ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-558/2022 от 29.03.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2022-000173-12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 марта 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Глотовой С.А., при помощнике судьи Заноре Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-558/2022 по административному исковому заявлению Открытого акционерного общества «Иркутский завод железобетонных изделий» (далее – ОАО «Иркутский завод ЖБИ») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «Иркутский завод ЖБИ»,в лице представителя по доверенности ФИО1, обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, площадью 83 980 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят> - в размере его рыночной стоимости на дату установления кадастровой стоимости 23 ноября 2021 г, указав в обоснование исковых требований, что данный земельный участок принадлежит ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании Акта об установлении кадастровой стоимости Номер изъят от 29 ноября 2021 г. в размере 148 123 084.2 руб. по состоянию на 23 ноября 2021 г., что значительно превышает его рыночную стоимость, и нарушает права истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ОАО «Иркутский завод ЖБИ» представил отчет, составленный оценщиком ООО «(данные изъяты)» ФИО2 от 24 февраля 2022 г. № 2201-з, которым рыночная стоимость установлена в размере 68 504 000 руб. по состоянию на 23 ноября 2021 г. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости 68 504 000 руб. на основании отчета по состоянию на 23 ноября 2021 г.

Представители административных ответчиков - Правительства Иркутской области и Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явились, направили в письменной форме отзывы относительно заявленных требований, в которых указали на допущенные нарушения в отчете об оценке от 24 февраля 2022 г. № 2201-з, представленном административным истцом, а именно, в отчете неверно указан кадастровый номер земельного участка. Просили рассмотреть дело в их отсутствие.

.

До начала судебного заседания представитель административного истца ОАО «Иркутский завод ЖБИ» представил в суд ходатайство, в котором указал, что с учетом замечаний административных ответчиков, в отчет об оценке от 24 февраля 2022 г. № 2201-з внесены изменения, в связи с чем, просит принять уточненный отчет от 22 марта 2022 г.

В судебное заседание представитель административного истца ФИО1, действующая по доверенности, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика - Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, направил в письменной форме дополнительный отзыв на заявленные исковые требования, в котором указал, что уточненный отчет об оценке от 22 марта 2022 г., составленный оценщиком ООО «(данные изъяты)» ФИО2, которым рыночная стоимость установлена в размере 68 504 000 руб. по состоянию на 23 ноября 2021 г. соответствует федеральным стандартам оценки, а рыночная стоимость земельного участка рассчитана в соответствии с действующим законодательством и федеральными стандартами оценки, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Представитель административного ответчика - Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, уточненный отчет об оценке № 2201-з от 22 марта 2022 г., составленный оценщиком ООО «ООО «(данные изъяты)» ФИО2 не оспаривал.

В отзывах относительно исковых требований представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области и Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» также просили рассмотреть настоящее дело в их отсутствие, указав, что не несут ответственности за результаты кадастровой оценки, с которой истец не согласен.

Представитель заинтересованного лица - администрации г. Иркутска о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в письменной форме отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, дополнительно указав, что не возражает против установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, отчет об оценке рыночной стоимости не оспаривает.

Суд, руководствуясь статьей 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

В соответствии со статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 1 статьи 62, части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказать наличие оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.10.2017 № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».

2 декабря 2021 г. на основании акта об определении кадастровой стоимости от 29 ноября 2021 г. Номер изъят подготовленного ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 16 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации № 135-ФЗ от 29 июня 1998 г., сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены в ЕГРН, кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 23 ноября 2021 г. установлена в размере 148 123 084.2 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14 марта 2022 г. и выпиской из акта Номер изъят.

Судом установлено, что ОАО «Иркутский завод ЖБИ» земельный участок с кадастровым номером Номер изъят принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости от 14 марта 2022 г., государственным актом на право пользование землей, распоряжением от 3 февраля 2014 г. № 57-рп.

Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 3 ноября 2005 г.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1).

Административный истец является в соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога.

Налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 НК РФ).

Согласно пункту 1.1 статьи 391 НК РФ (в редакции, действующей на момент подачи административного иска) в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При таких обстоятельствах результаты определения кадастровой стоимости данного земельного участка могут повлиять на права и обязанности ОАО «Иркутский завод ЖБИ» как налогоплательщика, в связи с чем, у административного истца имеется право на обращение в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят внесены в Единый государственный реестр недвижимости 2 декабря 2021 г.

С настоящим иском ОАО «Иркутский завод ЖБИ» обратился в суд 28 февраля 2022 г., то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Оспаривая правильность установления кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец в подтверждение величины его рыночной стоимости представил отчеты об оценке составленные оценщиком ООО «(данные изъяты)» ФИО2 от 24 февраля 2022 г. № 2201-з и отчет от 22 марта 2022 г., составленный тем же оценщиком с уточнением кадастрового номера земельного участка. Данными отчетами рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 23 ноября 2021 г. установлена 68 504 000 руб.

В силу требований статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.

Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оценивая представленные административным истцом отчеты об оценке рыночной стоимости объекта оценки, суд отдает предпочтение отчету, составленному оценщиком ООО «ООО «(данные изъяты)» ФИО2 от 22 марта 2022 г. № 2201-з, которым рыночная стоимость установлена в размере 68 504 000 руб. по состоянию на 23 ноября 2021 г. с изменениями и дополнениями, и считает его более достоверным, соответствующим требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Отчет от 22 марта 2022 г. № 2201-з с изменениями и дополнениями содержит точное описание объекта исследования, точный кадастровый номер объекта недвижимости, с указанием его количественных, качественных характеристик с учетом его индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объекта, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения затратного и доходного подходов, а также выбор сравнительного подхода (метод сравнения продаж); корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объекта недвижимости, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.

Полномочия оценщика ФИО2 на осуществление оценочной деятельности проверены. Так, согласно Свидетельству Номер изъят от 22 июля 2020 г. ФИО2 является членом саморегулируемой организации оценщиков «(данные изъяты)», включена в реестр членов с 21 ноября 2007 г., регистрационный Номер изъят. Статус данного оценщика действительный.

Кроме того, к отчету приложен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 11 июня 2021 г. Номер изъят, сроком действия до 11 июня 2024 г. Ответственность оценщика ФИО2 застрахована по 20 июня 2023 г., что подтверждается Договором обязательного страхования ответственности оценщика от 10 декабря 2021 г.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет об оценке от 22 марта 2022 г. № 2201-з мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Данный отчет является более полный, подробный и достоверный, нежели отчет от 24 февраля 2022 г. № 2201-з. Нарушений требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов при проведении оценки, дающих основания для признания данных доказательств недопустимыми (статья 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результатов проведения оценки, не выявлено.

Представители Правительства Иркутской области, ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» отчет об оценке от 22 марта 2022 г. № 2201-з с изменениями и дополнениями не оспаривали, возражений относительно величины рыночной стоимости объекта недвижимости, установленной данным отчетом, не заявили.

Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом от 22 марта 2022 г. № 2201-з с изменениями и дополнениями сведений о величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, доказательств того, что рыночная стоимость объекта оценки является иной, административными ответчиками и заинтересованными лицами суду не представлено.

На основании изложенного, суд признает уточненный отчет от 22 марта 2022 г. № 2201-з с изменениями и дополнениями, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят по состоянию на 23 ноября 2021 г. составляет 68 504 000 руб., надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость данного земельного участка, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и удовлетворения административных исковых требований ОАО «Иркутский завод ЖБИ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: строительная промышленной 6.6, площадью 83 980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 23 ноября 2021 г., в размере 68 504 000 руб.

В соответствии со статьями 17, 18 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь разъяснениями, изложенными в абзацах 3, 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд считает необходимым указать в резолютивной части решения дату обращения ОАО «Иркутский завод ЖБИ» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости – 28 февраля 2022 г.

Руководствуясь статьями 178-180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования Открытого акционерного общества «Иркутский завод железобетонных изделий» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: строительная промышленной 6.6, площадью 83 980 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 23 ноября 2021 г., в размере 68 504 000 (шестьдесят восемь миллионов пятьсот четыре тысячи) руб.

Установить, что датой обращения Открытого акционерного общества «Иркутский завод железобетонных изделий» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером Номер изъят равной рыночной стоимости является 28 февраля 2022 г.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий судья С.А. Глотова