Дело № 3а-560/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июня 2018 г. г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Гласнер Е.Н.,
с участием представителей:
административного истца Карповой А.М. – Бычковой А.П.,
административного ответчика администрации муниципального образования «Алексеевское» Козачка О.В.
в отсутствие административного истца Карповой А.М., заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», отдела судебных приставов по Красноборскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карповой Анастасии Михайловны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Карпова А.М. обратилась в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 382 750 руб.
В обоснование иска указала, что решением Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г. на администрацию муниципального образования «Алексеевское» возложена обязанность предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение. До настоящего времени это судебное постановление не исполнено. Полагает, что неисполнение вступившего в силу судебного постановления на протяжении более пяти с половиной лет привело к нарушению ее права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, что является основанием для выплаты соответствующей компенсации.
Административный истец Карпова А.М., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась.
Представитель административного истца Карповой А.М. – Бычкова А.П. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Алексеевское» Козачек О.В., возражая против удовлетворения административного иска, пояснил, что для исполнения решения Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г. должником принимаются достаточные и эффективные меры, неисполнение этого судебного постановления связано с недостаточностью финансирования на цели исполнения судебных актов.
Заинтересованные лица администрация муниципального образования «Красноборский муниципальный район», отдел судебных приставов по Красноборскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовали о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы данного административного дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (в редакции, действующей с 1 января 2017 г.) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, Карпова А.М. является нанимателем жилой комнаты <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 18 мая 2012 г. № эта комната признана не соответствующей требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодной для проживания.
Вступившим в законную силу 21 августа 2012 г. решением Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г. на администрацию муниципального образования «Алексеевское» возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить Карповой А.М. по договору социального найма расположенное в черте с. Красноборск муниципального образования «Алексеевское» Красноборского района Архангельской области благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение в виде однокомнатной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., жилой площадью – не менее <данные изъяты> кв.м.
21 августа 2012 г. во исполнение указанного решения Красноборским районным судом Архангельской области выдан исполнительный лист серии ВС №, который 1 октября 2012 г. предъявлен взыскателем к принудительному исполнению.
Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Красноборскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области от 1 октября 2012 г. возбуждено исполнительное производство №.
До настоящего времени решение Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г. не исполнено.
В силу приведенных положений статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» Карпова А.М., как лицо, в пользу которого выдан исполнительный документ на основании судебного акта, возлагающего на орган местного самоуправления обязанность исполнить требования неимущественного характера, имеет право на обращение в суд с иском о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Обращение Карповой А.М. в суд с таким административным иском последовало в пределах срока, установленного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, т.е. непреодолимой силы. При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов.
Разрешая вопрос о наличии оснований для применения такой меры ответственности как взыскание компенсации за нарушение права Карповой А.М. на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из критериев, указанных в части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», суд приходит к следующему.
Принимая во внимание, что вынесенное в пользу Карповой А.М. судебное постановление о возложении на орган местного самоуправления обязанности исполнить требование неимущественного характера в силу положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стало обязательным для соответствующего органа местного самоуправления с даты его вступления в законную силу, а его исполнение не требовало от взыскателя совершения каких-либо дополнительных действий, без которых такое исполнение объективно невозможно (таких, например, как предъявление исполнительного документа в соответствующий финансовый орган, сообщение реквизитов банковского счета и т.п.), суд приходит к выводу о том, что срок исполнения данного судебного постановления следует исчислять с даты вступления решения Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г. в законную силу.
Учитывая изложенное, в общую продолжительность исполнения указанного судебного постановления следует включить период с 21 августа 2012 г. по дату рассмотрения данного административного дела, что составляет 5 лет 10 месяцев.
Оценивая обстоятельства производства по исполнению судебного акта, достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов местного самоуправления муниципального образования «Алексеевское», суд отмечает следующее.
Муниципальное образование «Алексеевское» имеет статус сельского поселения с административным центром в с. Красноборск и входит в границы муниципального образования «Красноборский муниципальный район».
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 27 мая 2014 г.) вопросы обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда относились к вопросам местного значения сельских поселений. В силу частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 27 мая 2014 г.) решение этих вопросов, в том числе, на территории сельских поселений, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Вместе с тем, в период с 27 мая 2014 г. до 1 января 2016 г. в Архангельской области полномочия по решению данных вопросов продолжали осуществлять сельские поселения (статья 7.1.1 закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» (в редакции закона Архангельской области от 20.06.2014 № 157-9-ОЗ).
Как следует из представленных суду материалов, начиная с 2016 г. между администрацией муниципального образования «Алексеевское» и администрацией муниципального образования «Красноборский муниципальный район» ежегодно заключаются соглашения о передаче полномочий, по условиям которых полномочия по решению вопросов, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», продолжает осуществлять муниципальное образование «Алексеевское» за счет межбюджетных трансферов из бюджета муниципального образования «Красноборский муниципальный район». На дату рассмотрения данного административного дела действует соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципального образования «Красноборский муниципальный район» и органами местного самоуправления муниципального образования «Алексеевское» от 15 декабря 2017 г. № 187.
Процедура передачи муниципального жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Алексеевское», в собственность муниципального образования «Красноборский муниципальный район», предусмотренная главой V закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», начата только в марте 2018 г. в связи с принятием Советом депутатов муниципального образования «Алексеевское» решения от 21 марта 2018 г. № 51 «Об утверждении перечня объектов муниципальной собственности муниципального образования «Алексеевское», подлежащих передаче в собственность муниципального образования «Красноборский муниципальный район» и на дату рассмотрения данного административного дела не завершена.
Таким образом, в течение всего периода исполнения судебного постановления обязанным лицом являлась администрация муниципального образования «Алексеевское».
Как указывает администрация муниципального образования «Алексеевское» в период с 2012 г. по 2018 г. из бюджета поселения на цели исполнения судебных постановлений, возлагающих на названный орган местного самоуправления обязанность по предоставлению гражданам благоустроенных жилых помещений, выделено 1 806 772 руб., за указанное время исполнено 18 судебных постановлений по делам данной категории. На дату рассмотрения дела на исполнении названного органа местного самоуправления находится 41 аналогичное судебное постановление, для исполнения которых, по данным административного ответчика, требуется свыше 68 млн. руб.
Выделяемые начиная с 2016 г. муниципальному образованию «Алексеевское» из бюджета муниципального образования «Красноборский муниципальный район» на решение вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суммы ежегодных межбюджетных трансфертов не превышали 200 000 руб., что является недостаточным для исполнения даже одного судебного постановления о предоставлении гражданам благоустроенного жилого помещения.
На неоднократные обращения администрации муниципального образования «Алексеевское» в адрес органов местного самоуправления «Красноборский муниципальный район» по вопросу выделения дополнительного финансирования на исполнение полномочий названного муниципального района по обеспечению проживающих на территории данного сельского поселения граждан благоустроенными жилыми помещениями, в том числе, во исполнение вступивших в законную силу судебных постановлений, администрацией муниципального образования «Красноборский муниципальный район» направлялись сообщения об отсутствии в принимаемом с учетом дефицита местном бюджете денежных средств на эти цели.
Муниципальное образование «Алексеевское» не является участником адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп, в связи с отсутствием на его территории муниципального жилищного фонда, признанного в установленном законом порядке аварийным до 1 января 2012 г.
Для решения проблемы расселения населения муниципального образования «Алексеевское» из ветхого и аварийного жилищного фонда администрация названного муниципального образования в 2014-2018 г.г. неоднократно обращалась в органы государственной власти Архангельской области с просьбой об оказании финансовой помощи на приобретение либо строительство жилых помещений, а также с заявками на участие в целевых программах Архангельской области, направленных на улучшение жилищных условий ее жителей. Вместе с тем, в предоставлении финансовой поддержки за счет средств бюджета Архангельской области было отказано в связи с отсутствием такой возможности, также неоднократно разъяснялись условия участия в реализуемых на территории Архангельской области целевых и инвестиционных программах.
Приведенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что принимаемые органами местного самоуправления для решения проблемы переселения жителей муниципального образования «Алексеевское» из аварийного и ветхого жилищного фонда не являются достаточными и в полной мере эффективными.
Оценивая меры, предпринимаемые в целях своевременного исполнения решения Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г., с точки зрения их достаточности и эффективности, обеспечения реальной возможности восстановления жилищных прав административного истца, за судебной защитой которых он обратился, суд приходит к следующему.
По сведениям администрации муниципального образования «Алексеевское» решение Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г. в списке аналогичных постановлений, находящихся на исполнении названного органа местного самоуправления, учтено под №, на его исполнение требуется 862,3 тыс. руб.
Карпова А.М. не обеспечена помещением маневренного жилищного фонда, ей не поступали предложения о заключении мирового соглашения с выплатой компенсации взамен предоставления жилого помещения в натуральной форме.
В ходе исполнения судебного постановления административному истцу предлагалось заключить договоры социального найма в отношении двух жилых помещений: комнаты площадью <данные изъяты> кв.м. и квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенных в благоустроенном многоквартирном жилом доме <адрес>. От этих предложений Карпова А.М. отказалась, так как предложенные ей жилые помещения по площади не соответствовали характеристикам, указанным в решении суда.
Судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства неоднократно направлял должнику требования об исполнении требований исполнительного документа к определенному сроку, руководитель должника неоднократно предупреждался об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Красноборскому району УФССП России по Архангельской области от 17 октября 2012 г. с должника взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> руб.; также должник неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несмотря на принимаемые в отношении должника меры принудительного исполнения, принятое в отношении административного истца судебное постановление до настоящего времени не исполнено.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Алексеевское» Козачек О.В. затруднился назвать конкретную дату исполнения решения Красноборского районного суда Архангельской области от 13 июля 2012 г., ссылаясь на недостаточность финансирования, выделяемого на цели расселения ветхого и аварийного жилья, расположенного на территории названного поселения.
Учитывая, что решением суда на администрацию муниципального образования «Алексеевское» возложена обязанность по предоставлению жилья во внеочередном порядке, то есть немедленно после его вынесения, принимая во внимание общую продолжительность исполнения этого судебного акта (более пяти с половиной лет), в течение которого должником не предпринято конкретных своевременных, достаточных и эффективных мер, обеспечивающих Карповой А.М. реальную возможность восстановить нарушенные жилищные права, суд приходит к выводу о возникновении у административного истца права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со вторым абзацем пункта 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» размер компенсации должен определяться судом в каждом случае индивидуально с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Оценивая последствия нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, их значимость для административного истца, суд исходит из следующего.
Из акта обследования помещения от 29 декабря 2012 г. № следует, что многоквартирный жилой дом <адрес> представляет собой жилой дом коридорного типа, введенный в эксплуатацию в 1979 г. Ввиду неравномерной осадки здания между брусьями наружных стен образовались щели, через которые с улицы в помещения зимой поступает холодный воздух, в связи с чем зимой в помещениях здания холодно, необходимый температурный режим не соблюдается. Несмотря на периодический ремонт, отопительные печи потрескались, вероятная причина – неравномерная осадка здания. Оконные и дверные проемы перекошены, оконные рамы опасно открывать, так как они могут развалиться. Электрическую проводку в жилых комнатах и на лестничных клетках эксплуатировать небезопасно, так как провода оголены, имеются скрутки.
По результатам обследования межведомственной комиссией рекомендовано расселить жильцов дома и снести здание.
Распоряжением администрации муниципального образования «Алексеевское» от 29 декабря 2012 г. №, принятым на основании заключения межведомственной комиссии от 29 декабря 2012 г. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Карпова А.М., <данные изъяты> года рождения, - одиноко проживающая пенсионерка, в ДД.ММ.ГГГГ. ей установлена <данные изъяты>. Доход административного истца составляют страховая пенсия по старости и социальные выплаты в <данные изъяты>. Сведений о наличии у Карповой А.М. иного пригодного для проживания жилого помещения на территории муниципального образования «Алексеевское» не представлено.
Суд отмечает, что Карпова А.М. выданный Красноборским районным судом Архангельской области 21 августа 2012 г. исполнительный документ предъявила к принудительному исполнению спустя месяц, неоднократно обращалась в органы государственной власти и местного самоуправления с заявлениями, направленными на побуждение должника исполнить решение суда.
Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного акта, недостаточность и неэффективность принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов по делам данной категории, мер, продолжительность нарушения и значимость его последствий для Карповой А.М., прибегнувшей к судебной защите своих жилищных прав, надеясь на справедливое судебное разбирательство и исполнение состоявшегося в ее пользу судебного постановления в разумный срок, поведение и имущественное положение сторон на протяжении всего периода исполнения судебного акта, обеспеченность административного истца в период исполнения судебного постановления иным благоустроенным жилым помещением, а также принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека и размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения, суд считает необходимым взыскать за счет средств бюджета муниципального образования «Алексеевское» в пользу Карповой А.М. компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 55 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.
Учитывая структуру органов местного самоуправления, предусмотренную статьей 4 устава муниципального образования «Алексеевское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Алексеевское» от 24.11.2005 № 10, руководствуясь Порядком исполнения судебных актов по искам к казне муниципального образования «Алексеевское», утвержденным распоряжением администрации муниципального образования «Алексеевское» от 30.06.2016 № 48-р, а также разъяснениями, данными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», суд приходит к выводу о том, что обязанность выплатить административному истцу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок надлежит возложить на администрацию муниципального образования «Алексеевское».
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что требование административного истца о присуждении компенсации признано судом обоснованным, а конкретный размер такой компенсации в силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» определяется судом, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу Карповой А.М. также подлежит взысканию уплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина в сумме 300 руб.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Карповой Анастасии Михайловны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования «Алексеевское» в лице администрации муниципального образования «Алексеевское» за счет средств местного бюджета в пользу Карповой Анастасии Михайловны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 55 000 (Пятидесяти пяти тысяч) рублей.
Взыскать с муниципального образования «Алексеевское» в лице администрации муниципального образования «Алексеевское» за счет средств местного бюджета в пользу Карповой Анастасии Михайловны расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Денежные средства подлежат перечислению на расчетный счет Карповой Анастасии Михайловны <данные изъяты>.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 22 июня 2018 г.
Судья Н.В. Лобанова