УИД 38OS0000-01-2022-000167-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июня 2022 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Харитонове М.Е., с участием прокурора Каримовой О.А., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-554/2022 по административному исковому заявлению АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» к Правительству Иркутской области о признании недействующим с момента принятия пункта 9995 приложения к распоряжению Правительства Иркутской области № 759-рп от 21.12.2021,
УСТАНОВИЛ:
в обоснование заявленных требований указано, что 21.12.2021 Правительством Иркутской области принято распоряжение № 759-рп, которым принадлежащее АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» здание, расположенное по адресу: , кадастровый Номер изъят, включено под пунктом 9995 в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год. Данное распоряжение опубликовано 25.12.2021 в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru). Основанием для включения здания в вышеуказанный Перечень послужило заключение Министерства имущественных отношений Иркутской области об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения), помещения для целей налогообложения в отношении налога на имущество от 21.06.2021, из которого следует, что 1337,6 кв.м. (33,4% от общей площади) используется в целях делового, административного и коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов и объектов общественного питания. Данные выводы сделаны на основании акта визуального осмотра объекта недвижимости от 14.05.2021, проведенного ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости». С выводами, изложенными в акте и заключении, административный истец не согласен ввиду следующего.
Согласно выписке из ЕГРН от 18.02.2021 объект с кадастровым номером Номер изъят представляет собой нежилое здание, общей площадью 4006,4 кв.м., расположенное по адресу: , назначение – «нежилое», наименование – «производственное», данные о видах разрешенного использования отсутствуют. По данным технического паспорта на здание, расположенное по адресу: , назначение указанного нежилого строения - производственное.
Таким образом, наименование и назначение здания не свидетельствуют о том, что данное нежилое здание предназначено для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Согласно выписке из ЕГРН от 03.03.2021 объект с кадастровым номером Номер изъят представляет собой земельный участок, расположенный по адресу: , площадью 8739 кв.м., виды разрешенного использования – «под размещение существующих административно-производственных зданий; для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов».
Виды разрешенного использования указанного земельного участка, из буквального прочтения, однозначно не позволяют прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
На период проверки 13.05.2021 площадь помещений, переданных в аренду сторонним организациям, составляла всего 481,15 кв.м. (12,01 % от общей площади здания). Остальная площадь здания фактически используется для обеспечения деятельности (данные изъяты)
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основной вид деятельности АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» - разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности.
В спорном здании расположены производственные помещения организации, которые используются для производственных целей Общества, а именно для размещения кабинетов руководителей и сотрудников организации, складов и подсобных помещений либо вообще не используются.
Просят суд признать недействующим с момента принятия пункт 9995 приложения к распоряжению Правительства Иркутской области № 759-рп от 21.12.2021 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске и дополнительных письменных пояснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил.
При таких обстоятельствах суд считает возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Каримовой О.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч.ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» является собственником нежилого здания общей площадью 4 006,4 кв.м. с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.08.2003, выпиской из ЕГРН.
В силу главы 30 НК РФ АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» является плательщиком налога на имущество организаций.
Распоряжением Правительства Иркутской области от 21.12.2021 № 759-рп определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год (далее по тексту – Перечень).
Принадлежащее АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» здание включено в указанный Перечень под пунктом 9995.
При таких обстоятельствах административный истец, в силу ст. 208 КАС РФ, вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
В соответствии со ст.ст. 72, 76 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пп. 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В соответствии со ст. 14 и п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Учитывая положения вышеуказанных правовых норм, а также положения ст.ст. 2, 5, 57 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области», ст.ст. 23, 64, 66 Устава Иркутской области, ст.ст. 1, 10 (1) Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», суд приходит к выводу о том, что Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год утвержден распоряжением Правительства Иркутской области от 21.12.2021 № 759-рп в пределах компетенции данного органа власти, с соблюдением формы его принятия, подписан уполномоченным должностным лицом.
Распоряжение Правительства Иркутской области от 21.12.2021 № 759-рп вступило в законную силу с 01.01.2022 (п.5), опубликовано в общественно-политической газете «Областная» № 10 от 31.01.2022 (начало), № 12 от 04.02.2022 (окончание), а также 25.12.2021, 31.01.2022, 04.02.2022 размещено в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru).
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого распоряжения Правительства Иркутской области нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Налог на имущество организаций на территории Иркутской области урегулирован Законом Иркутской области «О налоге на имущество организаций» от 08.10.2007 № 75-оз.
В соответствии с п. 1 ст. 1.1 данного закона налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких объектов недвижимого имущества как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с п. 4 ст. 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Основания для признания отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) одновременно как административно-делового центра, так и торгового центра (комплекса) приведены в положениях п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
По смыслу приведенных предписаний, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Между тем, спорное здание ни одному из перечисленных выше условий не соответствует.
Принадлежащее административному истцу здание расположено на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят с установленным видом разрешенного использования - «под размещение существующих административно-производственных зданий; для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 03.03.2021.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка не позволяет сделать однозначный вывод о том, что он предусматривает в безусловном порядке размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 17.02.2021 спорное здание имеет наименование - «производственное», назначение - «нежилое».
В соответствии с техническим паспортом от 2001 г. спорное здание имеет назначение «производственное здание».
Согласно экспликации к поэтажному плану строения спорное здание имеет помещения следующего назначения:
1. Полуподвал (общая площадь 788,5 кв.м.):
- «коридор» (помещение № 1, 3, 13а, 22);
- «лаборат.» (помещение № 2);
- «склад» (помещение № 4, 6, 7, 16а, 16, 17, 18,18а, 20);
- «лестница» (помещение № 5, 5а);
- «мастерская» (помещение № 8, 11, 19);
- «эл.щит» (помещение №9);
- «лестн. кл.» (помещение № 10);
- «служебн.» (помещение № 12, 14);
- «кладов.» (помещение № 13);
- «узел. отопл.» (помещение № 15);
- «проходная» (помещение № 21).
При этом фактическое использование помещения № 14 (площадью 53,6 кв.м.) указано как «торговый зал».
2. Первый этаж (общая площадь 823,8 кв.м.):
- «коридор» (помещение № 1, 2, 3,11, 14, 22, 26, 29);
- «умыв.» (помещение № 40);
- «санузел» (помещение № 5);
- «склад» (помещение № 6);
- «кабинет» (помещение № 7, 10, 12, 13, 15а,15, 15б, 16, 17, 18, 19, 24, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 33,40, 42, 46,47,48);
- «лест.кл.» (помещение № 8, 23);
- «офис» (помещение № 9 площадью 11,5 кв.м);
- «подсобное» (помещение № 20);
- «туалет» (помещение № 21);
- «магазин» (помещение № 34 площадью 27,4 кв.м., помещение № 35 площадью 7,4 кв.м., помещение № 36 площадью 35,7 кв.м., помещение № 43 площадью 24,9 кв.м., помещение № 45 площадью 30 кв.м.);
- «вестибюль» (помещение № 38, 39);
- «бытовое» (помещение № 410).
3. Второй этаж (общая площадь 798,5 кв. м.):
- «коридор» (помещение № 1, 12а, 12б);
- «санузел» (помещение № 2, 3, 13, 14);
- «кабинет» (помещение № 4, 6, 8а, 8, 9, 9а,10, 10а,12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25);
- «лестн.клетка» (помещение №7, 11).
4. Третий этаж (общая площадь 794,3 кв. м.):
- «коридор» (помещение № 1, 4а, 13, 24);
- «санузел» (помещение № 2, 5);
- «кабинет» (помещение № 3, 4, 6, 6а, 7, 8, 9, 10, 16, 17, 18, 18а, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 30);
- «лестн.клетка» (помещение № 5, 11);
- «касса» (помещение № 12);
- «склад» (помещение № 14);
- «приемная» (помещение №19);
- «шкаф» (помещение №19а);
- «служебное» (помещение № 26).
5. Четвертый этаж (общая площадь 801,3 кв.м.):
- «коридор» (помещение № 1, 9, 27);
- «бытовое» (помещение № 2, 12б);
- «кладовая» (помещение № 3);
- «кабинет» (помещение № 4, 6, 7, 8, 10, 11, 11а, 11б, 12, 12а, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26);
-«лестн.клетка» (помещение № 5, 18);
- «санузел» (помещение № 17).
Из всех имеющихся в здании помещений только нескольких помещений по своему наименованию предполагают размещение объектов, предусмотренных в пп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, а именно:
- «торговый зал» - помещение № 14 в полуподвале площадью 53,6 кв.м.;
- «офис» - помещение № 9 на первом этаже площадью 11,5 кв.м.;
- «магазин» - помещения №№ 34, 35, 36, 43, 45 на первом этаже площадью 27,4 кв.м., 7,4 кв.м., 35,7 кв.м., 24,9 кв.м.,30 кв.м. соответственно.
Общая площадь таких помещений - 159, 1 кв.м. (53,6 +11,5 + 27,4 + 7,4 +35,7 + 24,9 + 30), что составляет 5% от общей площадь всего здания.
При этом, наименование помещений в здании как «кабинет» нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей ст. 378.2 НК РФ, поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Таким образом, сведения, содержащиеся в ЕГРН и в технических документах, не подтверждают, что спорное здание имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Соответственно, данное здание могло быть включено в Перечень на основании его фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2015 № 476-пп.
В соответствии с Главой 2 указанного Порядка определение вида фактического использования объектов недвижимости осуществляется министерством имущественных отношений Иркутской области.
Организационно-техническую работу, связанную со сбором сведений, информации и (или) документов, и визуальный осмотр объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования объектов недвижимости проводит (данные изъяты).
Проведение мероприятия осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа о проведении мероприятия.
Мероприятие проводится в форме запросов сведений, информации и (или) документов, и (или) визуального осмотра объектов недвижимости, осуществления измерений, в том числе с использованием измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших поверку в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям.
Результаты визуального осмотра объекта недвижимости оформляются актом визуального осмотра объекта недвижимости.
По результатам проведения мероприятия в течение 30 рабочих дней с даты получения уполномоченным органом акта визуального осмотра и (или) собранных в рамках проведения мероприятия сведений, информации, документов руководителем уполномоченного органа утверждается заключение об определении вида фактического использования объекта недвижимости.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 09.02.2021 № 94/3 «О проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) (данные изъяты) был проведен визуальный осмотр спорного здания.
По результатам проведенного мероприятия установлено, что 1 337,6 кв.м. (33,4 % от общей площади) используется в целях делового, административного и коммерческого использования, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, в подтверждение чего суду представлены акт визуального осмотра объекта недвижимости от 14.05.2021, заключение об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения), помещений для целей налогообложения в отношении налога на имущество от 21.06.2021, фотоматериал.
Административный истец с данными выводами не согласился, указав, что часть помещений в здании сдается в аренду (менее 20%), остальные помещения используются Обществом для осуществления уставной деятельности.
В подтверждение доводов о передаче, на момент проведения осмотра, части помещений в здании в аренду сторонним организациям, административным истцом представлены договоры аренды, из которых следует, что:
- (данные изъяты) на основании договора аренды от 01.02.2021 переданы в аренду комн. № 101А общей площадью 70,1 кв.м., комн. № 101Б общей площадью 15,3 кв.м., холл № 101 общей площадью 3,55 кв.м на 1 этаже (всего 88, 95 кв.м.) для использования под офис;
- (данные изъяты) на основании договора аренды от 01.04.2021 передана в аренду комн. № 109 общей площадью 16,2 кв.м. на 1 этаже для использования под офис;
- ФИО12 на основании договора аренды от 19.08.2019, дополнительного соглашения от 01.04.2020 переданы в аренду помещения комн. № 106 общей площадью 96,7 кв.м., комн. № 104а общей площадью 29,96 кв.м., комн. № 104б общей площадью 5,04 кв.м. на 1 этаже (всего 131,7 кв.м.) для использования под пункт общественного питания (комн. № 106), подсобное помещение (комн. № 104), склад (комн. № 104 а);
- (данные изъяты) на основании договора аренды от 01.07.2020 передана в аренду комн. № 110в общей площадью 8 кв.м на 1 этаже для использования под офис;
- (данные изъяты) на основании договора аренды от 01.01.2021 переданы в аренду комн. № 213 общей площадью 33 кв.м., комн. № 215 общей площадью 38,8 кв.м. на 2 этаже (всего 71,8 кв.м.) для использования под офис;
- (данные изъяты) на основании договора аренды от 01.12.2020 переданы в аренду комн. № 202 общей площадью 54,9 кв.м., комн. № 204 общей площадью 16.8 кв.м. на 2 этаже (всего 71,7 кв.м.) для использования под офис;
- (данные изъяты) на основании договора аренды от 01.10.2020 передана в аренду комн. № 404 общей площадью 16,8 кв.м. на 4 этаже для использования под центр управления сетями;
- (данные изъяты) на основании договора аренды от 01.09.2020 переданы в аренду комн. № 090а площадью 5,2 кв.м., комн. № 090б общей площадью 17,2 кв.м., комн. № 90 площадью 53,6 кв.м. (всего 76 кв.м.) для использования под офис и склад.
Общая площадь переданных в аренду помещений составляет 481,15 кв.м. (12 % от общей площади здания).
В ходе судебного разбирательства сторона административного истца подтвердила, что переданные в аренду нежилые помещения используются арендаторами в целях делового, административного и коммерческого использования, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, а именно используются под офисы, размещение столовой и магазины.
При указанных обстоятельствах отнесение административным ответчиком указанных помещений к помещениям, фактическое использование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ, является обоснованным.
Иные помещения в здании (из 1 337,6 кв.м.) были отнесены административным ответчиком к помещениям, фактическое использование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в ст. 378.2 НК РФ, в связи с расположением в них офисов с сопутствующей офисной инфраструктурой.
С данными выводами административного ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 (2) Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17.09.2015 № 476-пп, «офис и сопутствующая офисная инфраструктура» - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), используемое для размещения административных служб, приема посетителей, хранения и обработки документов, оборудованное мебелью, организационной техникой и средствами связи, включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, парковки, не связанное с обеспечением производственной деятельности для производства товаров; «кабинет» - нежилое помещение или часть нежилого помещения, оснащенное мебелью, организационной техникой, средствами связи, используемое для размещения административных служб в целях обеспечения производственной деятельности для производства товаров.
На фотоматериале, приложенном административным истцом к иску, видны изображения дверей с табличками, содержащими информацию о номере помещения и наименовании отдела.
На фотоматериале, являющимся приложением к акту визуального осмотра здания, наряду с изображением дверей с табличками, содержащими информацию о номере помещения и наименовании отдела, на части изображений видны мебель и оргтехника, находящиеся в помещениях. Указанные помещения согласно акту визуального осмотра отнесены к офисам с сопутствующей офисной инфраструктурой.
Вместе с тем, само по себе нахождение в помещении мебели и оргтехники не свидетельствует о размещения в данном помещении именно «офиса».
Установлено, что в соответствии с Уставом основными видами деятельности АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» являются проведение научно-исследовательских, конструкторских, проектных, внедренческих, пуско-наладочных, технологических работ (комплекса работ) в области металлургического производства алюминия и его сплавов, кремния, электродных материалов, фтористых солей, порошковых материалов и других; разработка головных образцов нового технологического оборудования, средств механизации, автоматизации, организации их изготовления и тиражирования; разработка и организация производства новых видов продукции для предприятий алюминиевой промышленности и других отраслей; разработка и организация производства товаров народного потребления; разработка проектов промышленного и коммунального назначения; разработка проектов гражданского и коммунального назначения; проведение экспертиз научно-технических разработок и проектно-сметной документации и др.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности.
В рамках осуществления уставной деятельности административный истец является членом саморегулируемых организаций: (данные изъяты) и (данные изъяты).
На момент проверки фактического использования объекта штатная численность сотрудников АО «СибВАМИ» в г. Иркутске (без учета обособленных подразделений) с учетом имеющихся вакансий составляла 165,85 человек (без вакансий 150 человек).
Из приложенного к акту осмотра фотоматериала следует, что въезд на территорию Общества осуществляется по пропускам через шлагбаум, вход в само здание осуществляется на первом этаже через пост охраны и проходную.
Из приложенного к акту осмотра фотоматериала, схемы расположения помещений в здании и фотоматериала, представленного административным истцом, следует, что помещения в здании, используемые непосредственно Обществом, занимают:
- полуподвал: архивы, склады;
- первый этаж: группа по организации обследования строительных конструкций зданий и сооружений, группа проектирования нестандартного оборудования, охрана;
- второй этаж: отдел руководителей проектов, группа проектирования газоочистных технологий, группа проектирования монтажных и конструкторских решений, отдел экологии, охраны труда и промышленной безопасности, серверная, административно-хозяйственный отдел, отдел электроснабжения и автоматизации, общеинженерный отдел, группа нормоконтроля и качества, группа выпуска проектов и архива;
- третий этаж: департамент внедрения оборудования, департамент проектирования, отдел электроснабжения и автоматизации, конференцзал, отдел руководителей проектов, строительный отдел, отдел проектного менеджмента, технический директор, генеральный директор, директор департамента управления проектированием, юрисконсульт;
- четвертый этаж: строительный отдел, отдел технической поддержки и САПР, отдел организации строительства и смет, отдел по персоналу, группа водоснабжения и канализации, отдел технологического проектирования, группа вентиляции, отопления и кондиционирования, технический отдел.
Таким образом, помещения, отнесенные административным ответчиком к категории «офис» фактически используется Обществом для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность.
Отнесение помещений, занятых службами, вовлеченными в производственный цикл и обеспечивающими функционирование производственного процесса, к «офисам» является неправомерным, поскольку не согласуется с положениями ст. 378.2 НК РФ.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения площадью свыше 20% площади здания используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, не связанной с обеспечением производственной деятельности и не являющейся определенным этапом такой деятельности, а в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, суду не представлено.
Давая оценку представленным доказательствам в совокупности и их взаимной связи, суд приходит к выводу, что на момент принятия Правительством Иркутской области оспариваемого распоряжения, отнести спорное здание к объектам недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация на здание, ни фактическое использование здания.
Доказательств обоснованности включения в Перечень указанного объекта недвижимости административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» обоснованы и подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемая норма подлежит признанию недействующей, суд, исходя из предписаний п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество и признание оспариваемой нормы недействующей с момента вынесения решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемую норму недействующей со дня ее принятия.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего судебного акта подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная», а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области (www.ogirk.ru.) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования АО «Сибирский научно-исследовательский, конструкторский и проектный институт алюминиевой и электродной промышленности» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 9995 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодека РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением Правительства Иркутской области от 21.12.2021 № 759-рп.
Сообщение о принятии настоящего судебного акта опубликовать в общественно-политической газете «Областная», а также на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области (www.ogirk.ru.) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представления в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.06.2022.
Судья С.Н. Банщикова