ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-555/19 от 20.08.2019 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Дело ***а-555/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ город Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием представителей административного истца <данные изъяты>., заинтересованного лица <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости,

установил:

административные <данные изъяты>обратились в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером ***,расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере, также просили установить период ее действия с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего административным истцамна праве собственности нежилого здания определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права заявителя, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате налога на имущество, в том числе за 2017 и 2018 годы. В связи с этим истецпросит установить кадастровую стоимость указанного выше нежилого здания в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>. Поскольку эта кадастровая стоимость ДД.ММ.ГГ была изменена в связи с регистрацией изменений площади объекта недвижимости, истцы просят установить период ее действия с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

В судебное <данные изъяты> не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель истцов <данные изъяты> в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования, пояснил, что изменение архивной кадастровой стоимости необходимо административным истцам для производства перерасчета уплаченного за 2017 год налога на имущество.

Представитель заинтересованного лицаФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю <данные изъяты> в судебном заседании разрешение вопроса об изменении кадастровой стоимости нежилого здания оставила на усмотрение суда по доводам, изложенным в письменном отзыве, подтвердила период действия архивной кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Представители административных ответчиковПравительство Алтайского края, УправленияРосреестра по Алтайскому краю, заинтересованного лица Администрацииг.Бийска Алтайского края, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, на рассмотрение дела не явились, об отложении разбирательства дела не просили. При этом от Правительства Алтайского края поступил письменный отзыв на иск.

В соответствии со ст.ст.150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителей административного истца, заинтересованного лица, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно п.1 ст.399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации).

В подп.6 п.1 ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п.3 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно п.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу, в том числе определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В силу абз.4 п.4 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Судом установлено, что <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ общей совместнойсобственности в отношениинежилогоздания – магазин,с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права(л.д.11).

Ранее площадь здания составляла <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГ его площадь изменена на <данные изъяты>. (л.д.131-132).

Приказамиуправления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ*** указанное помещение включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017,2018 и на 2019 годы (***).

Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков), включая объект недвижимости с кадастровым номером ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Алтайского края».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером ***, содержащаяся в государственном реестре недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет <данные изъяты> дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости - ДД.ММ.ГГ (л.д.10).

Как следует из письменных пояснений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю данная стоимость является архивной, поскольку ДД.ММ.ГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (площадь здания с <данные изъяты>. увеличена до <данные изъяты>.), в связи с чем кадастровая стоимость была рассчитана по состоянию на ДД.ММ.ГГ утверждена в размере <данные изъяты>. на основании акта ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Алтайскому краю (л.д.131-139).

Таким образом, в настоящее время оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость в размере <данные изъяты>., установленная по состоянию на ДД.ММ.ГГ, является архивной.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»в соответствии с п.7 ст.4Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац 5 ст.24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость должна применяться до ДД.ММ.ГГ, а налог на имущество физических лиц за 2018 год должен быть уплачено до ДД.ММ.ГГ, акроме того налогоплательщики на основании ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации вправе осуществить перерасчет налогов, уплаченных за 2017 год, суд рассматривает настоящее административное дело по существу, так как административные истцы вправе в настоящее время оспаривать архивную кадастровую стоимость.

Исходя из положений ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В подтверждение рыночной стоимости здания административным истцом представлен отчет об оценке ***, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком <данные изъяты> (индивидуальный предприниматель), согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – здания по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет <данные изъяты>. (л.д.22-120).

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, имеющим необходимое образование и являющимся членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация специалистов оценщиков»; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости здания; мотивированное обоснование выбора используемых подходов (доходного и затратного), отказа от использования сравнительного подхода; описание последовательности определения стоимости объекта оценки; описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных оценщиком в рамках выбранных подходов; отвечает принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, достаточности; соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости здания.

В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного объекта недвижимости в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***.

В силу ст.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административными ответчиками, заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в представленном административным истцом отчете, под сомнение не ставились и не оспаривались, доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, не представлено, в связи с чем основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, у суда отсутствуют.

Учитывая, что установление кадастровой стоимости нежилого здания равной рыночной имеет для административных истцов правовое значение, поскольку размерналога на имущество зависит от размера кадастровой стоимости, суд удовлетворяет требования <данные изъяты> устанавливая кадастровую стоимость нежилого здания в размере его рыночной стоимости.

Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, суд определяет начало и окончание периода действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>., кадастровый ***, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.

Установить период действия кадастровой стоимости - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости нежилого здания – ДД.ММ.ГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.