Дело № 3а-553/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2020г. г. Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Черниковой Л.С.,
при секретаре Михаленко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лунева Вячеслава Викторовича к Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Бюджетному учреждению ХМАО-Югры «Центр имущественных отношений» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
установил:
15 октября 2020 года Лунев В.В. обратился с указанным административным исковым заявлением. В обоснование требований ссылается на то, что является собственником объектов капитального строительства с кадастровыми номерами:
(номер) по адресу: (адрес), в отношении которого кадастровая стоимость определена в размере 6 135 11.55руб. по состоянию на 01.01.2019г.;
(номер) по адресу: (адрес) в отношении которого кадастровая стоимость определена в размере 24 096 108.51руб. по состоянию на 01.01.2019г.;
(номер). (адрес) в отношении которого кадастровая стоимость определена в размере 37 270 451.63руб. по состоянию на 01.01.2019г.; площадью 1713.7 кв.м. по состоянию на 09.07.2020г.
В целях реализации права на установление кадастровой стоимости объекта равной его рыночной, снижения налоговых платежей, рассчитываемых исходя из кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость спорных объектов капитального строительства равной рыночной с кадастровым номером (номер) равной 3 538 000руб., (номер) – 5 117 000руб., (номер). – 6 526 000руб., (номер) – 7 090 000руб. на основании отчета ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» № (номер)
В судебном заседании административный истец, представитель истца участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Представитель Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть заявление в свое отсутствие, против заявленных требований не возражает.
БУ ХМАО-Югры «Центр имущественных отношений», Администрация г. Пыть-Яха извещены надлежащим образом, против заявленных требований возражений не представили.
Изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежат объекты капитального строительства с кадастровыми номерами (номер) по состоянию на 01.01.2019г. площадью 879,4 кв.м., (номер) на 01.01.2019г. и площадью (номер). на 09.07.2020г., что подтверждается выписками из ЕГРН, свидетельствами о государственной регистрации права.
Приказом Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО – Югры от 19.11.2019г. № 19-нп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" утверждены результаты определения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года, в том числе объектов с кадастровыми номерами (номер)(номер) на 01.01.2019г., сведения внесены в ЕГРН – 28.01.2020г., 30.01.2020г. соответственно.
Установленная указанным нормативным правовым актом кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2020г.
09.07.2020г. в ЕГРН внесены сведения об изменении площади (1713,7кв.м.) объекта с кадастровым номером (номер) в связи с устранением технической ошибки, а также внесены сведения об изменении площади
( 885,3кв.м) объекта с кадастровым номером (номер)
14.07.2020 БУ ХМАО – Югры «Центр имущественных отношений» составлен акт об определении кадастровой стоимости указанных объектов, сведения внесены в ЕГРН 16.07.2020г
Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером (номер) не изменилась и составила на 09.07.2020 г. - 37 270 451.63руб. (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31.07.2020, ответ БУ ХМАО – Югры «Центр имущественных отношений»)
Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером (номер) определена по состоянию на 09.07.2020г. в размере 6135111,55 руб.
( административным истцом не оспаривается)
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Предварительное обращение в комиссию обязательным не является.
Согласно части 4 статьи 22 Закона о кадастровой оценке, заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
В силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона ХМАО – Югры № 81-оз от 14.10.2014г. административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, с 01.01.2015г. обязан уплачивать налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок исчисления налога, страховых взносов.
До 1 января 2019 года Налоговым кодексом Российской Федерации изменение характеристик объектов налогообложения, связанных с изменением их площади, назначения и т.п., происходящее в течение налогового периода, не учитывалось при исчислении налогов в этом налоговом периоде.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2019 года изменен порядок исчисления налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости.
Статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 2.1 следующего содержания: «Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом. Перерасчет, предусмотренный абзацем первым данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 данного кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов".
Абзац 3 пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в новой редакции. Предусмотрено, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Таким образом, для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода и возможность перерасчета сумм налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками за прошедшие налоговые периоды, применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании
При указанных обстоятельствах, установленная в отношении объектов с кадастровыми номерами (номер) кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2019г. является налоговой базой на период 01 января 2020 года по 09 июля 2020 года, кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 09 июля 2020 года - налоговой базой за период с 9 июля 2020 до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Поскольку срок уплаты налога на имущество физических лиц за период 2020 года не наступил, Лунев В.В. вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости, в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Административный истец представил отчет, подготовленный оценщиком ООО «Центр экспертизы и оценки «Церта» № (номер) от 05.10.2020г., которым рыночная стоимость объектов с кадастровым номером (номер) определена в размере 3 538 000руб., (номер) – 5 117 000руб., (номер) – 6 526 000руб. по состоянию на 01.01.2019, (номер) – 7 090 000руб. г. на 09.07.2020г.,
В силу ст. 62, 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отчет об оценке относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив представленные доказательства, суд считает, что оценка объекта проведена оценщиком с соблюдением норм действующего законодательства об оценочной деятельности, существенных нарушений требований Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, которые позволяли ли бы суду сделать вывод о недостоверности и неправильности результатов отчета, оценщиком не допущено.
Отчет об оценке соответствует пункту 8 Федеральных стандартов оценки "Требования к отчету оценке (ФСО N 3)", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 254 (далее ФСО N 3), согласно которому вне зависимости от вида объекта оценки, в отчете об оценке должна содержаться следующая информация: а) задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; б) применяемые стандарты оценки; в) принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; г) сведения о заказчике оценки и об оценщике (оценщиках), подписавшем (подписавших) отчет об оценке (в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков), а также о юридическом лице, с которым оценщик (оценщики) заключил (заключили) трудовой договор; д) информация обо всех привлеченных к проведению оценки и подготовке отчета об оценке организациях и специалистах с указанием их квалификации и степени их участия в проведении оценки объекта оценки; е) основные факты и выводы.
Представленный отчет содержит сведения, включающие необходимую информацию, которая использовалась оценщиком при определении рыночной стоимости объектов; приведённые в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; суждение относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами; итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости сделано оценщиком на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик, расчетных показателей стоимости с использованием предусмотренных законом подходов и методов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, отчет мотивирован и не содержат противоречий, оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующую квалификацию.
Оснований не доверять представленному отчету у суда не имеется.
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными Федеральным законом от 29.07.1998г. № 135 - ФЗ признается достоверной и рекомендуемой, если в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона).
Ответчиками и заинтересованными лицами доказательств иной рыночной стоимости объектов не представлено, выводы оценщика, изложенные в отчете об оценке, не опровергнуты, в связи с чем суд считает возможным установить кадастровую стоимость объектов соответствующей их рыночной стоимости, на основании представленного административным истцом отчета об оценке.
На основании положений ст. 15,17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ « О государственной кадастровой оценке» (в действующей редакции от 31.07.2020) в ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Датой подачи заявления является 15.10.2020г.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), в размере его рыночной стоимости, равной 3 538 000руб. по состоянию на 01 января 2019г. Установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2020 по 09 июля 2020г.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер). по адресу: (адрес) в размере его рыночной стоимости, равной 5 117 000руб. по состоянию на 01 января 2019г.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес), в размере его рыночной стоимости, равной 6 526 000руб. по состоянию на 01 января 2019г. Установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01января 2020 по 09 июля 2020г.
Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером (номер) по адресу: (адрес) в размере его рыночной стоимости, равной 7 090 000руб. по состоянию на 9 июля 2020г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия.
Судья суда ХМАО-Югры Л.С. Черникова