Дело № 3а-554/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
1 сентября 2016 года город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Блиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2772 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 19104 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2863 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в 13 метрах севернее от здания цеха реконструкции по <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 3560 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в 30 метрах севернее здания по <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1475 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, северо-западнее здания административного с гаражом ***, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 20000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, северо-западнее участка по <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требования указано, что земельные участки принадлежат административному истцу на праве собственности. Постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015г. *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» утверждена кадастровая стоимость указанных земельных участков, которая значительно выше их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов об оценке и положительных экспертных заключений. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога. Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО административные исковые требования поддержала. Представитель административного ответчика Администрации Алтайского края ФИО удовлетворение требований оставила на усмотрение суда, однако, пояснила, что отчеты имеют недостатки, указанные в решениях комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика Управления Росреестра по Алтайскому краю, представителей заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра», Администрации <адрес> Алтайского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В отзывах на административное исковое заявление Администрация Алтайского края, Управление Росреестра по Алтайскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра» разрешение требований оставляют на усмотрение суда.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, пояснения оценщика, составившего отчеты об оценке земельных участков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.п.1, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
В соответствии с п.п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с ч.ч.1, 4 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГ заявления ООО «<данные изъяты>», поданные ДД.ММ.ГГ, отклонены.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права ООО «<данные изъяты>» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2772 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;
земельный участок с кадастровым номером *** площадью 19104 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>;
земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2863 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в 13 метрах севернее от здания цеха реконструкции по <адрес>;
земельный участок с кадастровым номером *** площадью 3560 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в 30 метрах севернее здания по <адрес>;
земельный участок с кадастровым номером *** площадью 1475 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, северо-западнее здания административного с гаражом ***;
земельный участок с кадастровым номером *** площадью 20000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, северо-западнее участка по <адрес>.
Постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015г. *** «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края» утверждена кадастровая стоимости перечисленных земельных участков.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** - <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** - <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** - <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> руб. Дата определения кадастровой стоимости земельных участков ДД.ММ.ГГ.
Согласно отчетам об оценке *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ, составленным индивидуальным предпринимателем оценщиком ФИО, по состоянию на ДД.ММ.ГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** –<данные изъяты> руб., земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> руб.
На отчеты об оценке представлены положительные экспертные заключения ***.20ДД.ММ.ГГ-5 от ДД.ММ.ГГ, ***.20ДД.ММ.ГГ-2 от ДД.ММ.ГГ, ***.20ДД.ММ.ГГ-4 от ДД.ММ.ГГ, ***.20ДД.ММ.ГГ-6 от ДД.ММ.ГГ, ***.20ДД.ММ.ГГ-3 от ДД.ММ.ГГ, ***.20ДД.ММ.ГГ-1 от ДД.ММ.ГГ, подготовленные экспертом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация «<данные изъяты>», членом которой является оценщик ФИО
Допрошенная судом оценщик ФИО выводы, изложенные в отчетах об оценке подтвердила, пояснила, что идентификация местоположения объектов-аналогов на публичной кадастровой карте Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО ***)» не предусмотрена; ею не была использована информация о результатах проведения аукциона в отношении объекта-аналога 2, поскольку дата проведения аукциона была указана ДД.ММ.ГГ, между тем, дата, по состоянию на которую должна быть проведена оценка ДД.ММ.ГГ, в связи с чем во внимание принимается информация за период, предшествующий дате оценки; ею использовалась корректировка на уровень инфляции, что не противоречит Федеральным стандартам оценки, в то же время корректировка на основе анализа и учета тенденций рынка недвижимости ФСО не предусмотрена.
Отчеты об оценке, представленные в материалы административного дела, отражают следующие этапы: сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки; применение сравнительного подхода, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов; согласование результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки, что предусмотрено Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ N 297.
Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО ***)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГ N 611, предусмотрено, что для определения стоимости недвижимости оценщик исследует рынок в тех его сегментах, к которым относятся фактическое использование оцениваемого объекта и другие виды использования, необходимые для определения его стоимости. Объем исследований определяется оценщиком исходя из принципа достаточности. При применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения: сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений; в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным; для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения: передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав; условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия); условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия); условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия); вид использования и (или) зонирование; местоположение объекта; физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики; экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные характеристики); наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью; другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость.
В данной части отчеты об оценке соответствуют ФСО ***.
Анализ рынка недвижимости выполнен в последовательности, предусмотренной ФСО ***.
В соответствии с ФСО *** (п.8) информация о событиях, произошедших после даты оценки, может быть использована для определения стоимости объекта оценки только для подтверждения тенденций, сложившихся на дату оценки, в том случае, когда такая информация соответствует сложившимся ожиданиям рынка на дату оценки. Таким образом, неиспользование оценщиком информации о проведенном ДД.ММ.ГГ аукционе по продаже объекта-аналога 2 не свидетельствует о незаконности отчетов.
В соответствии с ФСО *** (п.14) в рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки. Таким образом, использование при определении рыночной стоимости корректировки на уровень инфляции для приведения в соответствие стоимости объектов оценки на дату оценки Федеральным стандартам оценки не противоречит. Кроме того, использование данной корректировки увеличивает стоимость объектов-аналогов, что соответственно влияет на определение рыночной стоимости объекта оценки в сторону увеличения.
Информация, использованная оценщиком в отчетах об оценке, должна обладать свойством достоверности и проверяемости. Дополнения к отчетам об оценке, представленные суду, позволяют проверить информацию о местоположении объекта-аналога 1, при этом подтверждают информацию, содержащуюся в объявлении о продаже земельного участка, что свидетельствует о достоверности информации, использованной в отчетах.
Суд принимает отчеты об оценке в качестве допустимого доказательства рыночной стоимости земельных участков, поскольку они соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности, экспертом в экспертных заключениях рыночная стоимость земельных участков, определенная оценщиком в отчетах, подтверждена. Спор о достоверности величины рыночной стоимости земельных участков отсутствует.
Установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ:
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2772 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 19104 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 2863 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в 13 метрах севернее от здания цеха реконструкции по <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 3560 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в 30 метрах севернее здания по <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 1475 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, северо-западнее здания административного с гаражом ***, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ;
земельного участка с кадастровым номером *** площадью 20000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, северо-западнее участка по <адрес>, - равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей. Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГ.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда.
Судья Л.Ю.Ковалюк
Решение в окончательной форме принято 06 сентября 2016 года.