ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-555/18 от 13.09.2018 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область. 13 сентября 2018 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-555/18 по административному исковому заявлению ООО «Истра-Гольф» о признании недействующими с момента издания пунктов 26-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года № 41 – РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области»,

установил:

ООО «Истра-Гольф» обратилось в Московский областной суд с административным иском о признании недействующими с момента издания пунктов 26-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года № 41 – РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» Представитель административного истца пояснил, что оспариваемый нормативный акт был опубликован на официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области http://mep.mosreg.ru, 02.02.2016г.

По мнению административного истца оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы ООО «Истра-Гольф», поскольку на основании данного распоряжения Общество было подвергнуто административному наказанию в виде штрафа на сумму 101 000 рублей 00 копеек за неисполнения пунктов 26-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, предусматривающих порядок внесения, проверки, приемки или отклонения сведений в систему сбора данных Кадастра отходов Московской области.

Данный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.

При издании оспариваемого Распоряжения были нарушены правила введения нормативных правовых актов в действие, а именно порядок опубликования и вступления в силу.

На основании ст. 37 Устава Московской области нормативные правовые акты Московской области должны быть официально опубликованы в порядке, установленном законом Московской области. Неопубликованные нормативные правовые акты Московской области применению не подлежат, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона Московской области от 19.07.2005г. № 185/2005-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня первого официального опубликования их полных текстов в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.

Распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и размещению (опубликованию) на Интернет-портале Правительства Московской области, за исключением распоряжений или их частей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, или информацию ограниченного доступа.

Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 № 41-РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» имеет нормативный характер.

В п. 2 распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.01.2016г. № 41-РМ (ред. от 14.02.2017) «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» имеются прямые указания отделу обеспечения деятельности, делопроизводства и информационных технологий Министерства экологии и природопользования Московской области организовать официальное опубликование настоящего распоряжения в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и размещение (опубликование) на Интернет-портале Правительства Московской области.

Официальное письмо ГАУ МО «Издательский Дом «Подмосковье» от 16 января 2018 года № 9/18 подтверждает, что распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.01.2016г. № 41-РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» не было опубликовано в установленном порядке в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», что влечет невозможность его применения.

Однако, в нарушение п. 3 ст. 15 Конституции РФ и ст. 37 Устава Московской области должностными лицами Министерства экологии и природопользования Московской области допускается применение указанного неопубликованного в установленном порядке нормативного акта.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологически находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления, предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственны качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», статьями 5 и 6 которого разграничена компетенция Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Так, статьей 5 приведенного Федерального закона к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены, в том числе, разработка и федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами; проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; определение федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий, а также определение порядка ведения государственного кадастра отходов, организация его ведения, а также определение правил инвентаризации объектов размещения отходов.

В силу статьи 6 этого же Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся установление нормативов образов; отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения; применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; осуществление приема отчетности, образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процесс хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объект подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Пунктом 2 статьи 18 названного Федерального закона установлено, что применительно к идивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

На основании п. 5 ст. 18 названного Федерального закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 6 статьи 18 названного Федерального закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Пунктом 7 статьи 18 названного Федерального закона субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 8 статьи 18 названного Федерального закона установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок ведения учета и предоставление отчетности в области обращения с отходами регламентируется ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Из анализа приведенного законодательства следует, что порядок ведения региональных кадастров отходов не может возлагать на индивидуальных предпринимателей и юридическими лицами обязанность по предоставлению отчетности, непредусмотренной федеральным законодательством, в т.ч. предоставление дополнительной отчетности, кроме случаев, предусмотренных в ст. 18, 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.01.2016г. № 41-РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» противоречит требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления», поскольку возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязательность предоставлять в Министерство экологии и природопользования Московской области отчетность, непредусмотренную федеральным законодательством.

Все сведения, необходимые для ведения кадастра отходов Московской области могут быть получены Министерством экологии и природопользования Московской области путем межведомственного взаимодействия из иной отчетности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предусмотренной Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и иными подзаконными актами.

Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что Распоряжение Минэкологии Московской области от 25 января 2016 года № 41-РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» принято Министерством в пределах компетенции и в соответствии с порядком опубликования и вступления в законную силу нормативно-правовых актов.

Пунктом 3 статьи 4 Закона Московской области «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» установлено, что распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня первого официального опубликования их полных текстов в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.

Распоряжение было опубликовано 25.02.2016 на официальном сайте Министерства на Интернет-портале Правительства Московской области: http://mep.mosreg.ru/dokumenty/napravleniya_deyatelnosti/kadastr_othodov_mos kovskoy_oblasti/detail/620.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения об Интернет-портале Правительства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13 мая 2014 года № 332/16, в структуру Интернет-портала Правительства Московской области входят, в том числе официальные сайты центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Учитывая, что Распоряжение было опубликовано на официальном сайте Министерства на Интернет-портале Правительства Московской области в открытом доступе, его не опубликование в печатном издании не считается нарушением порядка опубликования нормативно-правового акта.

Доводы административного истца о противоречии Распоряжения требования Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанность по представлению в Министерство отчетности, непредусмотренную федеральным законом, являются несостоятельными.

Часть 3 статьи 20 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» наделяет субъекты Российской Федерации правом вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Частью 2 статьи 4.1 Закона Московской области № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области» установлено, что органы местного самоуправления, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отход представляют сведения, используемые для ведения кадастра отходов Московской области в соответствии с порядком, установленным уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

Пунктом 12.13.5 Положения о Министерстве экологии природопользования Московской области, утвержденного постановлен Правительства Московской области от 26.04.2013г. № 277/12, в полномочие Министерства входит установление порядка ведения кадастра отходов Московской области и организация ведения кадастра отходов Московской области.

Учитывая, что порядок ведения кадастра отходов и порядок поступления в него сведений устанавливается Министерством, возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по представлению соответствующей отчетности для целей его ведения не противоречит положениям федерального законодательства. Требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не устанавливает для субъектов Российской Федерации ограничений при упорядочивании ведения регионального кадастра отходов и установления источников поступления в него сведений, в том числе от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статьей 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Таким образом, за нарушение требований Закона Московской области от 08.11.2001г. № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области» законодательством об административных правонарушениях Московской области может быть установлена административная ответственность, что не противоречит требованиях федерального законодательства.

По мнению прокурора, опубликование нормативного акта было на Интернет-портале Правительства Московской области, в ведении субъекта Российской Федерации находится установление порядка учета отходов, права административного истца не нарушаются.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, оценив положения пунктов 26-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года № 41 – РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области», суд приходит к следующему.

Порядок ведения кадастра отходов Московской области, утвержденный распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года № 41 – РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» был опубликован на интернет-портале Правительства Московской области 25 февраля 2016 года.

В соответствии с п. 26-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года № 41 – РМ:

26. Хозяйствующие субъекты ежегодно, в срок до 20 апреля (за исключением случаев, если настоящим Порядком предусмотрены иные сроки) заполняют необходимые для формирования и ведения Кадастра в электронном виде информационные формы исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области на официальном сайте за отчетный календарный год в соответствий с разделами III-V настоящего Порядка. Соответствующие информационные формы исходных сведений (пакет сведений) могут быть подписаны электронной подписью должностного лица хозяйствующего субъекта в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

27. Хозяйствующие субъекты, чьи пакеты сведений были поданы без электронной подписи, в течение 10 рабочих дней после получения в Системе сбора данных Кадастра отходов Московской области отметки о принятии пакета сведений должны предоставить в Министерство на бумажном носителе заверенное печатью (при наличии) и подписанное уполномоченным лицом сопроводительное письмо с контрольной суммой информации пакета сведений. Сопроводительное письмо пакета сведений формируется средствами Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области и помимо контрольной суммы информации пакета сведений включает в себя штрих-код идентификации пакета сведений. Дата приема сведений является датой подачи сведений в Системе сбора данных Кадастра отходов Московской области. Проверка сведений, представленных хозяйствующим субъектом в Системе сбора данных Кадастра отходов Московской области, осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента поступления.

Окончательным этапом приема от хозяйствующего субъекта сведений без электронной подписи является поступление в Министерство заверенного сопроводительного письма пакета сведений. Сопроводительное письмо пакета сведений должно быть направлено в конверте с пометкой «Кадастр отходов Московской области».

28. Пакеты сведений отклоняются и направляются на доработку хозяйствующим субъектам в случаях выявления факта представления недостоверных сведений, а также при необходимости хозяйствующему субъекту внести изменения в представленную информацию. В последнем случае хозяйствующий субъект уведомляет об этом Министерство в письменной форме.

29. В случае невозможности заполнения хозяйствующим субъектом необходимых для формирования и ведения Кадастра в электронном виде информационных форм исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области на официальном сайте за отчетный календарный год в соответствии с разделами III-V настоящего Порядка хозяйствующий субъект направляет в Министерство письменное обоснование с указанием объективных причин. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления такого обоснования рассматривает его и принимает решение о возможности представления информации на бумажном носителе. При этом Министерство вправе продлить срок представления необходимых сведений на срок, не превышающий 30 дней. В таком случае обязанность хозяйствующего субъекта по представлению сведений в Кадастр считается исполненной при поступлении в Министерство сведений по прилагаемым к Порядку формам в установленный Министерством по итогам рассмотрения письменного обоснования срок или по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма в адрес Министерства, содержащего соответствующие сведения.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащимся в абзаце первом пункта 25 постановления от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определённым. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, то оспариваемый акт в такой редакции признаётся не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 15.07.1999г. № 11-П, от 11.11.2003г. № 16-П и от 21.01.2010 № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определённости, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, её единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределённость правовой нормы ведёт к её неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности её произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит – к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты «а», «ж» пункта 3), утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределённость условий или оснований для принятия решения, выборочное изменение объёма прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур – отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка, а также юридико-лингвистическую неопределённость (употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера).

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, порядок обнародовании акта должен обеспечивать возможность доведения его до сведения населения и ознакомления с его содержанием.

В соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после дня первого официального опубликования их полных текстов в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» или размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.

Распоряжения центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, имеющие нормативный характер, подлежат официальному опубликованию в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» и размещению (опубликованию) на Интернет-портале Правительства Московской области, за исключением распоряжений или их частей, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или иную охраняемую законом тайну, или информацию ограниченного доступа.

По мнению суда, Порядок ведения кадастра отходов Московской области, утвержденный распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года не регулирует вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, регулирует отношения возникающие в ходе ведения кадастра, в данном случае это отношения с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в результате деятельности которых образуются отходы. Распоряжение было опубликовано на официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области на интернет портале Правительства Московской области.

Учитывая, что распоряжение было опубликовано на официальных сайтах, находится в открытом доступе, не опубликование нормативного акта в печатном издании не может являться нарушением порядка опубликования нормативного акта.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами;

разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;

участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;

установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;

установление порядка ведения регионального кадастра отходов;

определение в программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения;

утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами;

установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;

организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов

регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;

разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

По мнению административного истца, обязанность хозяйствующего субъекты ежегодно, в срок до 20 апреля заполнять необходимые для формирования и ведения Кадастра в электронном виде информационные формы исходных сведений Системы сбора данных Кадастра отходов Московской области на официальном сайте за отчетный календарный год, установленная Порядком ведения кадастра отходов Московской области, нарушает права административного истца, не соответствует ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с ч. 3 ст. 20 ФЗ «Об отходах производства и потребления» Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2, ст. 4.1 Закона Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области» Органы местного самоуправления, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, представляют сведения, используемые для ведения кадастра отходов Московской области в соответствии с порядком, установленным уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области.

Таким исполнительным органом государственной власти Московской области является Министерство экологии и природопользования Московской области.

Порядок ведения кадастра отходов и порядок поступления в него сведений устанавливается Министерством экологии и природопользования, возложение на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по представлению соответствующей отчетности для целей его ведения не противоречит положениям федерального законодательства. Требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не устанавливает для субъектов Российской Федерации ограничений при организации ведения регионального кадастра отходов и установления источников поступления в него сведений, в том числе от юридических лиц.

Соответственно оспариваемые положения Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденные распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области, соответствуют ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закону Московской области «Об отходах производства и потребления в Московской области».

Таким образом, оспариваемые пункты 26-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года № 41 – РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области» приняты компетентным органом, в установленном законом порядке и не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации, оснований для признания данных норм недействующими не имеется. Требования, заявленные ООО «Истра-Гольф», подлежат оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «Истра-Гольф» о признании недействующими с момента издания пунктов 26-29 Порядка ведения кадастра отходов Московской области, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 января 2016 года № 41 – РМ «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области».

На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.

Судья Терещенко А.А.