Дело № 3а-55/2018
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
20 февраля 2018 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре А.Г.Лыткиной,
с участием представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «ТМС» - ФИО1 и генерального директора ФИО2,
представителя административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТМС» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 22 декабря 2017 года № 14,
у с т а н о в и л:
ООО «ТМС» 16.01.2018 года обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю (далее по тексту решение Комиссии, Комиссия) от 22.12.2017 года № 14, которым отклонено заявление общества о пересмотре результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № площадью 5 872 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований административный истец сослался на то, что на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и является плательщиком земельного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости земельного участка. Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года № 205-пр утверждена кадастровая стоимость земельных участков Хабаровского края, в том числе земельного участка с кадастровым номером № в размере 14 457 979,68 рублей по состоянию на 15.04.2015 года. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый реестр недвижимости. Поскольку рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.04.2015 года составляет 5 624 025 рублей, то ООО «ТМС» 13.12.2017 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, приложив к нему все необходимые документы, в том числе отчет об оценке № 423-Х от 08.12.2017 года, составленный ООО «Союз независимых оценщиков и консультантов». Комиссией 22.12.2017 года принято решение № 14 об отклонении заявления по тем основаниям, что не представлено положительное заключение о соответствии отчета об оценки. Административный истец считает такое решение незаконным, поскольку положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», действующие на день обращения с заявлением и на день принятия решения Комиссией, не возлагают на заявителя обязанность представлять с отчетом об оценке положительное экспертное заключение о его соответствии федеральному законодательству. Он просил признать решение Комиссии от 22.12.2017 года № 14 незаконным, возложить на Комиссию обязанность пересмотреть заявление ООО «ТИМС» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В ходе судебного разбирательства представители административного истца поддержали заявленные требования, сославшись в их обоснование на те же доводы, что изложены в административном исковом заявлении, просили иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому края не согласился с требованиями административного истца, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению об оспаривании кадастровой стоимости, содержится в части 9 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценки». Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 04.05.2013 года № 263. Данный Порядок (пункт 20) предусматривает, что если рыночная стоимость объекта отличается от кадастровой более чем на тридцать процентов, то комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, если отчет об оценке не подтвержден положительным экспертным заключением. Поскольку рыночная стоимость объекта, кадастровая стоимость которого оспаривалась ООО «ТМС», отличается от кадастровой более чем на тридцать процентов, и положительное экспертное заключение на отчет об оценке № 423-Х от 08.12.2017 года, составленный ООО «Союз независимых оценщиков и консультантов», не было представлено, то Комиссия обоснованно отклонила заявление ООО «ТМС». Отчет Комиссией был проверен, признан соответствующим Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, замечаний по его содержание не высказано.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Хабаровска, уведомленный о рассмотрении дела своевременно, в судебное заседание не явился. Исходя из положений статьи 150, части 6 статьи 226, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ и учитывая, что неявившееся в судебное заседание лицо не просило об отложение слушания дела, его явка не признана обязательной и не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, суд провел судебное заседание в его отсутствие.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО «ТМС» на праве собственности владеет земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – для использования объектов недвижимости (металлических складов, гаража с пристройками), площадью 5 872 кв.м., находящимся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 25.12.2015 года, запись регистрации №.
В частях 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ указано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Из содержания части 1 статьи 387, части 1 статьи 388, части 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ следует, что земельный налог вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как установлено частью 1 статьи 389, частями 1, 2 статьи 390 и абзацем первым части 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования на территории которого введен налог. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.07.2014 года №205-пр "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Хабаровского края" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 14 457 979,68 рублей по состоянию на 15.04.2015 года, сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16.04.2015 года.
Как предусмотрено абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Так как ООО «ТМС» является плательщиком земельного налога, базовая ставка которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, то оно вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, путем обращения в комиссию по рассмотрению споров с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости.
ООО «ТМС» обратилось 13.12.2017 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в отношение которого установлена рыночная стоимость на дату установления кадастровой стоимости.
Заявление было рассмотрено на заседании Комиссии 22.12.2017 года, и принято решение № 14 от 22.12.2017 года: отклонить заявление.
В части 5 статьи 245, части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ указано, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд выясняет: -нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; -соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, и порядок принятия оспариваемого решения, если такой порядок установлен; -основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; -соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Федеральный закон от 03.07.2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (пункты 20, 21 статьи 22) определяет, что порядок работы комиссии устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки. Порядок создания комиссии устанавливается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Указанным Порядком (пункты 10, 12, 18) и пунктом 24 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что заседание Комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Решение комиссии по всем вопросам считается принятым, если за него проголосовало более полвины присутствующих на заседании членов комиссии. На заседании комиссии ведется протокол, который подписывает председательствующим на заседании и секретарем комиссии.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии (Росреестр) от 25.10.2012 года № П/470 (с изменениями, внесенными приказами от 21.03.2014 года № П/121 и от 09.02.2017 года № П/0058) создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, которая действует в составе: председатель комиссии – ФИО3 – заместитель руководителя Управления Росреестра по Хабаровскому краю; заместитель председателя комиссии – ФИО4 – заместитель директора, главный технолог филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Хабаровскому краю»; члены комиссии по согласованию: ФИО5 – начальник управления земельными ресурсами министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, ФИО6 – представитель Национального совета по оценочной деятельности. Полномочия секретаря комиссии возложены на ФИО7, а в случае её отсутствия – ФИО8.
Из протокола № 26 от 22.12.2017 года заседания Комиссии следует, что оспариваемое административным истцом решение принято единогласно присутствовавшими членами комиссии – председателем комиссии ФИО3 (председательствовал на заседании), заместителем председателя комиссии ФИО4; протокол заседания комиссии вела секретарь Черевко Ю.О.. Заинтересованные лица были своевременно уведомлены о поступившем заявлении и принятии его к рассмотрению.
Установленные на основании представленных письменных доказательств обстоятельства позволяют суду сделать вывод, что оспариваемое административным истцом решение Комиссии принято уполномоченным органом, порядок рассмотрения заявления, проведения заседания комиссии и процедура принятия решения не нарушены, форма решения соответствует форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263.
Принимая решение об отклонении заявления ООО «ТМС» Комиссия исходила из того, что отчет об оценке рыночной стоимости должен быть подтвержден положительным экспертным заключением о соответствие отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет об оценке, поскольку рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от утвержденной кадастровой стоимости земельного участка более чем на 30 процентов.
Сопоставив изложенное в решение Комиссии от 22.12.2017 года № 14 основание к отклонению заявления ООО «ТМС» о пересмотре результата определения кадастровой стоимости, и требования федерального законодательства, суд считает, что это основание противоречит нормам материального права.
Статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет (пункты 9, 11, 13, 23), что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (пункт 16 в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года) устанавливал, что к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости заявитель должен был приложить: (2)кадастровую справку о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; (3)нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; (5) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; (6)положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы (пункты 17, 18 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Таким образом, перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, является исчерпывающий, и расширительному толкованию по желанию Комиссии, не подлежит. Заявитель, по своей инициативе, может приложить к заявлению иные документы.
Федеральным законом от 02.06.2016 года № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.01.2017 года) из статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», определяющей порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости, исключен абзац шестой части шестнадцатой, который содержал требование о представлении положительного экспертного заключения в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Конституционный суд РФ (Определение от 09.03.2017 года № 592-О), определяя правовое значение положений пункта 5 статьи 246 Кодекса административного судопроизводства РФ и части шестнадцатой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в их совокупности, указал, что с момента утраты абзаца шестого части шестнадцатой статьи 24.18 юридической силы более не требуется представления экспертного заключения субъектами оспаривания результатов определения кадастровой стоимости (если только ранее указанного момента они не воспользовались административной процедурой ее оспаривания).
Административный ответчик Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра в ходе судебного разбирательства подтвердил, что обращаясь с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ООО «ТМС» представил все документы, перечень которых установлен законом, в том числе отчет № 423-Х об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 15.04.2015 года, составленный 08.12.2017 года оценщиком ООО «Союз независимых оценщиков и консультантов» ФИО9. Но к заявлению не было приложено положительное экспертное заключение в отношении отчета об оценке.
Содержание приведенных норм права позволяет суду сделать вывод, что у ООО «ТМС» отсутствовала обязанность представлять, а у Комиссии отсутствовало право требовать положительное экспертное заключение в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости общество обратилось после 01.01.2017 года. Такой документ заявитель мог представить в Комиссию только по своему желанию.
Суд находит несостоятельным довод административного ответчика о том, что пункт 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 года № 263 (в редакции от 16.05.2013 года, с изменениями от 03.03.2017 года), предусматривает возможность принять положительное решение об определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов), если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В пункте 20 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что для получения информации, необходимой для работы комиссии, председатель комиссии вправе обратиться с запросом к исполнителю работ по определению кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет, содержащий результаты определения кадастровой стоимости, которые оспариваются, и (или) к оценщикам, составившим отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается, в случаях и в порядке, которые предусмотрены порядком создания и работы комиссии.
Системное толкование положений пункта 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, Федерального закона от 02.06.2016 года № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 04.05.2012 года № 263 (пункт 20), позволяет сделать вывод, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости наделена самостоятельными полномочиями проверять достоверность отчета об оценке рыночной стоимости и его соответствие положениям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.
В отчете об оценке рыночной стоимости от 08.12.2017 года № 423-Х указано, что оценка объекта недвижимости проводилась по состоянию на 15.04.2015 года, и на эту дату итоговая величина рыночной стоимости объекта кадастрового учета – земельного участка с кадастровым номером № площадью 5 872 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для использования объектов недвижимости, имеет значение 5 624 025,00 рублей.
Протокол № 26 от 22.12.2017 года заседания комиссии свидетельствует о том, что отчет об оценке рыночной стоимости от 08.12.2017 года № 423-Х, представленный заявителем ООО «ТМС», был проверен Комиссией на его соответствие положениям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки, и признан соответствующим предъявляемым к нему требованиям.
Из содержания части 2 статьи 227, части 5 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что оспариваемое решение органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, признается судом незаконным, если будет установлено, что оно не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. При этом суд возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что основание принятого Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю решения от 22.12.2017 года № 14, которым отклонено заявление ООО «ТМС» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, не основано на законе, суд считает, что это решение надлежит признать незаконным. На административного ответчика надлежит возложить обязанность устранить нарушение прав административного истца путем повторного рассмотрения заявления ООО «ТМС» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, поданного 13.12.2017 года. При таком положении требования административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ТМС» удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 22 декабря 2017 года № 14.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю повторно рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью «ТМС» от 13 декабря 2017 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 5 872 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции –судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение (решение в окончательной форме) составлено 26 февраля 2018 года.
Судья Хабаровского краевого суда Е.А.Бузыновская