ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-561/2018 от 14.06.2018 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-561/2018 14 июня 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Рассошенко Н.П.

при секретаре Паламар А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 июня 2018 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что с 1989 года является нанимателем жилого помещения, состоящего из двух комнат в квартире по адресу: <...>, общей площадью 38,2 кв.м., жилой площадью 26,0 кв.м. В данном жилом помещении зарегистрированы его супруга ФИО1 и дочери ФИО2, ФИО3. Заключением межведомственной комиссии от 24 сентября 2014 года дом признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, непригодным для проживания, проведение капитального ремонта – экономически нецелесообразно. Решением Пинежского районного суда Архангельской области от 21 января 2015 года по делу № 2-8/2015 на администрацию муниципального образования «Карпогорское» возложена обязанность предоставить истцу на состав семьи из четырех человек по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение. В дальнейшем была произведена замена стороны ответчика на администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район». До настоящего времени решение суда не исполнено. Существенное затягивание сроков исполнения судебного решения имеет место по независящим от истца обстоятельствам, вследствие бездействия должника, у которого отсутствуют свободное муниципальное жилье, строящееся жилье и средства на строительство и приобретение жилья для граждан, что не является уважительной причиной для длительного неисполнения судебного решения. Администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» уклоняется от исполнения судебного решения. Истцу неоднократно предлагалось помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым к жилому помещению, – квартира <адрес>. ОСП по Пинежскому району Архангельской области также не исполняет надлежащим образом свои обязанности по исполнению судебного решения, неоднократно выносились постановления об окончании исполнительного производства, в связи с чем, истец обращался с соответствующими жалобами. Для восстановления нарушенного права истец обратился к ИП ФИО5, был заключен договор об оказании юридических услуг, в рамках которого был проведен анализ и правовая оценка возникшей ситуации, подготовка и составление административного искового заявления, подача документов в суд, представление интересов в суде. Стоимость услуг составила 10 000 рублей. Просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 300 000 рублей, государственную пошлину в возврат в размере 300 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 исковые требования поддержал.

Административный истец, представители административного ответчика Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», заинтересованных лиц администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», Отдела судебных приставов по Пинежскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что вступившим в законную силу 25 февраля 2015 года решением Пинежского районного суда Архангельской области от 21 января 2015 года по гражданскому делу № 2-8/2015 исковые требования ФИО4 удовлетворены. На администрацию муниципального образования «Карпогорское» возложена обязанность предоставить истцу на состав семьи из четырех человек, включая ФИО1, ФИО2, ФИО3, по договору социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение взамен непригодного для проживания, в виде отдельной квартиры, состоящей не менее чем из двух комнат, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого в данном населенном пункте, общей площадью не менее 38,2 кв.м., в том числе жилой – не менее 26 кв.м.

25 февраля 2015 года судом выдан исполнительный лист , который был представлен в ОСП по Пинежскому району УФССП России по Архангельской области.

01 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Пинежскому району на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства . Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Судебным приставом-исполнителем 25 ноября 2015 года и 26 февраля 2016 года выносились требования об окончании исполнительного производства, которые были отменены, исполнительное производство возобновлено. В настоящее время исполнительному производству присвоен № 4888/16/29041-ИП.

Определением суда от 22 июня 2016 года в исполнительном производстве по исполнению решения суда от 21 января 2015 года по гражданскому делу № 2-8/2015 произведена замена должника администрации муниципального образования «Карпогорское» на администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район».Постановлением судебного пристава-исполнителя от 08 декабря 2016 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок, который определением Пинежского районного суда Архангельской области от 06 февраля 2017 года уменьшен до 37 500 рублей.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились постановления о назначении нового срока исполнения (02 августа, 29 ноября 2016 года, в мае, 05 июня 2017 года), должник предупреждался о привлечении к административной или уголовной ответственности за невыполнение требований судебного пристава-исполнителя.

Судом также установлено, что до настоящего времени решение Пинежского районного суда Архангельской области от 21 января 2015 года по гражданскому делу № 2-8/2015 не исполнено, исполнительное производство судебным приставом-исполнителем ОСП по Пинежскому району не окончено.

С настоящим административным исковым заявлением ФИО4 обратился в Архангельский областной суд через Пинежский районный суд Архангельской области 23 апреля 2018 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку на момент обращения в суд решение суда не было исполнено.

Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 03 года 03 месяца 19 дней (со дня вступления решения суда в законную силу по день вынесения настоящего решения).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

В качестве причин, препятствующих администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» исполнить решение суда о предоставлении ФИО4 жилого помещения, указано, что в списке внеочередников на предоставление жилья по с. Карпогоры числится 9 семей, в том числе семья ФИО4 Полномочия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма Пинежский муниципальный район начал осуществлять с 01 января 2016 года. Исполнение судебных актов при отсутствии освобождаемого жилья по договорам социального найма возможно лишь путем предоставления жилого помещения по результатам строительства либо по результатам закупки жилья на вторичном рынке. Решениями о бюджете дефицит бюджета составил в 2016 году 1 098,8 тыс.руб., в 2017 году – 14 577,2 тыс.руб., в 2018 году – 15 870,2 тыс.руб. Примерно 10 % районного бюджета составляют налоговые и неналоговые доходы, 90 % - помощь областного и федерального бюджетов в виде субсидий, субвенций и дотаций на исполнение полномочий. В целях исполнения решений судов по предоставлению жилых помещений администрация муниципального образования «Пинежский район» обращалась за финансовой поддержкой к Губернатору Архангельской области, к депутатам Областного Собрания, но помощи получено не было. В ночь с 04 на 05 сентября 2017 года в с. Карпогоры полностью сгорел 16-квартирный жилой дом, в связи с чем, администрация обращалась к Губернатору Архангельской области с просьбой о финансовой помощи. Министерством строительства было предложено вступить в областную инвестиционную программу Архангельской области. В целях изготовления проекта на строительство двух 8-квартирных двухэтажных жилых домов в бюджете на 2018 год заложены бюджетные ассигнования в размере 1 631,2 тыс.руб. Утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. К полномочиям администрации относится только составление проекта бюджета. Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, делало бы невозможным решение органами местного самоуправления иных вопросов местного значения. В июне 2017 года администрация обращалась в Собрание депутатов МО «Пинежский район» с проектом решения о выделении денежных средств из бюджета на приобретение жилого помещения для исполнения решения суда, но представительным органом средства на приобретение жилого помещения в бюджете предусмотрены не были. Администрация неоднократно предлагала истцу единственную свободную квартиру, которая подходила под параметры решения суда. Однако ФИО4 отказывался от нее, мотивируя тем, что предлагаемая квартира не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Произведенный ремонт предлагаемой квартиры не дал ожидаемых результатов, так как по результатам проведенной экспертизы установлено непреодолимое препятствие – уровень шумоизоляции межквартирной стены предлагаемой квартиры частично не соответствует установленным нормам. Заявленные истцом требования фактически приводят к его неосновательному обогащению и нарушают баланс интересов не только муниципального образования «Пинежский район», но и населения муниципального образования, так как районный бюджет предназначен исключительно для решения вопросов местного значения. У административного истца имеется в собственности незавершенное строительство, в котором, судя по фотографиям (на окнах висят шторки, растет рассада помидоров, лежат дрова, стоит машина и т.д.), кто-то проживает, истец намеренно не вводит его в эксплуатацию. В адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2018 годы включены жилые дома, признанные аварийными до 01 января 2012 года. Жилой дом 5 по ул. Северной в с. Карпогоры признан аварийным в 2012 году и в программу не вошел. Администрацией принимаются исчерпывающие меры для исполнения судебного решения. Заявленный размер компенсации не отвечает принципам разумности и справедливости.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными и эффективными.

При таких обстоятельствах, ФИО4 имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Постановлением главы муниципального образования «Карпогорское» от 27 сентября 2012 года № 245а многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Судом установлено, что истцу во исполнение решения суда неоднократно с 2015 по 2017 годы предлагалось жилое помещение по адресу: <адрес> которое, как пояснил в судебном заседании представитель административного истца, заключением экспертов признано непригодным для проживания, что в свою очередь послужило основанием для отказа администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в феврале 2018 года от иска к ФИО4 о выселении из аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 15 мая 2018 года за истцом 09 декабря 2009 года на праве общей долевой собственности зарегистрирован объект незавершенного строительства по адресу: <адрес>, площадь застройки <данные изъяты> кв.м., степень готовности объекта % (доля в праве ).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 14 мая 2018 года за дочерью истца ФИО2 17 августа 2015 года на праве собственности зарегистрировано жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. За дочерью истца ФИО3 28 декабря 2017 года на праве собственности зарегистрировано жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым взыскать с Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО4 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.

Следовательно, взысканию с Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО4 подлежит государственная пошлина в возврат в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление ФИО4 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.

Взыскать с Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО4 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО4 , открытый в <данные изъяты>.

Взыскать с Комитета по финансам Администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» за счет средств местного бюджета в пользу ФИО4 государственную пошлину в возврат в сумме 300 рублей.

Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий Н.П.Рассошенко