РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Коньшиной А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-560/16 по административному исковому заявлению <данные изъяты> об оспаривании отказа комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка
Установил:
<данные изъяты>» (далее-административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области (далее-Комиссия) в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости 150 земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, расположенных по адресу: Московская область, Егорьевский район, д. Яковлево, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. 29 декабря 2015 года секретарь Комиссии уведомлением возвратила заявление административного истца с указанием на то, что отчет об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> оценщиком составлен на дату, не соответствующую дате, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость земельных участков. В заявлении отсутствует подпись заявителя или его представителя, в доверенности указаны противоречивые сведения о наименовании юридического лица.
Ссылаясь на то, что согласно сведений, содержащихся в представленных в комиссию кадастровых паспортах в отношении указанных земельных участков, кадастровая стоимость их определена по состоянию на 3 сентября 2013 года, отчетом оценщика рыночная стоимость также определена на указанную дату, а также ссылаясь на то, что заявление на основании полномочий, предоставленных доверенностью, по форме и содержанию соответствующей Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее-ГК РФ), подписано уполномоченным представителем, административный истец просит признать бездействия Комиссии незаконными.
В судебном заседании представитель административного истца просил удовлетворить административный иск, указывая, что необоснованный отказ в рассмотрении заявления нарушает право юридического лица на исчисление размера налога на землю за период с 1 января 2015 года исходя из рыночной стоимости земельных участков.
Представитель административного ответчика Комиссии и заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области административный иск не признал, указав, что поскольку оценщиком составлен отчет в отношении указанных выше земельных участков на дату, не соответствующую дате, по состоянии на которую определена кадастровая стоимость земельных участков, а доверенность представителя административного истца содержала неопределенность в части указания наименования организации, выдавшей доверенность, секретарь Комиссии обоснованно уведомлением возвратила заявление без рассмотрения его по существу в заседании Комиссии. Представлены письменные возражения (л.д. 105-107 т.4).
Представитель заинтересованного лица Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области вопрос об удовлетворении иска оставила на усмотрение суда.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части исходя из следующего.
Согласно пунктам «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно пункту 3 статьи 66 названного закона в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, нотариально удостоверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа, отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, положительного экспертного заключения на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков (абзац девятый, восемнадцатый - двадцать пятый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в редакции закона, действующий в период возникновения спорных правоотношений.).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (абзац двадцать четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в редакции закона, действующий в период возникновения спорных правоотношений).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Московской области создана на основании приказа Росреестра от 24 октября 2012 года № П/452 при территориальном органе в Московской области.
Административный истец является собственником 150 земельных участков, расположенных в Московской области, что подтверждается свидетельствами о регистрации права на объекты недвижимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная решением комиссии или судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Уведомлением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 29 декабря 2015 года № 50-10а-10-10777/15, подписанным секретарем Комиссии, заявление о пересмотре кадастровой стоимости 150 земельных участков было возвращено административному истцу с указанием на то, что отчет об определении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> оценщиком составлен на дату, не соответствующую дате, по состоянию на которую определялась кадастровая стоимость земельных участков. В заявлении отсутствует подпись заявителя или его представителя, в доверенности указаны противоречивые сведения о наименовании юридического лица. (л.д. 17-18 т.4).
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1 и 2 Порядка комиссия создается уполномоченным федеральным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) - при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии возлагаются на ее секретаря, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа (пункт 7 Порядка), который извещает заявителя о дате рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости в срок не более семи рабочих дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости, но не позднее чем за пять рабочих дней до заседания комиссии (пункт 16 Порядка).
В соответствии с пунктом 13 Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости, с приложением документов, предусмотренных указанным пунктом. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь Комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Согласно п. 15 Порядка, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 данного Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением.
Суд соглашается с доводами представителя административного ответчика о том, что секретарь Комиссии в соответствии с возложенными на нее полномочиями обязана проверять состав приложенных к заявлению документов на предмет их комплектности, соответствие даты определения рыночной стоимости объекта недвижимости, указанной в отчете, дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в справке о кадастровой стоимости.
При этом суд исходит из того, что с учетом приведенных выше положений Порядка, секретарь Комиссии наделена специальными исполнительно-распорядительными функциями, в соответствии с которыми именно секретарь Комиссии осуществляет прием заявлений и их возврат по основаниям, предусмотренным настоящим Порядком. При этом, секретарь, установив наличие оснований для принятия заявления, назначает его к рассмотрению в заседании Комиссии. Проверка соблюдения заинтересованным лицом сроков обращения в Комиссию также входит в обязанности секретаря Комиссии.
Исходя из положений статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности значимым для целей правильного разрешения секретарем Комиссии вопроса о наличии оснований для принятия и назначения к рассмотрению в заседании Комиссии поданного заинтересованным лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости, по мнению суда, является, в том числе определение секретарем Комиссии даты, по состоянию на которую определена кадастровой стоимости объекта недвижимости, так как этой же календарной датой оценщик обязан руководствоваться при составлении отчета об определения рыночной стоимости объекта недвижимости, представляемого в Комиссию и (или) суд. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимости объекта недвижимости, имеет значение и в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте оценки.
Суд приходит к выводу, что, вопреки доводам административного истца, секретарем Комиссии были в установленные сроки совершены необходимые действия по проверке приемлемости заявления административного истца к назначению в заседание Комиссии, а ошибочность принятого секретарем решения, не указывает на то, что Комиссией было допущено бездействие.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска в части признания бездействий Комиссии незаконными, как об этом просит в административном исковом заявлении административный истец, не имеется.
Согласно кадастровых паспортов, представленных административным истцом 21 декабря 2015 года в Комиссию, кадастровая стоимость 148 земельных участков определена на дату 1 января 2013 года, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на 3 сентября 2013 года.
Таким образом, дата определения кадастровой стоимости административным истцом была подтверждена кадастровыми паспортами на объекты недвижимости.
Как следует из отчета об оценке № ФН-1510154/03 от 30 октября 2015 года, подготовленного <данные изъяты>, кадастровая стоимость 148 земельных участков определена на дату 1 января 2013 года, а в отношении земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> на 3 сентября 2013 года (л.д. 102-256 т.1).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что секретарь Комиссии пришла к ошибочному суждению относительно даты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>
Кроме того, секретарем Комиссии при решении вопроса о возврате административному истцу заявления не было учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определяемой стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Требования к отчету определены указанной нормой закона, которая при буквальном ее толковании, не содержит ограничений на возможность определения в одном отчете стоимости нескольких объектов оценки, в том числе, в случае если они принадлежат разным правообладателям.
Таким образом, по мнению суда, в случае установления секретарем Комиссии факта, например, представления отчета не на дату, на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в отношении одного или нескольких из них при множественности их количества в отчете, указанное заявление в соответствии с пунктами 12,19,20 Порядка подлежит рассмотрению в заседании Комиссии, а по итогам его рассмотрения принимается решение.
Судом проверены доводы представителя административного истца ФИО1 о том, что заявление, поданное в комиссию 21 декабря 2015 года, им было подписано лично. Основанием для выполнения подписи в заявлении и обращения в Комиссию являлась доверенность, выданная руководителем <данные изъяты>
Из представленных в материалы дела подлинников заявлений от 21 декабря 2015 года следует, что они подписаны личной подписью представителя административного истца. В судебном заседании представитель административного ответчика, ссылаясь на имеющиеся у него копии указанных заявлений (представленных суду на обозрение), подтвердил, что заявления от 21 декабря 2015 года подписаны.
С учетом изложенного, суд полагает установленным, что ссылка секретаря Комиссии в уведомлении на отсутствие подписи в заявлении от 21 декабря 2015 года, не основана на фактических обстоятельствах. Как установлено в ходе судебного заседания заявление было подписано представителем административного истца ФИО1
Не соглашаясь с доводами представителя административного ответчика о том, что секретарь Комиссии обоснованно возвратила заявление по тем основаниям, что в доверенности в части указания юридического лица содержится неопределенность, суд исходит из следующего.
В силу пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Как следует из доверенности от 17 декабря 2015 года, выданной <данные изъяты> представителю ФИО1, она составлена на бланке, заверена подписью генерального директора ФИО2 и скреплена печатью указанного юридического лица (л.д.29 т.4).
Действительно, в тексте доверенности имеется описка, в соответствии с которой вместо правильного указания наименования юридического лица: «<данные изъяты>» ошибочно указано «<данные изъяты> однако, по мнению суда, по смыслу пункта 4 статьи 185.1 ГК РФ сведения о юридическом лице в ней содержатся полно и правильно. В доверенности имеются, кроме штампа, печати, подписей руководителя и уполномоченных представителей, сведения о юридическом адресе, расчетных и учетных сведениях <данные изъяты>.
Исходя из того, что административным истцом в комиссию представлялись правоудостоверящие документы на земельные участки из которых следует, что их собственником является <данные изъяты> заявление в Комиссию представлено также от указанного юридического лица. представлен отчет оценщика об определении рыночной стоимости земельных участков, заказчиком которого являлось <данные изъяты> (л.д. 102 т.1), у секретаря Комиссии, по мнению суда, отсутствовали основания для возвращения заявления с приложенными к нему документами.
Вопрос о необходимости исправления описки в доверенности мог быть решен посредством информирования административного истца о наличии такого рода неточности, которую, по мнению суда, следует отнести к технической описке и которая могла быть устранена к дате проведения заседания Комиссии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административный истец с целью определения иной стоимости земельных участков (в размере рыночной), при бесспорно существующем праве на применение результатов определения рыночной стоимости земельных участков для целей, установленных законодательством, в соответствии с действующим нормативным правовым регулированием оценочной деятельности в Российской Федерации и иными законами, регулирующими спорные правоотношения, с соблюдением всех требований и предписаний правомерно обратился в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Исходя из того, что вопрос о праве на определение рыночной стоимости земельных участков подлежал разрешению в заседании Комиссии, принятие решения о праве административного истца на пересмотр кадастровой стоимости 150 земельных участков не входит в компетенцию секретаря Комиссии.
С учетом изложенного Уведомление о возврате заявления административного истца является недействительным как не основанное на законе.
руководствуясь ст. 177, 178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить частично.
Признать недействительным Уведомление комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 29 декабря 2016 года № <данные изъяты> о возврате обществу с ограниченной ответственностью «Озера» заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, указанных в заявлении, поданном 21 декабря 2015 года.
Обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение путем принятия к рассмотрению поданного <данные изъяты> заявления от 21 декабря 2015 года и принять решение на основании отчета об оценке № ФН-1510154/03 от 30 октября 2015 года, подготовленного <данные изъяты>
В удовлетворении административного иска <данные изъяты> в остальной части отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.И. Ракунова
Мотивированное решение составлено 11 ноября 2016 года