ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-560/19 от 17.12.2019 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

17 декабря 2019 года г. Красногорск

Московской области

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Терещенко А.А.

при секретаре Куулар А.А.,

с участием прокурора Ганцевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-560/19 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующим Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31 мая 2017 года № 84 – Р «Об установлении надбавок к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов на 2017-2018 годы», в редакции распоряжения от 29 декабря 2017 года № 359 – Р,

установил:

ФИО1 обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31.05.2017г. № 84-Р (редакции распоряжения от 29.12.2017 № 359-Р) «Об установлении надбавок к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов на 2017-2018 годы».

В обоснование заявленных требований указала, что проживает в <данные изъяты>. Оспариваемое распоряжение Комитета по ценам и тарифам <данные изъяты> в части утверждения надбавок для ООО «Комбинат», по мнению ФИО1, должно быть признано недействующим, поскольку введение надбавок к тарифам ООО «Комбинат» привело к повышению существовавшего ранее тарифа на утилизацию ТБО в г. Клин почти в 3 раза. Оспариваемое распоряжение послужило основанием для издания Администрацией Клинского муниципального района постановления от 01.06.2017г. № 1405, установившего новый размер платы за услуги по утилизации ТБО для жителей городского поселения Клин. По мнению административного истца, отсутствуют какие-либо разумные обоснования для роста тарифов применительно к населению г. Клин.

По мнению административного истца административным ответчиком были нарушены требования действующего законодательства об уведомлении административного истца о повышении размера платы не менее чем за 30 дней. Размер платы, который утвердил административный ответчик в оспариваемом постановлении, установлен произвольно, в отсутствие экономического обоснования, не содержит пояснительной записки по расчетам, не соответствует методике, утвержденной приказом Госстроя РФ № 303 от 28.12.2000г. года и методическим рекомендациям, разработанным Центром Муниципальной экономики и права 2005 года, существенно завышен.

Представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области не согласился с требованиями, заявленными ФИО1 Пояснил, что Законом Московской области № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия по утверждению инвестиционных программ и установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ переданы центральным исполнительным органам государственной власти Московской области.

Утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами относится к полномочиям Министерства экологии и природопользования Московской области согласно п. 12.13.7 Положения о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.04.2013г. № 277/12.

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 01.09.2011г. № 938/35 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Московской области» государственное регулирование на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Московской области.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ надбавка к тарифам на услуги организации коммунального комплекса - ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к тарифу для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за оказываемые ею услуги и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.

Надбавки к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов для ООО «Комбинат» Клинского муниципального района <данные изъяты> установлены в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008г. № 520, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011г. № 47, Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011г. № 1321/46, Инвестиционной программой ООО «Комбинат» по развитию технологии обращения с отходами на полигоне ТБО «Алексинский карьер» Клинского района Московской области на 2017-2018 годы», утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.05.2017г. № 295-РМ.

При расчете надбавок к тарифам на услуги по захоронению ТБО Комитетом учитывались критерии доступности для потребителей услуг ООО «Комбинат».

Расчеты потребителей за услуги по захоронению ТБО осуществляются с учетом тарифа и надбавки к тарифу для потребителей.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» после выбора регионального оператора и утверждения для него единого тарифа на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами будет включаться в коммунальные услуги отдельной строкой.

На территории Московской области не выбран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не утвержден единый тариф на услугу, по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До выбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по сбору и вывозу ТБО, включающая захоронение, не относится к коммунальным услугам и входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

По мнению прокурора, требования, заявленные ФИО1 удовлетворению не подлежат. Административным истцом не доказано несоответствие Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31 мая 2017 года № 84 – Р «Об установлении надбавок к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов на 2017-2018 годы» нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, суд находит требования, заявленные ФИО1, не подлежащими удовлетворению.

Согласно Федеральному закону от 30.12.2004г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», действовавшим на момент принятия Распоряжения № 84-Р, представительные органы муниципальных образований утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей, предварительно получив заключение на проект инвестиционной программы от органа регулирования субъекта Российской Федерации.

Законом Московской области № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» полномочия по утверждению инвестиционных программ и установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, указанных в пункте 7 части 2 статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ, переданы центральным исполнительным органам государственной власти Московской области.

На территории Московской области уполномоченным органом по установлению надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса является Комитет по ценам и тарифам Московской области в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011г. № 1321/46.

В соответствии с пунктом 15 Перечня товаров, работ и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01.09.2011г. № 938/35, (в редакции момент принятия оспариваемого распоряжения) государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса, осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Московской области.

Установлено, что Распоряжение № 84-Р опубликовано на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области http://ktc.mosreg.ru, 31.05.2017г., и в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 147, 10.08.2017г..

С учетом изложенного, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ надбавка к тарифам на услуги организации коммунального комплекса – ценовая ставка, которая устанавливается для организации коммунального комплекса на основе надбавки к тарифу для потребителей, учитывается при расчетах с указанной организацией за оказываемые ею услуги и используется для финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса.

Надбавки к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов для ООО «Комбинат» Клинского муниципального района Московской области установлены в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011г. № 47, Инвестиционной программой ООО «Комбинат» по развитию технологии обращения с отходами на полигоне ТБО «Алексинский карьер» Клинского района Московской области на 2017-2018 годы, утвержденной распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.05.2017г. № 295-РМ.

В материалы административного дела предоставлено экспертное заключение отдела регулирования цен (тарифов) на газ и социально значимые товары, работы и услуги об установлении надбавок к тарифам на услуги по захоронению ТБО для ООО «Комбинат». С учетом величины предложенных финансовых потребностей, необходимых при реализации инвестиционной программы ООО «Комбинат» по развитию технологии обращения с отходами на полигоне ТБО «Алексинский карьер» Клинского муниципального района Московской области на 2017-2018 годы предложено установить надбавки к тарифам на услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для ООО «Комбинат» в оспариваемом размере.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2016г. № 486-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года

На момент принятия оспариваемого распоряжения на территории Московской области не выбран региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и не утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

До выбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по сбору и вывозу ТБО, включающая захоронение, не относится к коммунальным услугам и входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Статьей 157.1 Жилищного кодекса РФ введены ограничения повышения размера вносимой гражданами платы только за коммунальные услуги.

Согласно пункту 10 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997г. № 155, цены на услуги по вывозу бытовых отходов не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением между исполнителем и потребителем услуг.

Таким образом, оспариваемое распоряжение принято уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, предоставленной действующим законодательством, и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ФИО1 о признании не действующим Распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 31 мая 2017 года № 84 – Р «Об установлении надбавок к тарифам на услуги по захоронению твердых бытовых отходов на 2017-2018 годы», в редакции распоряжения от 29 декабря 2017 года № 359 – Р, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Терещенко А.А.