Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2020 года 66OS0000-01-2019-000624-45 3а-87/2020 (ранее 3а-551/2019) |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург | 13 мая 2020 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Ивановой Д.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте» (далее – ООО «ИЛ УЦЭПС АТ», административный истец) обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ....
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется исходя из кадастровой стоимости, которая не соответствует рыночной, поэтому ООО «ИЛ УЦЭПС АТ» просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 15 ноября 2012 года на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «Областной центр оценки» (далее – ООО «Областной центр оценки») от 19 сентября 2019 года № 860-19/З в размере 32492 960 руб.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования административного иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Также просил восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра по Свердловской области), заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явились, направили письменные отзывы, в которых просили рассмотреть дело в свое отсутствие, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Представители административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, заинтересованных лиц Администрации города Екатеринбург, общества с ограниченной ответственностью «Вебасто Рус», общества с ограниченной ответственностью «Партнер», общества с ограниченной ответственностью «Уральский альянс предприятий автомобильного бизнеса-Инфром», заинтересованные лица ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.
Общество с ограниченной ответственностью «Уральский альянс предприятий автомобильного бизнеса-Инфром» направило в суд письменный отзыв, в котором указало, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля ( / / )2, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Как следует из материалов дела, административный истец на основании договора аренды земельного участка от 10 ноября 2006 года № 2-796 (л.д. 18-22), дополнительного соглашения от 22 июля 2016 года к договору аренды земельного участка от 10 ноября 2006 года № 2-796 (л.д.23-25) является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ....
Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка установлена по состоянию на 15 ноября 2012 года актом определения кадастровой стоимости от 15 апреля 2013 года в соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний по определению кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 с применением пункта 2.1.15 Методических указаний как сумма кадастровых стоимостей обособленных (условных) земельных участков, входящих в состав единого землепользования и составила 105794624,32 руб.
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка внесены в ГКН – 24 апреля 2013 года.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении земельного участка и оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил в суд отчет об оценке от 19 сентября 2019 года № 860-19/З (л.д. 29-140), составленный оценщиком ООО «Областной центр оценки», из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 15 ноября 2012 года составляет 32492 960 руб.
Оценивая отчет ООО «Областной центр оценки» от 19 сентября 2019 года № 860-19/З, суд учитывает, что он выполнен и подписан оценщиком ( / / )2, который имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в области оценочной деятельности 8 лет, является членом некоммерческой ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет», имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости», его профессиональная ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке. В судебном заседании оценщик ( / / )2 был допрошен судом в качестве свидетеля и после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации подтвердил изложенные в отчете выводы.
В ходе допроса ( / / )2 суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, отчет выполнен в соответствии с действующими Федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение сравнительного подхода в оценке обоснованно, определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Проанализировав отчет, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, основан на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит обоснование выбранных методов исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, обоснование примененных корректировок и другие необходимые сведения, а выполненные расчеты соответствуют применяемым методам и подходам.
Доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками не представлено, материалы дела таковых не содержат.
С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка подлежит удовлетворению.
Суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года подлежит определению в размере его рыночной стоимости, определенном по отчету ООО «Областной центр оценки» от 19 сентября 2019 года № 860-19/З.
Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости) –18 ноября 2019 года.
Определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка (105794624,32 руб.) существенно (в 3,26 раза) превышает итоговую величину их рыночной стоимости (32492 960 руб.), установленную судом в качестве кадастровой, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.
Поэтому на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы административного истца на уплату государственной пошлины в размере 2 000 руб. (л.д. 9).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости в размере 32492960 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 18 ноября 2019года.
Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Испытательная лаборатория Уральского центра экспертизы и подтверждения соответствия на автомобильном транспорте» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий | С.И. Жейнова |