ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-558/20 от 13.08.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2020-000420-74

№3а-558/2020

011а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Жуля А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малышевой Т.А.,

с участием прокурора- начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте (с дислокацией в г. Красноярске) Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Двалидзе Г.В.,

представителя административного ответчика министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края - Камахиной Н.С.,

представителя заинтересованного лица ООО «Аэропорт Емельяново»- Сараевой М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Западно-Сибирского транспортного прокурора о признании Инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы, утвержденной приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н недействующей в части не содержащей предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н утверждена «Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы» (далее Инвестиционная программа).

Данный приказ был опубликован 12 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: <адрес>. и в соответствии с пунктом 3 данного Приказа вступил в силу, в день, следующий за днем его официального опубликования- 13 ноября 2019 года.

Западно-Сибирский транспортный прокурор обратился с административным иском о признании не действующей Инвестиционную программу, в части не содержащей предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения.

Требования мотивированы тем, что не опубликование предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения в составе Инвестиционной программы нарушает права жителей поселка Емельяново Красноярского края на получение информации и может ввести в заблуждение население, в связи с возможным расхождением предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения с установленными министерством тарифной политики Красноярского края тарифами на водоотведение.

В судебном заседании представитель административного истца, заявленные требования поддержал, по основаниям изложенном в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый Приказ носит индивидуальный характер и не может быть оспорен в порядке предусмотренном статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, законодательством не предусмотрена обязанность по опубликованию самой Инвестиционной программы, опубликованию подлежит только решение об ее утверждении.

Представитель заинтересованного лица ООО «Аэропорт Емельяново» в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемый Приказ носит индивидуальный характер и не может быть оспорен в порядке предусмотренном статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", данный Закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно статьи 2 указанного Закона, под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения.

Частью 11 данной Статьи предусмотрено, что порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение данной обязанности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 641 утверждены "Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (далее Правила).

Пунктом 2 данных Правил предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Вопросы связанные с согласованием, утверждением и корректировкой инвестиционной программы регулируются разделом 4 Правил.

Подпунктом «ж» пункта 10 Правил предусмотрено, что инвестиционная программ должна содержать, в том числе предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период реализации инвестиционной программы.

Постановлением Правительства Красноярского края от 18 мая 2010 года № 270-п утверждено «Положение о министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края» (далее Положение).

В соответствии с пунктом 1.1. Положения, министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края.

Согласно подпункта 10 пункта 3.1. Положения, к компетенции Министерства относится осуществление нормативного правового регулирования по вопросам утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 3.60 Положения, к компетенции Министерства относится издание приказов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Инвестиционная программа ООО «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы, разработана регулируемой организацией (пункт 2 Правил), утверждена уполномоченным на то органом (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, подпункт 10 пункта 3.1. Положения), в установленной форме (пункт 3.60 Положения), официально частично опубликована для всеобщего сведения (часть 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2627) и вступила в законную силу в день, следующий за днем ее официального опубликования (пункт 3 Приказа).

Приказ министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н об утверждении «Инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы», содержит: приложение № 1 Паспорт инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы; приложение № 2 Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы; приложение № 3 Показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы; приложение № 4 Источники финансирования инвестиционной программы общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы.

Указанный Приказ, с приложениями опубликован 12 ноября 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: <адрес>.

При этом, предварительный расчет тарифа на водоотведение в результате реализации Инвестиционной программы ООО «Аэропорт Емельяново», приложенный к Инвестиционной программе, при направлении ее в министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, не был опубликован.

В соответствии с пунктом «г» части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования.

Согласно части 1 статьи 5 Закона Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2627 "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края", официальное опубликование законов края производится на "Официальном интернет-портале правовой информации" (<адрес> на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (<адрес>), входящем в состав официального сайта Красноярского края - единого краевого портала "Красноярский край"

Официальное опубликование иных нормативных правовых актов края производится на краевом портале правовой информации. Источник официального опубликования нормативного правового акта края определяется органом государственной власти, принимающим нормативный правовой акт.

Пунктом 36 Правил предусмотрено, что решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении инвестиционной программы, о корректировке инвестиционной программы подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации или актов органов местного самоуправления (в случае наделения органа местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ).

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", разъяснено, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на "Официальном интернет-портале правовой информации", официальным опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из предусмотренных мест опубликования.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается только в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

В данном случае оспариваемая Инвестиционная программа опубликована в официальном издании не в полном объеме, без предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения, что и оспаривается административным истцом.

Учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Инвестиционная программа должна содержать, в том числе предварительный расчет тарифов в сфере водоотведения, а в соответствии с положениями пункта 36 Правил, Инвестиционная программа должна быть опубликована, то суд приходит к выводу о том, что предварительный расчет тарифов в сфере водоотведения, также подлежал опубликованию в приложениях к Приказу министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11 ноября 2019 года № 11-38н.

Суд отклоняет доводы стороны административного ответчика об отсутствии обязанности опубликования текста Инвестиционной программы, поскольку опубликование лишь текста Приказа об утверждении Инвестиционной программы лишает правового смысла данную публикацию, так как сама Инвестиционная программа не будет доведена до сведения неопределенного круга лиц.

Кроме того, иные составляющие Инвестиционной программы, предусмотренные частью 3 статьи 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", были опубликованы административным ответчиком, в качестве приложения к Инвестиционной программе.

Вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица, оспариваемая в части Инвестиционная программа обладает необходимой совокупностью признаков, позволяющих отнести ее к нормативным правовым актом, поскольку действие Инвестиционной программы рассчитано на длительный период времени, в отношении неопределенного круга лиц- жителей п. Емельяново, Емельяновского района Красноярского края и организаций расположенных в данном поселке, также данная Инвестиционная программа затрагивает права указанных лиц, поскольку учитывается при установлении тарифов на водоотведение.

В связи с чем, также являются несостоятельными доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что данное дело не подсудно Красноярскому краевому суду.

Допущенное нарушение порядка опубликования является существенным, является самостоятельным и достаточным основанием для признания недействующей со дня принятия Инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы, утвержденную приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11.11.2019 года № 11-38н, в части не содержащей предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 170-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Западно-Сибирского транспортного прокурора – удовлетворить.

Признать не действующей со дня принятия Инвестиционную программу общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» в сфере водоотведения п. Емельяново Емельяновского района на 2020-2023 годы, утвержденную приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 11.11.2019 года № 11-38н, в части не содержащей предварительного расчета тарифов в сфере водоотведения.

Обязать министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль

Решение в окончательной форме принято 24 августа 2020 года.