ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-557/2022 от 15.07.2022 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-557/2022

32OS0000-01-2022-000137-76

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск15 июля 2022 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьиБогородской Н.А.,

при секретареПешей Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Брянсквтормет» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «Брянсквтормет» обратилось в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – отдельно стоящие объекты учреждений и организаций общей площадью до 1000 кв.м, кадастровый , площадью 1934 +/- 15,39 кв.м, адрес: , кадастровая стоимость которого составляет 7 357 825,64 руб., и земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, кадастровый , площадью 5 910+/- 27 кв.м, адрес:, кадастровая стоимость которого составляет5 664 262,2 руб., в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков не соответствует рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца, как налогоплательщика и арендатора.

Уточнив заявленные требования, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – отдельно стоящие объекты учреждений и организаций общей площадью до 1000 кв.м, кадастровый , площадью 1934 +/- 15,39 кв.м, адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 781 000 руб., земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, кадастровый , площадью 5 910+/-27 кв.м, адрес: равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 003 000 руб.

Административный истец ООО «Брянсквтормет» и представитель административного истца ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Общества не явился, о причинах неявки суд не известил, ходатайств об отложении дела не заявлено.

В судебном заседании 01 июля 2022 года представитель административного истца ООО «Брянсквтормет» ФИО1 административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.

Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Брянская городская администрация, управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители указанных административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.

Представитель административного ответчика - управления имущественных отношений Брянской области ФИО2 в судебном заседании 01 июля 2022 года против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, ссылаясь на то, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере их рыночной стоимости не оспаривает. Ранее заявленное ходатайство о назначении по делу экспертизы не поддержала, на проведении экспертизы не настаивала, полагала возможным, с учетом уточнения административным истцом заявленных требований, рассмотрение дела по имеющимся доказательствам.

Представитель административного ответчика – управления Росреестра по Брянской области ФИО3 в ходатайстве от 14 июля 2022 года просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области.

Представитель административного ответчика – ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» ФИО4 в отзыве на административный иск от 17 февраля 2022 года возражает против удовлетворения административных исковых требований административного истца, ссылаясь на то, что полученный рыночным оценщиком результат не соответствует действительности, объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной стоимости не оспаривает.

В отзыве от 13 июля 2022 года представитель заинтересованного лица – управления имущественных и земельных отношений Брянской области ФИО5 против удовлетворения административного иска возражает, указав, что доходы от аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Брянска, поступают по нормативу 100% в бюджет города Брянска и установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости согласно отчету об оценке приведет к выпадающим доходам бюджета муниципального образования городской округ город Брянск. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.

В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административногосудопроизводстваРоссийскойФедерации суд полагает

возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца ООО «Брянсквтормет», представителей административных ответчиков – управления имущественных отношений Брянской области, управления Росреестра по Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Брянской городской администрации и управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации.

Исследовавматериалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального законакадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость. К заявлению об оспаривании прилагается отчет об оценке рыночной стоимости (часть 7, пункт 3 части 9 статьи 22 названного Федерального закона).

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года N 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства: зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов, расположенных на территории Брянской области, и результаты определения кадастровой стоимости земельных участков всех категорий земель, расположенных на территории Брянской области: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли полного фонда; земли запаса.

Как следует из материалов административного дела, административному истцу ООО «Брянсквтормет» на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 5910+/-27 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, кадастровый , адрес:.

Кроме того, на основании договора аренды № 49244Г земельного участка, находящегося в государственной собственности от 29 ноября 2018 года, заключенного между Брянской городской администрацией и ООО «Брянсквтормет», административному истцу ООО «Брянсквтормет» предоставлен в аренду земельный участок, площадью 1934+/-15,39 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – отдельно стоящие объекты учреждений и организаций общей площадью до 1 000 кв..м, кадастровый , адрес: . Арендная плата за пользование данным земельным участком рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 августа 2021 года№ КУВИ-001/2021-111884290 и КУВИ-002/2021-111885124 и приказу управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 кадастровая стоимость земельного участка, кадастровый , адрес:, составляет 7 357 825,64 руб.; земельного участка, кадастровый , адрес:, - 5 664 262,2 руб. Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 26 января 2020 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) указанных земельных участков – 01 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2020 года. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости: 1498 22.11.2019.

Исходя из требований статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, являются налогоплательщиками земельного налога.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В силу требований статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу разъяснений, изложенных в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, права и обязанности административного истца ООО «Брянсквтормет», как собственника и арендатора указанных земельных участков, затронуты результатами определения их кадастровой стоимости и административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении указанных земельных участков рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Административный истец ООО «Брянсквтормет», оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих Обществу земельных участков, в обоснование уточненных требований представил отчет об оценке № 54 от 10 мая 2022 года, выполненный оценщиком ФИО9, согласно которому по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость составляет: земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – отдельно стоящие объекты учреждений и организаций общей площадью до 1000 кв.м, кадастровый , площадью1934 +/- 15,39 кв.м, адрес: , - 3 781 000 руб., земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, кадастровый , площадью 5 910+/- 27 кв.м, адрес:, - 3 003 000 руб.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 20 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверяя представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, указанных в административном исковом заявлении, суд исходит из того, что согласно требованиям Федеральных стандартов оценки №№ 1, 2, 3, 7 отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки, ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата, перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Как следует из материалов административного дела, содержание представленного отчета об оценке № 54 от 10 мая 2022 года, выполненного оценщиком ФИО9, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценки оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, в отчете приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, оценщиком учтено месторасположение объектов недвижимости, проанализирован рынок аналогичных объектов недвижимости, идентичных месту расположения объектов оценки.

Согласно статье 4 Закона об оценочной деятельности субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (далее - оценщики).

Представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости указанных в административном иске земельных участков№ 54 от 10 мая 2022 года выполнен оценщиком ФИО9, который является действительным членом саморегулируемой организации «Союз «Федерация Специалистов Оценщиков», включен в реестр оценщиков, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, его деятельность по оценке застрахована.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вместе с тем, доказательств, опровергающих указанный выше отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривали обоснованность представленного отчета о рыночной стоимости спорных объектов, доказательств иного размера рыночной стоимости данных земельных участков не представили, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявляли, представитель административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области ранее заявленное ходатайство о назначении экспертизы не поддержала, на проведении по данному делу экспертизы не настаивала.

Таким образом, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков, суд полагает, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 20 мая 2015 года №№ 297, 298, 299, от 25 сентября 2014 года № 611, и находит его допустимым доказательством по делу, поскольку оценка рыночной стоимости спорных земельных участков произведена на основании исследования и анализа рынка недвижимости, расчет итоговой рыночной стоимости сделан на основе результатов, полученных с использованием сравнительного подхода, обоснованность применения которого надлежащим образом изложена в описательной части отчета.

На основании изложенного, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости спорных земельных участков, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости земельных участков, указанных в административном иске, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости земельных участков, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке № 54 от 10 мая 2022 года, выполненный оценщиком ФИО9, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ООО «Брянсквтормет» и установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью 5910+/-27 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, кадастровый , адрес:, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 003 000 руб.; земельного участка, площадью 1934+/-15,39 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – отдельно стоящие объекты учреждений и организаций общей площадью до 1 000 кв..м, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 781 000 руб.

Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Брянсквтормет» обратилось в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости 15 декабря 2021 года ( том 1 л.д.106).

Таким образом, датой подачи ООО «Брянсквтормет» заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих Обществу земельных участков в размере рыночной стоимости следует считать 15 декабря 2021 года, т.е. дату обращения Общества в суд.

С учетом указанных выше правовых норм настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ООО «Брянсквтормет» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью5910+/-27 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: склады, кадастровый , адрес:, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 003 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью1934+/-15,39 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: условно разрешенный вид – отдельно стоящие объекты учреждений и организаций общей площадью до 1 000 кв..м, кадастровый , адрес: , равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 3 781 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 декабря 2021 года – дату обращения ООО «Брянсквтормет» с настоящим административным иском в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СудьяН.А.Богородская

Мотивированное решение суда изготовлено 29 июля 2022 года.