ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-562/2021 от 14.09.2021 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-562/2021

УИД 76OS0000-01-2021-000412-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 14 сентября 2021 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сулеймановой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области о ликвидации регионального общественного объединения,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области (далее также Управление) обратилось с административным иском о ликвидации регионального общественного объединения - Ярославской общественной организации Спортивный клуб «Белый медведь» (далее также организация, общественная организация) и исключении записи о данном юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований административного иска Управление указало, что в январе 2021 года в отношении общественной организации проведена плановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ), Федерального закона «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) и Устава организации. В связи с этим, в адрес общественной организации Управлением внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства; установлен срок для устранения нарушений – до 1 мая 2021 года. В связи с неустранением нарушений в установленный срок, 13 мая 2021 года Управлением принято решение о приостановлении деятельности общественной организации до 1 июля 2021 года. До настоящего время выявленные нарушения организацией не устранены.

Таким образом, имеются установленные абзацем четвертым части первой статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ основания для ликвидации общественной организации.

В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, в письменном заявлении в адрес суда требования административного иска поддержал.

О времени и месте рассмотрения настоящего административного дела административный ответчик Ярославская общественная организация Спортивный клуб «Белый медведь», а также ее руководитель Чернов М.А. извещались судом соответственно по адресу организации и адресу места жительства руководителя, а также по иным известным адресам фактического местонахождения организации и руководителя.

Почтовые извещения о рассмотрении дела судом возвратились в связи с истечением срока их хранения в отделении почтовой связи, то есть за их получением организация и руководитель не явились.

Кроме того, информация о рассмотрении данного административного дела судом размещена Управлением на его официальном сайте.

Таким образом, суд полагает, что административный ответчик надлежащим образом извещен о рассмотрении настоящего административного дела, явку своего руководителя или иного представителя в судебное заседание не обеспечил, правовой позиции по административному иску в письменном виде не представил суду.

Исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что основания для удовлетворения требований административного иска имеются.

Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями Федерального закона № 82-ФЗ и Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также Федеральный закон № 129-ФЗ) Ярославская общественная организация Спортивный клуб «Белый медведь» зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области как некоммерческая организация 27 марта 2013 года, а также как юридическое лицо – соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 4 апреля 2013 года.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что в январе 2021 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области в отношении общественной организации проведена плановая документарная проверка.

Распоряжение о проведении проверки, содержащее, помимо прочего, перечень документов подлежащих представлению в Управление организацией направлен в ее адрес.

В нарушение указанного распоряжения, а также статьи 38 Федерального закона № 82-ФЗ организацией не представлены следующие документы:

- копии документов, подтверждающих полномочия органов организации (общего собрания членов, Президиума, Ревизионной комиссии организации);

- копии штатных расписаний и список лиц, работающих по трудовым договорам, сведения об использовании безвозмездного труда граждан;

- список членов организации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения; копии заявлений о приеме и исключении из членов организации, копии соответствующих решений органов управления;

- договоры (в том числе счета – фактуры, счета, акты выполненных работ);

- сведения о наличии и использовании имущества, находящегося в собственности, в аренде и на ином вещном праве у организации, с приложением копий правоустанавливающих документов, по адресу места нахождения организации;

- документы годовой и квартальной отчетности;

- бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6), пояснительная записка к ним, налоговые декларации;

- книги покупок и продаж;

- расчеты с подотчетными лицами и материальные отчеты с подтверждающими документами;

- кассовые книги с отчетами кассира и приложениями первичных документов;

- банковские документы по счетам, в том числе выписки из лицевых счетов, платежных поручений, сведений о счетах.

Кроме того, согласно абзацу второму статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

В ходе проверки установлены следующие нарушения законодательства и Устава в деятельности организации:

- за проверяемый период (с 1 января 2018 года по 1 января 2021 года) организацией не проводилось заседаний общего собрания (нарушение пункта 4.2 Устава);

- за проверяемый период не проводились заседания Президиума организации; после 25 февраля 2016 года Президиум организации не сформирован (нарушение пункта 4.3 Устава);

- за проверяемый период не проводилось проверок ревизионной комиссией (ревизором); после 25 февраля 2016 года состав ревизионной комиссии не сформирован (ревизор не переизбран) (нарушение пунктов 5.1, 5.2 Устава);

- решения общего собрания организации о переизбрании президента после 25 февраля 2016 года не представлено; представленный протокол учредительного собрания организации от 24 февраля 2019 года о продлении полномочий президента организации Чернова М.А. полномочий последнего не подтверждает, так как такой орган управления организации Уставом не предусмотрен (нарушение пункта 4.4 Устава);

- представленные внутренние документы организации (Инструкция о мерах пожарной безопасности, Правила внутреннего распорядка, Правила по технике безопасности) утверждены президентом организации, тогда как решение об утверждении внутренних документов организации отнесено к компетенции Президиума организации (нарушение пункта 4.3.1 Устава);

- единоличный исполнительный орган организации не сформирован, сведения о данном органе в Уставе организации отсутствуют (нарушение статьи 8 Федерального закона № 82-ФЗ);

- организация в исходящих документах, в сети Интернет, в печати использует символику (эмблему) в черно – белом и синем цвете – изображение в круге головы белого медведя, повернутой вправо, сверху надпись «клуб единоборств», снизу – «БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ», при этом описание символики (эмблемы) организации в ее Уставе отсутствует (нарушение статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ);

- эмблема организации, содержащаяся на бланках и в печати, содержит словосочетание «клуб единоборств», которое отсутствует в полном и сокращенном наименовании организации (нарушение статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ);

- организация не проинформировала Управление об изменении своего адреса: организация по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц не находится (нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ);

- организация осуществляет виды деятельности, не предусмотренные ее Уставом и не соответствующие ее целям: платное обучение детей и взрослых различным видам спортивных единоборств и боевых искусств, самообороне, правилам безопасного обращения с оружием, моржеванию, организация спортивно – оздоровительного лагеря «Белый медведь», оказание услуг по массажу (нарушение пунктов 2.1, 2.3 Устава, статьи 24 Федерального закона № 7-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 года N 731 "Об утверждении перечня организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания указанных правил и наличия соответствующих навыков", Приказа Минобрнауки России от 13.07.2017 года N 656 "Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления");

- согласно протоколу общего собрания организации от 15 января 2021 года членом организации является ФИО1 который не является учредителем организации, документов о принятии его в организацию не представлено (нарушение пункта 3.2 Устава);

- Президиумом организации не рассматривались вопросы об определении членских и иных имущественных взносов, такие взносы в проверяемый период не уплачивались (нарушение статьей 65.2, 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.1 Устава);

- организация в проверяемый период не исполняла обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества и не обеспечивала доступность ознакомления с указанным отчетом (нарушение статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ).

Исследованные судом материалы дела содержат доказательства приведенных нарушений.

Согласно статье 42 Федерального закона № 82-ФЗ в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения.

В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Из материалов дела следует, что в связи с установлением вышеприведенных нарушений по результатам проверки Управлением в адрес организации внесено представление об устранении данных нарушений в срок до 1 мая 2021 года. Представление направлено по адресу организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, по адресам фактического нахождения организации, которыми располагает Управление, а также по адресу электронной почты, и получено Черновым М.А. – президентом организации.

В связи с тем, что организацией представление не исполнено в установленный в нем срок, Управлением 13 мая 2021 года издано распоряжение № 245-р о приостановлении деятельности организации на срок до 1 июля 2021 года.

На 1 июля 2021 года и на момент вынесения настоящего решения судом выявленные нарушения организацией не устранены.

В соответствии с абзацем четвертым части 1 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ основанием ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Собранными по делу доказательствами факт неустраненения организацией нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, подтвержден.

В связи с этим, у суда имеются установленные вышеприведенными положениям Федерального закона № 82-ФЗ основания для принятия решения о ликвидации организации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области удовлетворить.

Ликвидировать Ярославскую общественную организацию Спортивный клуб «Белый медведь».

Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Ярославской общественной организации Спортивный клуб «Белый медведь».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2021 года