ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-55/20 от 10.07.2020 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-55/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2020 года г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Марушевской Т.В.,

представителя административного истца С.В.,

представителя административного ответчика Е.А.,

представителя заинтересованного лица Л.А.,

с участием прокурора А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.С. о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

пунктом 2 статьи 36 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» (далее – Закон № 20-ЗС) установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов.

Пунктом 1 статьи 91 названного закона определено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе избирательная комиссия муниципального образования назначает дополнительные выборы.

Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах.

Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа внутригородского муниципального образования, избранного по одномандатному избирательному округу.

Закон № 20-ЗС принят на пленарном заседании Законодательного собрания 03 июня 2014 года, подписан и.о. Губернатора города Севастополя, опубликован в издании «Севастопольские известия», № 44-48(1669) от 04 июня 2014 года и вступил в законную силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, то есть с 14 июня 2014 года.

В.С. обратилась в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать пункт 2 статьи 36 и пункт 1 статьи 91 Закона № 20-ЗС недействующими ввиду противоречия статье 19 Конституции Российской Федерации и правовой неопределенности соответственно.

В обоснование иска указывает, что пунктом 2 статьи 36 и пунктом 4 статьи 37 Закона № 20-ЗС установлены неравные ограничения для выдвижения кандидатов посредством самовыдвижения и избирательными объединениями: в первом случае не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов, во втором – не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, что делает невозможным самовыдвижение на выборах депутатов Совета муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ, поскольку на выборах депутатов данного Совета нет ни одного одномандатного избирательного округа.

Пункт 1 статьи 91 Закона № 20-ЗС, по мнению административного истца, не отвечает принципу правовой неопределенности, поскольку в нем не указано, по чьему решению (какого органа или должностного лица) могут быть сокращены сроки избирательных действий при назначении досрочных выборов.

Определением суда от 06.07.2020 при подготовке к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Севастопольская городская избирательная комиссия.

В судебном заседании представитель административного истца С.В., допущенный к участию в деле на основании нотариальной доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала при подаче иска о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Е.А. исковые требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях и заявленным в ходе разбирательства по делу.

Представитель заинтересованного лица Севастопольской городской избирательной комиссии Л.А. с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях и заявленным в судебном заседании.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшей, что иск не подлежит удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что 04 июля 2020 года ТИК Гагаринского района города Севастополя принято решение о назначении досрочных выборов депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ на 13 сентября 2020 года.

Указанное постановление опубликовано в газете «Севастопольские известия» № 24 (2076) от 08 июля 2020 года.

Исковое заявление В.С., применительно к положениям пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», рассматривается в период избирательной кампании по выборам депутатов Совета Гагаринского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный окру, что влечет обязанность суда рассмотреть данное дело в пятидневный срок (ч. 2 ст. 213 КАС РФ). Истец намеревается выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения в Гагаринском муниципальном округе, в связи с чем ей необходимо будет собрать определенное количество подписей для регистрации своей кандидатуры в качестве кандидата в депутаты Совета Муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ.

Таким образом, на данный момент В.С. является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным актом и вправе его оспорить. Указывая, что оспариваемые нормы устанавливают для реализации ее права на самовыдвижение в качестве кандидата в депутаты Совета Муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ и на предвыборную агитацию определенные ограничения и имеют правовую неопределенность, она обратилась в суд с данным исковым заявлением.

Пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 19, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации все равны перед законом, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Таким образом, гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации.

Пунктом «б» части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Согласно статьям 1, 9 Закона города Севастополя от 10 июля 2014 года № 35-ЗС, статьям 13, 20 Устава города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС, принятого Законодательным Собранием города Севастополя 11.04.2014, Законодательное Собрание города Севастополя является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Севастополя, в порядке реализации своих полномочий принимает законы города Севастополя и постановления Законодательного Собрания по вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами города Севастополя к ведению и полномочиям города Севастополя.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.

На федеральном уровне основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ).

Согласно пункту 19 статьи 2 Закона № 67-ФЗ избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 18 Закона № 67-ФЗ для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 названного Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе.

Пунктами 1 и 2 статьи 32 Закона № 67-ФЗ закреплено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1 статьи 33 Закона № 67-ФЗ).

О самовыдвижении кандидаты об этом уведомляют избирательные комиссии, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 названного Федерального закона (пункт 1 статьи 34 Закона № 67-ФЗ).

Избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз (пункт 1 статьи 35 Закона № 67-ФЗ).

Частью 1 статьи 13 Закона № 20-ЗС определено, что при проведении выборов депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, смешанной избирательной системе образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.

Порядок образования округов содержится в части 2 названной статьи и соответствует федеральному законодательству.

Частью 3 статьи 10 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ депутаты Совета Гагаринского муниципального округа избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.

Оспаривая пункт 2 статьи 36 Закона № 20-ЗС, истец ссылается на неравенство перед законом кандидатов - самовыдвиженцев и избирательных объединений - в части установления для самовыдвиженцев иного срока выдвижения.

Такой вывод истец делает на основании сравнительного анализа пункта 2 статьи 36 и пункта 4 статьи 37 Закона № 20-ЗС.

Так, согласно пункту 2 статьи 36 регионального закона уведомление окружной избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата производится не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов.

В свою очередь, выдвижение кандидата производится избирательным объединением не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов представительного органа внутригородского муниципального образования, но не ранее дня официального опубликования схемы одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов (пункт 4 статьи 37 Закона № 20-ЗС).

Таким образом, в силу названных региональных правовых норм, а также положений пункта 19 статьи 2 Закона № 67-ФЗ в их совокупности срок для выдвижения кандидатов (как в порядке самовыдвижения, так и избирательного объединения, принимающего решение о выдвижении кандидатов) начинает течь с начала избирательной компании, но не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Исходя из этого, установление региональным законодателем в пункте 2 статьи 36 Закона № 20-ЗС срока для уведомления самовыдвижения кандидата применительно ко дню официального опубликования схемы одномандатных избирательных округов не свидетельствует об установлении такому кандидату дополнительных ограничений для самовыдвижения, учитывая, что в статье 38 Закона № 67-ФЗ несоблюдение данного срока в качестве основания отказа кандидату в его регистрации не предусмотрено. Названное положение закона субъекта относительно порядка исчисления срока уведомления избирательной комиссии о самовыдвижении кандидата подлежит применению во взаимосвязи с его другими правовыми нормами, регулирующими избирательный процесс депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований.

Суд учитывает и то обстоятельство, что схема многомандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета Гагаринского муниципального округа утверждена постановлением Севастопольской городской избирательной комиссии от 30.06.2014 № 10/53-1, официально опубликована в установленном законом порядке в газете «Севастопольские известия» № 60 (1681) от 02.07.2014, до настоящего времени не изменялась.

Ссылки В.С. в обоснование требований иска на факт отсутствия на выборах депутатов Совета муниципального образования г. Севастополя Гагаринского муниципального округа одномандатных округов о недействительности пункта 2 статьи 36 Закона № 20-ЗС не свидетельствуют, поскольку действующее законодательство, в том числе, статья 6 Закона № 20-ЗС, положения Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя Гагаринский муниципальный округ не содержат прямого указания на образование конкретного вида избирательных округов, а схема избирательных округов города Севастополя незаконной не признавалась и предметом проверки по настоящему делу не является.

Следовательно, пункт 2 статьи 36 Закона № 20-ЗС федеральному законодательству не противоречит, в совокупности с иными правовыми нормами не нарушает равных условий реализации пассивного избирательного права граждан при проведении выборов по одно- и многомандатным избирательным округам в целом, и административного истца в частности.

Доводы истца относительно несоответствия положений пункта 1 статьи 91 Закона № 20-ЗС принципу правой неопределенности также подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании.

Федеральное нормативное регулирование общего порядка назначения выборов установлено статьей 10 Закона № 67-ФЗ, в соответствии с которой выборы указанных в пункте 1 статьи 8 данного Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», частью 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «уполномоченными на то органами», то есть органами, правомочными на назначение основных (общих, очередных) выборов, определены: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, представительный орган муниципального образования.

Вместе с тем, наряду с общим порядком назначения выборов статьей 71 Закона № 67-ФЗ регламентированы процедуры повторного голосования, повторных и дополнительных выборов.

Согласно пункту 8 указанной статьи Закона № 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.

Из буквального толкования приведенных законоположений следует, что законодателем предусмотрено разграничение компетенции органов, уполномоченных на принятие решения о назначении выборов. При этом, если вопрос о назначении основных (общих, очередных) выборов отнесен к исключительной компетенции уполномоченного органа или должностного лица, определенных федеральным законом, то вопрос определения органа, уполномоченного на решение вопроса о назначении дополнительных и повторных выборов, отнесен к компетенции регионального законодателя, который наделен соответствующими полномочиями в силу вышеприведенных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Осуществив буквальное истолкование пункта 8 статьи 71 Закона № 67-ФЗ и пункта 1 статьи 91 Закона № 20-ЗС, в том смысле, который им придается сложившейся правоприменительной практикой, суд приходит к выводу об отсутствии в региональной норме правовой неопределенности, которая, по мнению административного истца, заключается в неуказании органа или должностного лица, по решению которого могут быть сокращены сроки избирательных действий по назначению дополнительных выборов в представительный орган внутригородского муниципального образования в результате досрочного прекращения депутатских полномочий (абзац 4 пункта 1 статьи 91 Закона № 20-ЗС), поскольку в абзаце 1 этого же пункта статьи 91 Закона № 20-ЗС содержится прямое указание на такой орган - избирательную комиссию муниципального образования, которая в случае досрочного прекращения полномочий депутата полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе назначает дополнительные выборы, и, соответственно, является органом, уполномоченным принимать решение о сокращении сроков.

Следовательно, оспариваемый истцом пункт 1 статьи 91 Закона № 20-ЗС не противоречит Закону № 67-ФЗ, отвечает принципу ясности, недвусмысленности и правовой определенности, его содержание и формулировка не может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов истца, неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, законных оснований для удовлетворения административного искового заявления В.С. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления В.С. о признании недействующими пункта 2 статьи 36 и пункта 1 статьи 91 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя» отказать.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня его вынесения.

Судья Т.А. Артамонова

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2020 года.