского поселения", в части включения в границы поселения (города Краснокамска) лесных участков, расположенных на следующих землях лесного фонда -

части выделов 13, 14 (****), 15, выделов 16-19 квартала 5, выдела 34 квартала 81, части выделов 6,7, выдела 14 квартала 82, в части выделов 1,2,6 квартала 87, части выделов 1,4, выделов 5-8 квартала 88, части выделов 1,2,3,6,12, выделов 9-11, 14-18 квартала 89, выделов 1, 9, части выделов 2,3,5-8 квартала 90, части выделов 7, 12, выдела 13 квартала 91 Краснокамского участкового лесничества Закамского лесничества Пермского края, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации» и Порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69.

В обоснование своих требований истец ссылался на то, что оспариваемое решение, в указанной его части, не соответствует нормам земельного, лесного, градостроительного законодательства и положениям Федерального закона от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон №172-ФЗ), поскольку находящиеся в федеральной собственности лесные участки оспариваемым муниципальным правовым актом включены в границы городского поселения (населенного пункта - город Краснокамск) с нарушением предусмотренной статьей 25 ГрК РФ процедуры согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз). Таким образом, оспариваемым актом изменено целевое назначение и правовой режим земель лесного фонда, что препятствует осуществлению истцом переданных Российской Федерацией полномочий по управлению землями лесного фонда, охране, защите и воспроизводству лесов.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования. Представители ответчика и заинтересованного лица администрации Краснокамского городского поселения с заявленными требованиями не согласились. Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края иск поддержали. Представитель заинтересованного лица Территориального управления Росимущества Пермского края, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю в суд не прибыли, просили рассмотреть дело без их участия.

Заслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения искового заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При рассмотрении данного дела следует исходить из того, что, как следует из положений части 1 статьи 7, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 ГрК РФ, в редакциях, действовавших на день принятия оспариваемого муниципального правового акта, утверждение генерального плана городского поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемое истцом Решение об утверждении Генерального плана Краснокамского городского поселения принято уполномоченным органом в установленной форме, подписано главой муниципального образования, официально опубликовано и по этим основаниям не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (часть 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (часть 3 статьи 8 ЗК РФ).

Согласно части 1 статьи 8 Закона №172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Вместе с тем, если в соответствии с проектом генерального плана поселения предусматривается включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, то названный проект подлежит обязательному согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).

Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. №178 (далее - Положение о согласовании), действовавшего в период подготовки Генерального плана городского поселения в первоначальной редакции, предусматривалась организация согласования проекта генерального плана поселения органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. №40).

Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов. При поступлении в Минрегион России хотя бы от одного уполномоченного отраслевого органа заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования Министерство проводило согласительное совещание с представителями таких органов, и если замечание не было урегулировано в ходе совещания, то подготавливалось сводное заключение о несогласии с проектом документа территориального планирования.

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. №283, действовавшим в период подготовки оспариваемого акта, предусмотрено, что федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений, являлся Рослесхоз. Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 г. №238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, следует рассматривать как существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в нарушение правил статьи 25 ГрК РФ проект генерального плана городского поселения (населенного пункта - города Краснокамск) не согласовывался с Рослесхозом в установленном порядке. В деле отсутствуют доказательства того, что органами местного самоуправления указанного муниципального образования направлялся в Минрегион России проект данного документа территориального планирования в соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 5 Положения о согласовании.

По результатам выполненного филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" (л.д.7) картографического наложения материалов лесоустройства на границы Краснокамского городского поселения установлено наложение границ указанного поселения (населенного пункта), установленных на карте границ функциональных зон генерального плана в соответствии с оспариваемым Решением, и границ находящихся в собственности Российской Федерации лесных участков на землях лесного фонда в названных кварталах Краснокамского участкового лесничества Закамского лесничества Пермского края. Данное обстоятельство также подтверждается схемой наложения границ (на соответствующей схеме (л.д.8) участки наложения обозначены бежевым цветом), имеющимися в деле выписками из государственного лесного реестра (схемами Закамского лесничества по состоянию на 2005 год и ТОО "****", по состоянию на 1995 год), информацией, содержащейся в картах-схемах, а также показаниями сотрудника названного учреждения П., допрошенного судом в качестве свидетеля. Доказательства, опровергающие факт включения земель лесного фонда в границы поселения ответчиком не представлено. Ссылка на схему городских лесов г.Краснокамск, в состав которых якобы входили спорные лесные участки, составленную в 2006 году, не опровергает, а наоборот, подтверждает обоснованность исковых требований, поскольку на указанной схеме указанные участки, расположенные у северных и западных границ поселения, отсутствуют

Из материалов дела явствует, что перечисленные выше лесные участки, включенные оспариваемым актом в границы населенного пункта, в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», являются ранее учтенными объектами недвижимости, план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. На вышеуказанные лесные участки общей площадью 191,31 га зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права на расположенные на землях лесного фонда участки Краснокамского участкового лесничества Закамского лесничества Пермского края. Отнесение участков, включенных в границы населенного пункта, к землям лесного фонда подтверждается имеющимися в материалах дела материалами лесоустройства.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Таким образом, поскольку в ходе данного судебного разбирательства установлено, что при подготовке проекта генерального плана городского поселения не соблюдена предусмотренная ГрК РФ процедура ввиду отсутствия согласования с Рослесхозом, в связи с чем нарушен порядок перевода земель из одной категории в другую, а также права и законные интересы собственника указанных лесных участков, имеются достаточные основания для признания оспариваемого Решения недействующим в соответствующей его части.

Подлежат отклонению доводы ответчика о том, что спорные лесные участки были ранее включены в границы поселения на основании Закона Пермской области от 10.11.2004 №1747-359 (ред. от 14.12.2013) «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Краснокамска Пермского края», согласно которому, в состав Краснокамского городского поселения входит один населенный пункт - город Краснокамск, границы которого, согласно генеральному плану, совпадают с границами Краснокамского городского поселения, принятого до утверждения Генерального плана городского поселения, а Решение не содержит оспариваемых административным истцом положений о включении в границы указанного муниципального образования участков земель лесного фонда. Следует исходить из того, что требования истца заявлены в отношении незаконного перевода земель лесного фонда в земли поселений, результаты которого оформлены путем утверждения границ муниципального образования, установленных генеральном планом Краснокамского городского поселения. Законом Пермской области, на который ссылается ответчик, вопрос перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов не решался.

Более того, анализ положений Приложения №1 к указанному закону, в котором содержится картографическое описание границ поселения, позволяет сделать вывод о том, что территории спорных лесных участков указанным законом не были включены в границы поселения. В частности, в Приложении прямо указано на то, что граница, смежная с Оверятским городским поселением (северная граница), проходит по южной границе (южной квартальной просеке) кварталов 81,82,86,87,88,89,90 и 91 тогда как, согласно генеральному плану, такая граница проходит непосредственно по кварталам 81, 82,87,88,89,90 и 91 и относит большую часть выделов, расположенных в данных кварталах, к территории поселения (города). Это наглядно указано на представленной суду цветной схеме из материалов надзорного производства прокуратуры Пермского края. Сказанное относится к западной границе города. В Приложении указано на то, что граница, смежная с Майским сельским поселением, совпадает с границей СПК "****" (лес), тогда как, согласно генеральному плану, части выделов 13, 14 (****), 15, выделы 16-19 квартала 5 включены в состав земель поселения.

Учитывая все указанные выше обстоятельства, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере охраны лесов. При рассмотрении данного дела следует учитывать то обстоятельство, что согласно Приложению №2 к Закону Пермской области от 10.11.2004 N 1747-359, в состав Краснокамского городского поселения входит город Краснокамск, границы которого совпадают с границами Краснокамского городского поселения. Соответственно, при рассмотрении дела суд исходил из того, что включение спорных лесных участков в границы Краснокамского городского поселения одновременно означало и их включение в границы населенного пункта - города Краснокамска. Вместе с тем, при изложении резолютивной части решения и указания в ней на то, в какой именно части оспариваемое решение признано недействующим, достаточно указания на то, оно признано таковым в части включения в границы Краснокамского городского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, с приведением перечня лесных участков. Специального указания на то, что оно признано недействующим в части включения соответствующих участков в границы города Краснокамска, по мнению суда не требуется, поскольку такое указание отсутствует в тексте оспариваемого решения, а также во - избежание ненужного дублирования.

В соответствии с ч.2 ст.215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела судом может быть принято решение об удовлетворении оспариваемых требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Истец просит признать недействующим оспариваемый нормативный правовой акт с момента его принятия, поскольку были допущены существенные нарушения порядка его принятия. Однако, по мнению суда, оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, следует признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку, в указанный период времени, то есть на протяжении семи последних лет, он применялся в правоотношениях, связанных с землепользованием. При решении данного вопроса суд исходит из необходимости реализации принципа обеспечения стабильности гражданских и земельных правоотношений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск удовлетворить.

Признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу, Решение Думы Краснокамского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края от 24 февраля 2010 года № 183 "Об утверждении Генерального плана Краснокамского городского поселения", в части включения в границы Краснокамского городского поселения лесных участков, расположенных на следующих землях лесного фонда -

части выделов 13, 14 (****), 15, выделов 16-19 квартала 5, выдела 34 квартала 81, части выделов 6,7, выдела 14 квартала 82, в части выделов 1,2,6 квартала 87, части выделов 1,4, выделов 5-8 квартала 88, части выделов 1,2,3,6,12, выделов 9-11, 14-18 квартала 89, выделов 1, 9, части выделов 2,3,5-8 квартала 90, части выделов 7, 12, выдела 13 квартала 91 Краснокамского участкового лесничества Закамского лесничества Пермского края.

После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении в течение месяца должно быть опубликовано в газете «Наш город - Краснокамск».

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья –