Дело № 3а – 563/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июля 2019 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Филипповой К.М.,
с участием представителя административного истца Зенкиной Н.А. – Каныгина О.Н., действующего на основании доверенности 20 мая 2019 года серии 64 АА № 2736066, представителя административного ответчика комитета по управлению имуществом Саратовской области – Юрьевой Ю.С., действующей на основании доверенности 13 февраля 2019 года № 728а,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зенкиной Натальи Александровны к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующим пункта 434 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, являющегося приложением к распоряжению комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области 30 ноября 2016 года № 1132-р,
установил:
комитет инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области распоряжением от 30 ноября 2016 года № 1132-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» (далее – Распоряжение № 1132-р) утвердил перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год (далее – Перечень).
В пункт 434 Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>.
Зенкина Н.А. обратилась в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании Распоряжения № 1132-р в названной части.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что данное нежилое здание не обладает предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьёй 1.1 Закона Саратовской области от 24 ноября 2003 года № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» (далее – Закон № 73-ЗСО) признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Полагает, что включение нежилого помещения в Перечень неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. Также считает, что положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на нее как физическое лицо.
В судебном заседании представитель Каныгин О.Н. поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика комитета по управлению имуществом Саратовской области возражал против удовлетворения административного иска. Указывал, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции с соблюдением процедуры, установленной законом, не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Административный истец Зенкина Н.А. и заинтересованное лицо межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Саратовской области извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно положениям статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Исходя из положений статей 15 и 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из положений пункта 2 статьи 11 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, физические лица, имеющие статус индивидуальных предпринимателей, являются плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего им на праве собственности имущества.
Объектами обложения налогом на имущество физических лиц являются, в том числе здание, строение, сооружение и помещение, расположенные в пределах муниципального образования (подпункт 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса перечень, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом освобождение индивидуальных предпринимателей, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, на указанные объекты не распространяется (пункт 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, Зенкина Н.А. с 13 января 2005 года зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Зенкина Н.А. с 04 июня 2014 года является собственником земельного участка и расположенного на нём нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> (листы дела № 26-28).
Таким образом, судом установлен факт применения в отношении административного истца Распоряжения № 1132-р в части включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (пункт 434).
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Понятие торгового центра (комплекса) и основания отнесения к нему отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанным положениям торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом № 73-ЗСО на территории Саратовской области установлен и введён в действие налог на имущество организаций.
Статьёй 1.1 Закона № 73-ЗСО предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1 000 квадратных метров и помещений в них; нежилых помещений общей площадью свыше 200 кв. метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Налоговая база, определенная как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, применяется в отношении вышеуказанного имущества, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, формируемый уполномоченным органом исполнительной власти области.
Пунктом 6 Постановления правительства Саратовской области от 29 августа 2016 года № 460-П «Вопросы комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области» к функциям Комитета отнесено определение на налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень), направление перечня в электронной форме в налоговый орган по Саратовской области, размещение перечня на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Пунктом 1 Постановления правительства Саратовской области от 06 октября 2017 года № 516-П «Вопросы министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области» установлено, что министерство является правопреемником комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области.
На основании пункта 1 постановления правительства Саратовской области от 23 мая 2018 года № 280-П «Вопросы комитета по управлению имуществом Саратовской области» правопреемником министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области по решениям, распоряжениям, а также заключенным договорам (соглашениям) в сфере имущественных и земельных отношений является комитет по управлению имуществом Саратовской области (далее – Комитет).
В судебном заседании установлено, что распоряжением комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год, в который включено нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, принадлежащее на праве собственности Зенкиной Н.А. (строка 434).
Распоряжение № 1132-р опубликовано на официальном сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.g-64.ru) 30 ноября 2016 года (лист
дела № 122).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения приведённых выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что Распоряжение № 1132-р принято уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры его принятия.
Как следует из материалов дела, Зенкина Н.А. является собственником нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>, на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешённым видом использования: для размещения объектов торговли.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, письмом заместителя директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области (листы дела № 126-128).
Согласно письму заместителя директора филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области от 05 июня 2019 года № 4157 сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 64:41:410942:45 с «для осуществления производственной деятельности» на «для размещения объектов торговли» внесены 29 декабря 2012 года на основании заявления Зенкиной Н.А. и по состоянию на 29 ноября 2017 года – день издания оспариваемого распоряжения и на настоящий момент вид разрешённого использования земельного участка значится: «для размещения объектов торговли».
Названный вид использования земельного участка предусматривает размещение торговых объектов (код 4.2 классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540).
Учитывая, что, принадлежащее административному истцу нежилое здание, расположено на земельном участке, видом разрешённого использования которого предусмотрено размещение объектов торговли (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу, что принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости, обладает признаками, предусмотренными подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона № 73-ЗСО, дающими основание для включения объекта в оспариваемый Перечень.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принадлежащий административному истцу на праве собственности объект недвижимости, обладает признаками, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона № 73-ЗСО, дающими основание для включения объекта в оспариваемый Перечень в качестве торгового центра (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, распоряжение комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области распоряжением от 30 ноября 2016 года № 1132-р «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в части пункта 434 приложения принято уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие, и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта Конституции Российской Федерации и основным началам законодательства о налогах и сборах, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 1259-О нормативно-правовое регулирование в сфере налогов и сборов относится к компетенции законодателя, который обладает достаточно широкой дискрецией в выборе конкретных направлений и содержания налоговой политики, самостоятельно решает вопрос о целесообразности налогообложения тех или иных экономических объектов, руководствуясь при этом конституционными принципами регулирования экономических отношений. Налоговые нормы, содержащиеся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учётом такого показателя, как кадастровая стоимость. Такое регулирование является нормативной основой как для исполнения субъектами Российской Федерации полномочия по формированию указанного перечня объектов недвижимого имущества, так и для надлежащего исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога, и не может расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Необоснованными являются доводы административного иска о том, что статья 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть применена в отношении имущества физических лиц, основаны на неправильном толковании налогового законодательства и сделаны без учёта положений пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании такого нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания пункта 434 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, являющегося приложением к распоряжению комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р недействующим, и считает требования Зенкиной Н.А. не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Зенкиной Натальи Александровны к комитету по управлению имуществом Саратовской области о признании недействующим пункта 434 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, являющегося приложением к распоряжению комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бугаева