ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-55/2022 от 23.06.2022 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-55/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 г. г. Курган

Курганский областной суд в составе:

судьи Варлакова В.В.,

при секретаре Шариповой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области о ликвидации Курганской областной общественной организации Чечено-Ингушской диаспоры «ВАЙНАХ»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области (далее – Управление) обратилось в Курганский областной суд с административным иском о ликвидации Курганской областной общественной организации Чечено-Ингушской диаспоры «ВАЙНАХ» (далее – КОООЧИД «ВАЙНАХ», Организация).

В обоснование административного иска указано, что КОООЧИД «ВАЙНАХ» зарегистрирована в качестве юридического лица 3 декабря 2003 г.

В ходе плановой документарной проверки, проведенной в период с 30 сентября 2021 г. по 27 октября 2021 г., Управлением установлено, что деятельность Организации не соответствует уставным целям (в форме бездействия).

Организацией допущены нарушения положений пункта 2 статьи 65.3, пункта 2 статьи 123.5, пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацев 2, 3, 8 части 1 статьи 29, части 2 статьи 6, статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), пункта 5 статьи 3, пункта 3 статьи 14, пункта 2 статьи 24, пункта 3 статьи 29, пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

Управлением в адрес КОООЧИД «ВАЙНАХ» и руководителя Организации Лабазанова С.Я. неоднократно выносились письменные предупреждения, обязывающие устранить нарушения в установленные предупреждениями сроки, которые почтовой службой возвращены отправителю.

Учитывая характер допущенных Организацией нарушений, а также неисполнение обязанности по их устранению при отсутствии каких-либо объективных препятствий к этому, Управление на основании абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ, просит ликвидировать КОООЧИД «ВАЙНАХ» и исключить данные об этой Организации из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

В судебном заседании представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области – Крамек Е.О. административное исковое заявление поддержала.

Представитель КОООЧИД «ВАЙНАХ» в судебное заседание не явился.

Извещение административного ответчика осуществлено по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (<адрес>, а также по адресу руководителя Организации Лабазанова С.Я. (<адрес>), почтовые конверты возвращены в суд с отметкой об истечении срока хранения почтовых отправлений.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела 3 июня 2022 г., то есть более чем за 10 дней до даты судебного заседания, размещена на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской в сети Интернет (to45.minjust.gov.ru), что подтверждается направленным суду скриншотом страницы сайта.

Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области в судебное заседание не явился.

Заместитель начальника правового отдела № 2 Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области Дробышева Е.П. в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело без участия налогового органа.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что КОООЧИД «ВАЙНАХ» создана 10 октября 2003 г. в соответствии с Федеральным законом № 82-ФЗ.

Решение о государственной регистрации Организации при создании принято Управлением 27 ноября 2003 г.

Сведения о государственной регистрации Организации внесены в ЕГРЮЛ 8 декабря 2003 г. за основным государственным регистрационным номером

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом № 82-ФЗ.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона № 82-ФЗ ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 данного Федерального закона.

Основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абзац 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

Суду представлены доказательства, подтверждающие, что в период с 30 сентября 2021 г. по 27 октября 2021 г. Управлением на основании распоряжения от 10 сентября 2021 г. № 291-р проведена плановая документарная проверка в отношении КОООЧИД «ВАЙНАХ» на предмет установления соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 30 сентября 2018 г. по 29 сентября 2021 г., в ходе которой выявлены допущенные Организацией нарушения положений законодательства Российской Федерации.

Установлено, что Организация действует на основании Устава КОООЧИД «ВАЙНАХ», утвержденного общим собранием учредителей 10 октября 2003 г. (далее - Устав).

Согласно пункту 2.1 Устава Организация создается в целях представления и защиты законных прав и интересов членов Организации и граждан Чеченской Республики и Ингушской Республики, проживающих на территории Курганской области, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, Устав Организации противоречит законодательству Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Согласно положениям пунктов 1.3, 3.2 Устава, Организация вправе иметь зарегистрированную в установленном порядке эмблему; организация имеет право иметь свою символику: эмблемы, флаг, вымпел и др.

Из пояснений представителя Управления следует, что Организация имеет эмблему. Однако, в нарушение действующего законодательства, описание эмблемы в Уставе отсутствует.

Согласно пункту 2 статьи 123.5 Гражданского кодекса Российской Федерации устав общественной организации должен содержать, в том числе, сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться, в том числе предмет и цели деятельности организации.

В нарушение указанных норм закона, Устав Организации не содержит указание на предмет деятельности организации.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 82-ФЗ учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено указанным федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений, а также иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами.

В силу пункта 5.1 Устава, членами Организации могут быть достигшие 18-летнего возраста граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, принимающие и соблюдающие Устав.

Таким образом, пункт 5.1 Устава не соответствует положениям статьи 19 Федерального закона № 82-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Таким образом, виды приносящей доход деятельности, должны быть определены в Уставе некоммерческой организации.

В пункте 3.1 Устава указано право осуществлять предпринимательскую деятельность, источниками формирования имущества организации в денежной или иных формах являются, в том числе, доходы от предпринимательской деятельности (пункт 8.3 Устава).

Однако, в нарушение пункта 2 статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, перечень видов приносящей доход и предпринимательской деятельности в Уставе отсутствует.

Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона № 7-ФЗ, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами; утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся, в том числе, общественные организации.

Согласно пункту 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся, в том числе: определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Вместе с тем, в Уставе указаны не все полномочия исключительной компетенции Общего собрания членов, являющегося согласно пункту 6.1 Устава высшим руководящим органом Организации, что является нарушением пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации к исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов.

Однако, в нарушение указанной нормы закона, Устав не содержит сведений об отнесении вышеназванного полномочия к исключительной компетенции Общего собрания членов Организации, что является нарушением пункта 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона № 82-ФЗ члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

При этом в соответствии с пунктом 6.9 Устава заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца. При равном количестве голосов, голос председателя Правления является решающим.

Указанное положение Устава о наделении председателя Правления правом решающего голоса противоречит положению части 2 статьи 6 Федерального закона № 82-ФЗ в части равенства прав членов Организации.

В соответствии с пунктом 6.1 Устава высшим руководящим органом Организации является общее собрание членов Организации, созываемое Правлением не реже одного раза в год.

Документы, подтверждающие проведение заседаний общего собрания членов Организации, в уполномоченный орган не представлены.

Непроведение заседаний общего собрания членов Организации является нарушением пункта 6.1 Устава в части установленной Уставом периодичности проведения заседаний высшим руководящим органом управления Организации.

Несоблюдение Организацией пункта 6.1 Устава влечет нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ, согласно которому общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ председателем Правления Организации является Лабазанов С.Я.

В соответствии с пунктом 6.11 Устава председатель Правления избирается общим собранием членов Организации сроком на 1 (один) год.

Документы, подтверждающие соблюдение Организацией пункта 6.11 Устава, в уполномоченный орган не представлены.

Несоблюдение Организацией пункта 6.11 Устава влечет нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6.7 Устава Правление Организации является постоянно действующим руководящим (исполнительным) органом Организации и подотчетно общему собранию членов Организации. Члены правления избираются общим собранием членов Организации сроком на 1 (один) год.

Заседания Правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца (пункт 6.9 Устава).

Документы, подтверждающие соблюдение Организацией пунктов 6.7, 6.9 Устава, в уполномоченный орган не представлены.

Несоблюдение Организацией пунктов 6.7, 6.9 Устава влечет нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ.

Согласно пункту 7.1 Устава, контроль за деятельностью Организации осуществляет ревизионная комиссия (ревизор). Ревизионная комиссия (ревизор) избирается общим собранием сроком на 1 год.

Документы, подтверждающие соблюдение Организацией в проверяемом периоде пункта 7.1 Устава, в уполномоченный орган не представлены.

Несоблюдение Организацией пункта 7.1 Устава влечет нарушение абзаца 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

Сведения о соблюдении Организацией абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в уполномоченный орган не представлены.

В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Информацию во исполнение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ за 2017-2020 годы Организация не публиковала, что является нарушением указанного требования законодательства.

В соответствии с абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано: информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ Организация не представила в установленный приказом Минюста России от 26 мая 2020 г. № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческим организациями отчетности» срок (не позднее 15 июля 2021 г.) в уполномоченный орган информацию об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, в целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании за 2020 г.

Оценив представленные доказательства, суд считает, что имеются достаточные основания для удовлетворения заявленных требований и ликвидации Организации на основании абзаца 3 части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ, поскольку административным ответчиком допущены неоднократные нарушения федеральных законов.

При этом суд учитывает, что по факту нарушения положений законодательства Российской Федерации КОООЧИД «ВАЙНАХ» и руководителю Лабазанову С.Я. неоднократно выносились письменные предупреждения.

Предупреждения от 27 октября 2021 г. , от 9 ноября 2021 г. , от 15 декабря 2021 г. , направленные по юридическому адресу Организации и по адресу руководителя Лабазанова С.Я. возвращены почтовой службой в Управление.

Сведения, подтверждающие устранение нарушений, КОООЧИД «ВАЙНАХ» не представлены, предупреждения в установленном законом порядке не обжалованы.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области удовлетворить.

Ликвидировать Курганскую областную общественную организацию Чечено-Ингушской диаспоры «ВАЙНАХ», исключив её из Единого государственного реестра юридических лиц (основной государственный регистрационный ).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Мотивированное решение составлено 27 июня 2022 г.

Судья В.В. Варлаков