ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-55/19ГОДА от 12.09.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-55/2019года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Луковкиной Е.О.,

при секретаре Солдатенковой Е.А.,

при участии прокурора Хохловой А.П.,

представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица ООО «Сток» ФИО3, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» к Департаменту энергетики и тарифов Ивановской области о признании недействующим постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области
от 13 марта 2019 года № 10-к/1 «Об установлении тарифов в сфере водоотведения для ООО «Сток»,

установил:

постановлением Департамента энергетики и тарифов
Ивановской области от 13 марта 2019 года № 10-к/1 «Об установлении тарифов в сфере водоотведения для ООО «Сток» утверждены одноставочные тарифы на водоотведение (услуга по очистке сточных вод) для общества с ограниченной ответственностью «Сток» (далее – ООО «Сток»), оказывающего услугу потребителям Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области на период с 13 марта 2019 года по
31 декабря 2019 года (п.1); утверждена производственная программа ООО «Сток» (п.2); признаны утратившими силу пункт 3 таблицы 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2016 года №
124-к/4, пункт 3 таблицы приложения 2 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 7.12.2-18 года № 235-к/3 (п.3); определена дата вступления в силу настоящего постановления – с даты официального опубликования (п.4).

Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании «Ивановская газета» № 21(6226) от 15.03.2019 года.

Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» Вичугского муниципального района Ивановской области
(далее – МУП «Коммунальные системы») обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просит признать недействующими пункты 1 и 3 постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 13 марта 2017 года № 10-к/1 «Об установлении тарифов в сфере водоотведения для ООО «Сток» (л.д.155-157).

Свои требования мотивируют тем, что административный истец является гарантирующей организацией, осуществляет прием сточных вод от населения с последующей транспортировкой до организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО «Сток». В результате принятия оспариваемого постановления тариф на водоотведение для ООО «Сток» значительно увеличен, до
32,58 руб/м, тогда как ранее утвержденный тариф для
МУП «Коммунальные системы» (30,05 руб/м3) остался неизменным, вследствие чего административному истцу причинены убытки. Основанием для установления оспариваемого тарифа послужило изменение системы налогообложения, тогда как тариф увеличен на сумму превышающую НДС.

Полагают, что оспариваемое постановление противоречит пунктам
4, 5 части 2 статьи 3 Федерального закона «О водоснабжении», п.п. 2.2., 2.3 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, нарушает права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской деятельности.

В судебном заседании представитель административного истца – МУП «Коммунальные системы» ФИО1 поддержал заявленные требования, сославшись на доводы письменных объяснений (л.д. 126-128, 129, 155-157,
162-164, 196-197), дополнив основания административного иска, указывая на допущенные административным ответчиком нарушения при определении метода расчета оспариваемого тарифа, а также объема принятых сточных вод. Полагает, что при установлении оспариваемого тарифа нарушен принцип баланса экономических интересов гарантирующей и регулируемой организаций, поскольку значительно возросли расходы административного истца на очистку сточных вод, которые не учтены в расчете тарифа для МУП «Коммунальные системы», в связи с чем их деятельность носит убыточный характер; определение объема сточных вод ООО «Сток» произведено в нарушение пункта 8 Методических указаний, без учета динамики, вследствие чего занижен этот показатель, который должен быть определен исходя из среднеарифметического показателя фактического объема принятых сточных вод за период 2015-2018 годов либо по формулам 1 и 1.1 Методических указаний с учетом фактических данных 2017 года и динамики за период 2015-2017 годов; неправомерно использован метод экономически обоснованных расходов, поскольку п.п. «а» п.37 Основ ценообразования не подлежит применению вследствие того, что ООО «Сток» осуществляет регулируемый вид деятельности – «водоотведение» с 2014 года.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска, подтвердив доводы письменных возражений (л.д. 77-81, 158-160, 165-168, 198-199), где указал, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры и порядка введения его в действие, в соответствии с требованиями закона. В связи с изменением системы налогообложения 13 февраля 2019 года ООО «Сток» обратилось с заявлением об установлении тарифа. В соответствии с п.п. «ж» п.33 Основ ценообразования и п. «к» п.9, 13 Правил регулирования тарифов открыто тарифное дело, выбор метода обусловлен п. «а» п. 37 Основ ценообразования, при этом иные методы с учетом критериев и периода регулирования (менее года) не могли быть применены. Плановый объем сточных вод установлен исходя из фактического показателя регулируемой организации за 2018 год, определенного данными статистической отчетности, без учета динамики за 3 предыдущих года, имеющей тенденцию к снижению, что обусловлено необходимостью минимизации отрицательных тарифных последствий, с чем регулируемая организация выразила свое согласие и не усматривает нарушение своих прав и законных интересов. В случае учета динамики за 3 предшествующих года плановый объем приема сточных вод был бы ниже (181,013 тыс. м3), вследствие чего тариф на водоотведение увеличился бы (33,71 руб/м3 с учетом НДС). Правовых оснований для пересмотра тарифа для административного истца не имеется; убытки, возникшие у МУП «Коммунальные системы» в связи установлением оспариваемого тарифа, могут быть учтены в последующих периодах регулирования в соответствии с положениями пункта 15 Основ ценообразования, что подтверждается позицией Федеральной антимонопольной службы России.

Представитель заинтересованного лица - ООО «Сток»
ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований административного истца, сославшись на письменный отзыв (л.д. 111), где полагает, что оспариваемое постановление издано уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Дополнила, что согласны с выбором метода регулирования тарифа и определения объема сточных вод на уровне фактического показателя
2018 года без учета динамики, полагая, что в противном случае тариф на водоотведение ещё увеличится, чем будут нарушены интересы потребителей, в том числе и населения Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района.

Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, обозрив материалы тарифного дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регулируются Главой 21 КАС РФ.

В силу положений части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом
от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее –
Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту – Правила), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации
от 13 мая 2013 года №406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам
от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания).

К регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения относится в частности водоотведение, в том числе услуги по очистке сточных вод; регулированию подлежат тарифы на водоотведение и на транспортировку сточных вод (статья 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Постановлением Правительства Ивановской области
от 25 декабря 2014 года № 577-п утверждено Положение о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, в соответствии с пунктами
1.1, 3.4.1 которого Департамент энергетики и тарифов Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим нормативное правовое регулирование, функции по контролю (надзору) в сферах деятельности, установленных настоящим Положением, в полномочия которого входит, в том числе утверждение тарифов в сфере водоотведения.

В силу пунктов 12-13, 16-17, 25, 27 Правил установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО «Сток» является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет прием сточных вод, обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, в том числе оказывает такие услуги на основании контракта МУП «Коммунальные системы» (л.д. 46-56), которое в соответствии с постановлением Главы Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области от 5 декабря 2017 года № 220 является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения по соответствующей зоне деятельности в границах Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области (л.д. 112).

12 февраля 2019 года ООО "Сток" обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об установлении тарифов на водоотведение на 2019 год с учетом изменения системы налогообложения предприятия, предложив установить тариф с учетом НДС в размере 32,58 руб/м.

С заявлением организацией предоставлены обосновывающие документы.

Органом тарифного регулирования открыто тарифное дело, проведена экспертиза предложения об установлении цен (тарифов), о чем составлено экспертное заключение (л.д. 100, 171-181).

Как следует из объяснений представителя административного ответчика ФИО2, в упомянутом экспертном заключении допущена техническая ошибка в части года его утверждения (2018 год), фактически упомянутое заключение подготовлено 12 марта 2019 года, что не оспаривается лицами, участвующими в деле. С учетом изложенного, исходя из содержания рассматриваемого документа, суд полагает, что в экспертном заключении по материалам расчета тарифа на коммунальные услуги в сфере водоотведения (очистка сточных вод) на 2019 год для ООО «Сток» допущена техническая ошибка в части года его утверждения; данное экспертное заключение подготовлено и утверждено экспертной группой
12 марта 2019 года.

Согласно протоколу N 10/1 (л.д. 88 - 99) на заседании Правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 13 марта 2019 года принято решение об установлении тарифов в сфере водоотведения для
ООО «Сток», оказывающего услуги потребителям Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района в связи с изменением системы налогообложения (переход на общую систему налогообложения) на период с
13 марта 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Упомянутое решение об установлении оспариваемых тарифов принято на заседании Правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области большинством голосов, присутствовавших на заседании, при участии более половины членов Правления (л.д. 88-99, 130-131), что соответствует требованиям п.5.2 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области.

В этот же день вынесено оспариваемое постановление (л.д.17-18), которым установлены одноставочные тарифы на водоотведение (услуга по очистке сточных вод) для ООО «Сток», оказывающего услугу потребителям Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района, в следующих размерах:

с 13.03.2019 по 31.12.2019 – 27,15 рублей за 1 куб.м (без учета НДС);

с 13.03.2019 по 31.12.2019 – 32,58 рублей за 1 куб.м (с учетом НДС) (п.1)., которым с 13 марта 2019 года признаны утратившими силу ранее действующие правовые акты, регулирующие данные правоотношения, - пункт 3 таблицы 1 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2016 года № 124-к/4, пункт 3 таблицы приложения 2 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 07.12.2018 года № 235-к/3 (п.3).

В соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 32 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года N 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" текст оспариваемого постановления официально опубликован в печатном издании - "Ивановская газета" N 21(6226) от 15.03.2019 года, а также на официальном сайте Департамента в сети «Интернет» www.det.inanovoobl.ru (л.д. 132-134, 169).

Правомочность органа, принявшего оспариваемое постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

В соответствии с требованиями ч.1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, в соответствии с контрактом № 1 от 11 мая 2018 года, действующим с
1 января 2018 года сроком на 3 года, ООО «Сток», являющееся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, оказывает услуги абоненту –
МУП «Коммунальные системы» по приему сточных вод, обеспечивая их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а последний обязуется оплачивать оказанные услуги по установленным тарифам на водоотведение
(л.д. 46-56).

Представленными платежными документами (л.л.113-125) подтверждено, что в рамках расчетов за оказанные услуги в соответствии с вышеназванным контрактом к МУП «Коммунальные системы» применяется оспариваемый тариф.

Обращаясь с настоящим административным исковым заявлением
МУП «Коммунальные системы» полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применяется в отношении административного истца, суд считает, что МУП «Коммунальные системы» вправе обратиться в суд с настоящим административным иском.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

На основании пунктов 4, 5, 6 части 2 статьи 3 Федерального закона
"О водоснабжении и водоотведении" к числу общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов указанных организаций, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии со статьей 32 данного Федерального закона расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, к которым относится метод экономически обоснованных расходов (затрат) (часть 1).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2).

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих эти виды деятельности, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности (часть 5).

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случае их пересмотра по определенным основаниям, в которым в частности относится решение регионального органа тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации (п.п. «ж»).

В силу пункта 9 Правил, предельные индексы вводятся в действие с начала очередного периода на 1 год, если иное не установлено федеральными законами или актом Правительства Российской Федерации. Тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года. Действие настоящего пункта не распространяется на решения органов регулирования, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации (п.п. «к»).

В соответствие с положениями части 3 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 31 Основ ценообразования, пункта 24 Правил, выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.

Пунктом 6 статьи 346.13 Налогового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее
15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

В силу части 1 статьи 168 Налогового Кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога на добавленную стоимость.

Частью 2 статьи 346.11 Налогового Кодекса Российской Федерации определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161, 174.1 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Как следует из объяснений лиц, участвующих в деле, материалов тарифного дела, ООО «Сток» осуществляет свою деятельность по очистке сточных вод потребителей Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района с 2013 года, с этого периода для этой организации органом регулирования устанавливаются тарифы на водоотведение.

Ранее для ООО «Сток» были установлены долгосрочные тарифы на период 2017-2019 годов методом индексации на основании долгосрочных параметров регулирования тарифов. Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 7 декабря 2018 года № 235-к/3
с 1 января 2019 года произведена корректировка установленных долгосрочных тарифов на 2019 год в сфере холодного водоснабжения и водоотведение, в частности для ООО «Сток», оказывающего услуги потребителям вышеуказанного городского поселения.

Основанием для обращения ООО «Сток» с тарифной заявкой для установления тарифа на водоотведение на 2019 года послужил переход организации с упрощенной системы налогообложения на общую, о чем к тарифной заявке регулируемая организация приложила уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения и квитанцию о приеме заявления
МИ ФНС РФ № 5 по Ивановской области от 9 января 2019 года. В заявлении ООО «Сток» не отражено предложение относительно метода расчета тарифа.

В связи с этим Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области открыто тарифное дело и расчет оспариваемого тарифа произведен методом экономически обоснованных расходов (затрат), с чем регулируемая организация согласна.

При таких обстоятельствах, исходя из положений вышеприведенных правовых норм, а также требований пунктов 10, 12 и 13 Правил, суд полагает о наличии у органа регулирования правовых оснований для открытия тарифного дела и установления методом экономически обоснованных расходов (затрат) тарифа для ООО «Сток» на 2019 год с периодом регулирования менее года.

Утверждения представителя административного истца о неверном определении метода регулирования, суд полагает несостоятельными, поскольку действия регулирующего органа при выборе метода экономических обоснованных расходов (затрат) совершены на основании вышеприведенных норм действующего законодательства. При этом суд отмечает, что ссылка в письменных возражениях представителя административного ответчика на п.п. «а» п. 37
Основ ценообразования правового значения не имеет, поскольку в экспертном заключении от 12 марта 2019 года приведена иная норма права, в соответствии с которым определен метод регулирования тарифа. Вместе с тем, возможность применения иных методов, предусмотренных пунктами 53, 55, 75 Основ ценообразования, в силу критериев и периода регулирования, исключалась.

Позиция представителя административного истца о необходимости изменения лишь определенных статей расходов регулируемой организации с учетом налога на добавленную стоимость, не основана на нормах действующего законодательства, которые не предусматривают такого подхода к расчету тарифа. Кроме того, как следует из экспертного заключения от 6 декабря 2018 года, на предыдущий период регулирования тариф для ООО «Сток» устанавливался методом индексации путем корректировки общего размера необходимой валовой выручки на 2019 год без разделения по статьям расходов, ряд которых не облагается НДС (затраты на оплату труда, социальные отчисления, налоги и сборы и т.п.)

Пунктом 29 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на водоотведение устанавливаются на основе необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема принятых сточных вод. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического приема сточных вод за последний отчетный год и динамики приема сточных вод за последние 3 года.

На основании пункта 38 Основ ценообразования, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов; ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; административных расходов; сбытовых расходов гарантирующих организаций; расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату; расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; нормативной прибыли; расчетной предпринимательской прибыли организации.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний, расчетный объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к настоящим Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В силу пункта 8 Методических указаний, расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе анализа предложения регулируемой организации Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области определена необходимая валовая выручка в сумме 5180,33 тыс.рублей, в том числе в составе производственных расходов в виде расходов на приобретение сырья и материалов, на электрическую энергию, на покупку услуг сторонних организаций, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, общехозяйственные расходы, а также учтены прочие производственные расходы, по уплате арендной платы, налогов и сборов, плата за негативное воздействие на окружающую среду, что отражено в экспертном заключении, размер которой не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Как усматривается из материалов тарифного дела, регулируемой организацией предложен плановый объем коммунального ресурса на 2019 год в размере 159,143 тыс.м3.

В пояснительной записке для установления тарифа на
2020 год, поданной одновременно с рассматриваемой тарифной заявкой на
2019 год и общим комплектом документов, ООО «Сток» указало о снижении объема фактически принятых сточных вод в 2018 году.

В представленных органу регулирования статистических данных – отчете «2-ТП «Водхоз», пояснительной записке, балансе водотведения отражено, что фактический объем очищенных сточных вод за 2018 год составил 194,830 тыс. м3.

Как следует из экспертного заключения, объем сточных вод
ООО «Сток» для расчета оспариваемого тарифа на 2019 год принят на уровне фактических данных регулируемой организации за 2018 год в размере 194,830 тыс.м3, исходя из сведений представленной статистической отчетности 2-ТП «Водхоз» за 2018 год и баланса водоотведения.

Вместе с тем, в материалы тарифного дела регулируемой организацией не представлены соответствующие сведения о динамике объема принятых сточных вод за три предшествующих года, отражены лишь фактические данные 2017 года.

При этом, административным ответчиком при наличии имеющейся в распоряжении информации о фактических показателях объема сточных вод
ООО «Сток» за предшествующий период, с учетом согласия регулируемой организации в целях минимизации отрицательных тарифных последствий принято решение об утверждении планового объема сточных вод на 2019 год на уровне фактического показателя 2018 года без учета динамики за 3 предыдущих года.

В судебном заседании представитель ООО «Сток» также подтвердила указанную позицию об отсутствии нарушения прав регулируемой организации.

Вместе с тем, Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в ходе рассмотрения настоящего административного дела произведен расчет упомянутого показателя, исходя из фактических данных предшествующего отчетного периода – 2018 года и с учетом динамики за 3 предыдущих года, имеющей тенденцию к снижению, который составил 181, 013 тыс.м3, что на 7,1% меньше установленного, вследствие чего тариф на водоотведение для
ООО «Сток» увеличился бы до 33,71 руб./м3, что превышает оспариваемый тариф
(32,58 руб/м3).

При таких обстоятельствах, по убеждению суда, учет показателей динамики в виде снижения объемов принятых сточных вод непременно повлечет за собой увеличение установленного тарифа на водоотведение для ООО «Сток», что будет противоречить правам и законным интересам административного истца –
МУП «Коммунальные системы», являющегося абонентом регулируемой организации и оказывающего услуги, в том числе и населению Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области, что впоследствии может повлечь рост тарифа для населения.

В силу положений п.1 ч.8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

В соответствии с предписаниями статьи 1 КАС РФ задачами рассмотрения и разрешения административных дел, в том числе и дел об оспаривании нормативных правовых актов, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В связи с этим, суд полагает, что произведенный административным ответчиком расчет показателя объема принятых сточных вод для ООО «Сток» не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца. Доказательств обратному, в нарушение ч. 8, 9 статьи 213 КАС РФ, административным истцом не представлено.

При установленных обстоятельствах, вопреки доводам административного истца, исходя из положений п.4 части 2 статьи 3
Закона о водоснабжении и водоотведении, закрепившего один из основополагающих принципов государственной политики в сфере водоотведения достижение и соблюдение баланса экономических интересов регулируемой организации и её абонентов, суд приходит к выводу о том, что отсутствие учета динамики объема принятых сточных вод за предшествующий период в целях сдерживания роста тарифа на водоотведение, при согласии на это регулируемой организации и отсутствии нарушения прав её абонентов,
не может служить основанием для признания недействующим оспариваемого постановления.

Представленные административным истцом контррасчеты оспариваемого объема и тарифа, являются необоснованными, поскольку они не соответствуют содержащимся в п.п.4, 8 Методических указаний положениям и формулам.

Доводы представителя административного истца о необходимости расчета объема принятых сточных вод, исходя из фактического показателя 2017 года, по убеждению суда, являются несостоятельными, поскольку в силу положений п.4 Методических указаний такой показатель исчисляется, исходя из фактического объема принятых сточных вод за последний отчетный год, которым при исчислении тарифа в марте 2019 года является 2018 год.

Оценивая утверждение административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта принципу достижения и соблюдения баланса интересов организаций, осуществляющих водоотведение и их абонентов ввиду превышения оспариваемого тарифа относительно тарифа, определенного на 2019 года для МУП «Коммунальные системы», как гарантирующей организации, суд исходит из следующего.

Действительно, постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 7 декабря 2018 года № 235-к/3 установлен тариф на водоотведение для МУП «Коммунальные системы» для расчета с бюджетными и прочими потребителями Новописцовского городского поселения Вичугского муниципального района, который в период с 01 января по 30 июня 2019 года составил 30,05 руб/м3, а с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 39,36 руб/м3.

Анализируя содержание вышеприведенного постановления и оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу, что в период с момента установления спорного тарифа для ООО «Сток» и до
1 июля 2019 года указанный тариф действительно превышает установленный для административного истца.

В связи со сложившейся ситуацией, орган регулирования 4 июля 2019 года обращался в ФАС РФ за соответствующими разъяснениями (82-83).

Как следует из ответа ФАС РФ от 1 августа 2019 года, данный государственный орган отразил возможность применения в упомянутой ситуации положений пункта 12 Методических указаний, предусматривающего компенсацию ранее неучтенных расходов и недополученных доходов прошлых периодов регулирования (л.д.84).

В силу предписаний пункта 15 Основ ценообразования и пункта 12 Методических указаний, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Учитывая изложенное, суд полагает, что дополнительно понесенные расходы МУП «Коммунальные системы», подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью, могут быть учтены тарифным органом при определении тарифов для этой организации в следующие периоды регулирования, в связи с чем не установлено нарушение оспариваемым постановлением предусмотренных принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, в случае несогласия административного истца с установленным для него тарифом, он не лишен права его оспаривать.

Доводы административного иска о незаконности пункта 3 оспариваемого постановления, суд полагает необоснованными, поскольку в силу Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области административному ответчику предоставлено право отменять ранее принятые нормативные правовые акты в целях регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

При установленных обстоятельствах, суд находит постановление Департамента энергетики и тарифов Ивановской области в оспариваемой части обоснованным, соответствующим нормативному регулированию спорных правоотношений, и не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворенииадминистративного искового заявления муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 13 марта 2019 года № 10-к/1 «Об установлении тарифов в сфере водоотведения для ООО «Сток» - отказать.

Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании - «Ивановской газете».

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Луковкина Е.О.

Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2019 года.

Судья: Луковкина Е.О.