ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-550/20 от 18.03.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-550/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 18 марта 2020 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при секретаре судебного заседания Елисеевой К.С.

с участием прокурора Богомоловой Е.П.,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» ФИО1, действующей на основании доверенности от 23.01.2020 г.,

представителя Правительства Пермского края и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2, действующей на основании доверенностей от 16.07.2019 г. и 17.07.2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункты № 2983, № 4767 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» (далее – ООО «Пивоопторг-Оса», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункты № 2983, № 4767 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований общество указало, что Правительством Пермского края 29 ноября 2018 г. издано постановление №756-п, вступившее в законную силу с 1 января 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 756-п).

В пункте № 4767 таблицы 1 «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень 2019 г.), указано 1-этажное здание хранилища в кирпично-блочном исполнении, назначение: торговая база, общей площадью 860,6 кв.м, с вентиляторной лит.д, пристроем лит. д.1, с кадастровым номером: **, расположенное по адресу: Пермский край, Осинский район, пос. Светлый, стр. 59.

В пункт № 2983 вышеуказанного Перечня включено 2-х этажное здание склада общей площадью 1740 кв.м, лит. А, с эстакадой лит. А, холодильником лит. Г, компрессорной лит. Г1, градирней лит. Г2, забором, воротами, покрытием, назначение-торговая база, с кадастровым номером**, расположенное по адресу: Пермский край, Осинский район, пос. Светлый, стр. 56.

Указанные объекты принадлежат обществу на праве собственности, входят в состав торгово-производственной базы, которая расположена на земельном участке площадью 11585 кв.м с кадастровым номером ** по адресу: <...>. Данный земельный участок приобретен обществом в собственность на основании договора купли-продажи от 16 февраля 2004 г., заключенного с Комитетом имущественных отношений администрации Осинского района Пермской области, в котором целевое пользование земельного участка определено «под объекты производственного назначения».

Впоследствии без согласия ООО «Пивооптторг-Оса» в Единый государственный реестр прав внесены изменения, согласно которым вид разрешенного пользования земельного участка определен «под объекты торговли».

Решением Думы Осинского городского поселения от 16 марта 2018 г. № 372 утверждены Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером: 59:29:078002:6 отнесен к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), предусмотренной для объектов торговли, таких как торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), к которым включенные в Перечень объекты не относятся.

При этом мероприятия по определению фактического использования здания для целей налогообложения при формировании Перечня и до его утверждения не осуществлялись, технической документацией на здание Правительство Пермского края не располагало, вид разрешенного использования земельного участка не учитывался.

Исходя из технической документации следует, что принадлежащие на праве собственности обществу здания являются отдельно стоящим зданием хранилища, в составе здания отсутствуют помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, площадь всех помещений спорного здания, попадающих под понятие «торговые объекты» составляет менее 20 процентов от общей площади спорного здания. Торговая база не эксплуатируется, в ее зданиях и помещениях производственная деятельность не ведется. Соответственно спорные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость; включение данных зданий в Перечень 2019 г. противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», нарушает права и законные интересы ООО «Пивоопторг-Оса», поскольку незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости зданий.

Представитель ООО «Пивоопторг-Оса» Елисеева К.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования.

Представитель Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО2 просила отказать административному истцу в удовлетворении административного иска, поскольку здания включены в Перечень 2019 г. в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на которых они расположены.

Заслушав представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).

Закон Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (в редакции, действующей на день утверждения оспариваемого Перечня) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казённых учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно постановлению Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Названным Министерством Перечень 2019 г. был сформирован и Правительством Пермского края утвержден в Постановлении № 756-п.

Таким образом, Постановление № 756-п издано Правительством Пермского края в установленном порядке, уполномоченным органом и официально опубликовано (обнародовано), что полностью соответствует положениям пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьям 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламенту подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края, утверждённому постановлением Правительства Пермского края от 5 октября 2007 г. № 223-п, Указу губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 г. № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункту 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 г. № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается. Площадь спорных объектов, расположенных по состоянию на дату принятия оспариваемого акта в муниципальном районе, превышает 300 кв.м., что соответствует требованиям Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующего имущества: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, что ООО «Пивоопторг-Оса» с 2002 года является собственником следующих объектов недвижимости:

-2-хэтажного кирпичного здания склада общей площадью 1740 кв.м, лит.А, с эстакадой лит. а, холодильником лит. Г, компрессорной лит. Г1, градирней лит. Г2, забором, воротами, воротами, покрытием лит. I. II. III. IV., назначение - торговая база, кадастровый номер: **, расположенного по адресу: Пермский край, Осинский район, пос. Светлый, стр. 56, что подтверждено записью № 59-1/08-1/2003-131 от 4 апреля 2003 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом сделок с ним (л.д. 32, 33);

-1-этажного здания хранилища в кирпично-блочном исполнении, назначение: торговая база, лит.д, общей площадью 860,6 кв.м с вентиляторной лит.д, пристроем лит. д.1, кадастровый номер: **, расположенного по адресу: Пермский край, Осинский район, пос. Светлый, стр. 59, что подтверждено записью № 59-1/08-1/2003-126 от 3 апреля 2003 г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом сделок с ним (л.д. 39, 40).

Указанные объекты капитального строительства расположены на земельном участке с кадастровым номером: **, площадью 11585 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами торговли, по адресу: <...> который приобретен ООО «Пивоопторг-Оса» в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка № 26 от 16 февраля 2004 г., постановления Главы администрации Осинского района Пермской области № 1089 от 1 декабря 2003 г., постановления Главы Осинского муниципального района № 499 от 31 мая 2007 г. (л.д. 48, 49, 51-53).

Как следует из ответа администрации Осинского муниципального района № 528/01-18 от 3 марта 2020 г., вышеуказанный земельный участок в период с 1 января 2018 г. по 15 марта 2018 г. согласно части I Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденным решением Думы Осинского городского поселения 22 июня 2010 г. № 214, располагался в общественно-деловой функциональной зоне (учреждения и предприятия обслуживания) генерального плана Осинского городского поселения, утвержденного решением Думы Осинского городского поселения от 27 декабря 2011 г. № 361 «Об утверждении генерального плана Осинского городского поселения и внесения изменений в генеральный план г. Осы», что соответствовало территориальной зоне учреждений и предприятий обслуживания (0-1).

В период с 16 марта 2018 г. и на день утверждения оспариваемого Перечня земельный участок с кадастровым номером: ** согласно Правилам землепользования и застройки Осинского городского поселения в новой редакции, утвержденной решением Думы Осинского городского поселения от 16 марта 2018 г. № 372, расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) (л.д. 153-165).

Из информации, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю», следует, что земельный участок с кадастровым номером: 59:29:0780002:6, в период с 1 января 2018 г. по 29 ноября 2018 г. имел вид разрешенного использования: «под объектами торговли». На основании заявления ООО «Пивоопторг - Оса» от 29 ноября 2019 г. вид разрешенного использования данного земельного участка изменен с 21 января 2020 г. на «коммунальное обслуживание; земельные участки (территории) общего пользования» (л.д. 166).

Возражая против удовлетворения административного иска, представитель административного ответчика указывал, что объекты недвижимого имущества включены в оспариваемый административным истцом нормативный акт на основании вида разрешенного использования земельного участка.

В рассматриваемом случае, суд соглашается с доводами административного ответчика и не усматривает оснований для вывода о необоснованности включения объектов в спорный Перечень.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции статьи, действующей по состояния на 29 ноября 2018 г.) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных указанной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В названном классификаторе под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельного участка «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», который предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв.м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.

Таким образом, на момент принятия Правительством Пермского края оспариваемого Постановления № 756-п принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества располагались на земельном участке с видом разрешенного использования - под объектами торговли, предусматривающим размещение на нем объектов торговли, что является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Доводы представителя административного истца о том, что спорные здания не являются объектами торговли и фактически не используются в этих целях, находятся в составе торгово - производственного комплекса, правового значения для разрешения данного административного дела не имеют, поскольку для признания законным включения объектов недвижимости в Перечень достаточно установить их соответствие одному из условий, указанных в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

То обстоятельство, что на момент приобретения обществом земельного участка с кадастровым номером: ** в собственность в постановлении Главы администрации Осинского района Пермской области от 1 декабря 2003 г. № 1089 указано целевое использование земельного участка «под производственные объекты», не свидетельствует о незаконности оспариваемого административным истцом нормативного правового акта, так как период 2013 г. не является юридически значимым периодом для разрешения настоящего административного иска.

Признание 16 марта 2018 г. утратившими силу Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденных решением Думы Осинского городского поселения 22 июня 2010 г. № 214, в связи с изданием новых Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения, не повлекло за собой изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: **, в связи с чем вышеуказанные доводы представителя административного истца являются несостоятельными.

Ссылка представителя административного истца на постановление судебного пристава-исполнителя от 14 января 2019 г. № 353-29307/5401 отделом Мотовилихинского района г. Перми Управления Росреестра по Пермскому краю 15 января 2019 г. на основании которого проведена государственная регистрация запрета на совершение действий по регистрации в отношении спорных объектов недвижимости, правового значения не имеет, не свидетельствует о невозможности изменения административным истцом в 2018 г. вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: ** в установленном законом порядке.

На основании вышеизложенного, включение спорных объектов недвижимого имущества в пункты № 2983, № 4767 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 1 части 1 ст. 2 Закона № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», оснований для удовлетворения административного искового заявления ООО «Пивоопторг-Оса» не имеется.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» к Правительству Пермского края о признании недействующими со дня принятия пункты №2983, № 4767 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья