Дело №3а-565/2016
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть
г.Нижний Новгород 12 августа 2016 года
Нижегородский областной суд
в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.
при секретаре судебного заседания Макарычевой К.В.
при участии прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области
ФИО1
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации к Избирательной комиссии Нижегородской области о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 28 июля 2016 года № «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Нижегородским областным отделением Политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России»,
с участием представителя избирательного объединения Нижегородское региональное отделение Политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации по доверенности ФИО11, представителей Избирательной комиссии Нижегородской области по доверенности ФИО6 и ФИО7, представителя избирательного объединения Нижегородское областное отделение Политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России по доверенности ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
Избирательное объединение Нижегородское региональное отделение Политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации (далее по тексту – НРО ПП КПРФ) обратилось в Нижегородский областной суд к Избирательной комиссии Нижегородской области с указанным иском.
В обоснование своих требований административный истец указал, что
Постановление Избирательной комиссии Нижегородской области от 28 июля 2016 года № «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Нижегородским областным отделением политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России» (далее по тексту - НОО ПП«Коммунисты России») принято незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1.2 статьи 42 Закона Нижегородской области от 25.11.2005 № 187-3 (ред. от 31.05.2016) "О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области»(далее по тексту Закон области - №187-З) уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации областного списка кандидатов, первый финансовый отчет.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 67 Закона области № 187-З избирательные объединения обязаны вести учет поступления и расходования средств своих избирательных фондов. Избирательные объединения представляют в избирательную комиссию Нижегородской области свои финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательного фонда избирательного объединения со следующей периодичностью: первый финансовый отчет - одновременно с иными документами, необходимыми для регистрации областного списка кандидатов. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета. Первый финансовый отчет избирательного объединения, в том числе, включает в себя первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда избирательного объединения.
Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения считается представленным при представлении всех указанных в ч.2 с. 67 Закона области
№ 187-З документов.
Избирательным объединением НРО ПП Коммунисты России для регистрации своего областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва в Избирательную комиссию Нижегородской области представлен первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда избирательного объединения, являющийся неотделимой частью первого финансового отчета.
В нарушение ч.2 ст. 67 Закона области № 187-З вышеуказанный первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда избирательного объединения не содержит сведений по состоянию на какую дату он составлен. Данная графа, в установленной форме, не заполнена. Указана только дата подписи первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда избирательного объединения.
Первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда избирательного объединения НРО ПП Коммунисты России не содержит сведений об оплате за счет средств избирательного фонда избирательного объединения изготовления подписных листов.
В разделе 3.1 «На организацию сбора подписей избирателей» первого финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда избирательного объединения стоит значение «0,00».
Таким образом, первый финансовый отчет, представленный избирательным объединением НРО ПП Коммунисты России не содержит в себе сведений, предусмотренных Законом области №187-3.
К первому финансовому отчету НРО ПП Коммунисты России представлена распечатка движения денежных средств, заверенная печатью ПАО Сбербанк. Вместе с тем, НРО ПП Коммунисты России не представлена, в нарушение ч.2
ст. 67 Закона области № 187-3 справка об остатке средств фонда на дату отчета, выданная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России".
Административный истец считает, что указанные нарушения Закона области №187-З заинтересованным лицом, являлись основанием для отказа в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Избирательной комиссией Нижегородской области на основании п.2.3ч.9 ст. 44 Закона области №187-З.
Представитель административного истца ФИО11 поддержал доводы искового заявления, просил его удовлетворить в полном объеме.
Представители Избирательной комиссии Нижегородской области ФИО6 и ФИО7 возражали против удовлетворения требований административного истца, доводы возражений изложили в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица ФИО8 также возражала против удовлетворения заявленных требований и в письменном отзыве привела соответствующие мотивы.
Прокурор ФИО9, участвующий в рассмотрении дела, в своем заключении указал, что административное исковое заявление Нижегородского регионального отделения Политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы административного искового заявления административного истца и возражения административного ответчика и заинтересованного лица, заслушав их представителей и прокурора, суд не находит оснований для удовлетворения требований НРО ПП КПРФ по следующим мотивам.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) избирательные объединения, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии.
В соответствии с п.7 ст. 20, Главой 24 КАС РФ, дела о нарушении избирательных прав относятся к подсудности областного суда.
Срок обращения в суд с заявлением об отмене постановления о регистрации списка кандидатов в депутаты, установленный ч.3 ст.92 и ч.4 ст.240 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 июня 2016 года № 2230-V «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 25 июля 2016 года № 132/2090 - 5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Нижегородским Региональным отделением Политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации.
Постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 28 июля 2016 года № 133/2116 - 5 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Нижегородским областным отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России»
В соответствии с п. 2 ч.9 ст. 44 Закона области № 187-3 основаниями отказа в регистрации списка кандидатов являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с федеральным законом настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов).
Согласно ч.1.2 ст. 42 Закона области №187-3 уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в соответствующую избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации областного списка кандидатов, первый финансовый отчет.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.67 Закона области №187-З; кандидатом, избирательным объединением в Избирательную комиссию Нижегородской области представляется: первый финансовый отчет - одновременно с иными документами необходимыми для регистрации кандидата, областного списка кандидатов. Е отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета. Первый финансовый отчет кандидата избирательного объединения включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонд; кандидата, избирательного объединения; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справка об остатке средств фонда на дату отчета выданная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" (при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата избирательного объединения, заверенная филиалом публичного акционерной общества "Сбербанк России" (а при его отсутствии - другой кредитное организацией, в которой избирательным объединением открыт специальный избирательный счет для формирования своего избирательного фонда). Первый финансовый отчет кандидата, избирательного объединения считаете представленным при представлении всех указанных документов.
В соответствии с ч.4 ст.39 Закона области №187-3 подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда соответствующего избирательного объединения.
Как следует из материалов, представленных Избирательной комиссией Нижегородской области, НОО ПП «Коммунисты России» представлены все, документы, предусмотренные п.1.2 ст. 67 Закона области №187-З, что зафиксировано в Подтверждении о получении документов от 20.07.2016 года, представленных для регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области, выдвинутого избирательным объединением НОО ПП «Коммунисты России».
В соответствии с Инструкцией о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрание Нижегородской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссией Нижегородской области от 17.06.2016 года № 123/1932-5 избирательным объединением НОО ПП «Коммунисты России» 20.07.2016 года в 18-00 часов представлен в эту избирательную комиссию:
-первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда, избирательного объединения от 19.07.2016 года;
-учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда избирательного объединения от 19.07.2016 года;
-копия договора банковского счета от 28.06.201? год* №, на основании которого открыт специальные избирательный счет избирательного объединения;
-копия Приложения к договору специального избирательного счет* избирательного объединения от 28.06.2016 года №;
-дополнительное соглашение к договору банковского счета от 28.06.2016 года №;
-выписка из лицевого счета за период с 28.06.2016 по 18.07.2016 года;
-квитанция № от 28.06.2016 года;
-квитанция № от 28.06.2016 года;
-банковский ордер № от 29.06.2016 года;
-платежное поручение № от 29.06.2016 года;
-счет на оплату № от 27.06.2016 года;
На основании исследования и оценки представленных суду доказательств в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд установил, что действительно на первом листе первого финансового отчета отсутствует указание на дату, на которую этот отчет представлен.
Однако, НРО ПП «Коммунисты России» воспользовалось своим правом, предусмотренным ст.п.1.1.ст.38 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2012 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(далее по тексту Федеральный закон №67-ФЗ) и соответственно п.1.1. ст. 44 Закона области №187-З и 25 июля 2016 года представило через своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам уточнения, согласно которым первый финансовый отчет составлен на дату 18 июля 2016 года.
Изменения в первый финансовый отчет внесены НРО ПП Коммунисты России за три дня до принятия решения о регистрации списка кандидатов в депутаты этого избирательного объединения.
Доводы представителя НРО ПП КПРФ о том, что уточнение приято Избирательной комиссией Нижегородской области «задним» числом являются предположениями и не основаны на материалах дела.
В ходе судебного заседания судом были сопоставлены подлинный экземпляр уточнения, представленный Избирательной комиссией Нижегородской области и экземпляр этого же документа, представленным НРО ПП Коммунисты России, на которых проставлена одна и та же дата 25.07.2016 и указан один и тот же входящий №.
Своим правом представить в избирательную комиссию документы. Соответствующие требованиям Закона области №187-З избирательное объединение НРО ПП Коммунисты России воспользовалось дважды. Так 20 июля 2016 года НРО ПП Коммунисты России на основании заявления заменили список кандидатов в депутаты, выдвинутых НРО ПП Коммунисты России в Законодательное Собрание Нижегородской области шестого созыва, в связи с допущенной технической ошибкой. Это обстоятельство известно представителю НРО ПП КПРФ и он его не отрицал.
Представитель НРО ПП КПРФ предположил, что у административного истца, возможно имеются какие-то документы, которые зарегистрированы Избирательной комиссией Нижегородской области позже чем 25.07.2015 года, но их входящий порядковый номер меньше, чем входящий порядковый номер на заявлении об уточнении сведений НРО ПП Коммунисты России. Сообщить суду, какой это документ и когда он был подан НРО ПП КПРФ в Избирательную комиссию Нижегородской области представитель НРО ПП КПРФ суду сообщить не смог, в связи с чем ему было отказано судом в объявлении перерыва в судебном заседании для поиска этого неизвестного ему документа.
В первом финансовом отчете НРО ПП Коммунисты России в пунктах 3.1.и 3.1.1 проставлено «0.00», что свидетельствует об отсутствии расходов на сбор подписей избирателей, включая оплату, труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей.
Суд считает, что довод НРО ПП КПРФ о том, что п.3.1 первого финансового отчета должен содержать указания на суммы потраченные из избирательного фонда на изготовление подписных листов является необоснованным, поскольку указанный пункт предполагает расходы именно на сбор подписей избирателей. В эти расходы могут входить не только оплата труда сборщиков подписей, но и другая организационно-техническая работа по организации сбора подписей, например, информирование избирателей о месте и времени сбора подписей в поддержку избирательного объединения.
Согласно п.7 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ избирательное объединение, могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Следовательно, оплата сбора подписей сборщиком может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе.
Поэтому избирательное объединение может нести расходы на сбор подписей избирателей, а может и не нести таких расходов.
Пунктом 5 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Как следует из первого финансового отчета НРО ПП Коммунисты России в п.3.8 отражены расходы избирательного объединения в сумме 5 760 рублей на оплату иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании. Эта сумма соответствует сумме, указанной в счете на оплату №59 от 27.06.2016 года и в платежном поручении №1 от 29.06.2016 года на оплату изготовления подписных листов в количестве 3 200 штук ООО «Арсенал АТМ».
Таким образом, оплата изготовления подписных листов НРО ПП Коммунисты России произведена из средств избирательного фонда избирательного объединения НРО ПП Коммунисты России, находящихся на специальном избирательном счете этого избирательного объединения.
Указание в п.3.8 первого финансового отчета суммы расходов на изготовление подписных листов не противоречит положениям Инструкции о порядке формирования и расходование денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрание Нижегородской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 17.06.2016 года № и соответствует требования п. 5 ст. 37 Федерального закона №67-ФЗ.
Довод административного истца о том, что НРО ПП Коммунисты России не выполнили требования п.1 ч.2 ст. 67 Закона области №187-З в части не представления в Избирательную комиссию Нижегородской области справки об остатке средств фонда на дату отчета выданной филиалом ПАО "Сбербанк России" (при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет) также, по мнению суда, является неубедительным и необоснованным.
Как следует из материалов дела НРО ПП Коммунисты России представили в Избирательную комиссию Нижегородской области выписку из счета избирательного фонда, выданную Сбербанком России, подтверждающую движение средств избирательного фонда НРО ПП Коммунисты России по состоянию с 28.06 по 18.07.2016 года, которая содержит указания не только на оплату расходов избирательного объединения, но и остаток денежных средств, находящихся на этом специальном избирательном счете. Копия выписки, имеющаяся в материалах дела, соответствует её подлиннику.
Согласно Инструкции о порядке формирования и расходование денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрание Нижегородской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Нижегородской области от 17.06.2016 года №, избирательное объединение к первому финансовому отчету представляет справку (выписку по расчетному счету) об остатке средств фонда на дату отчета, выданную кредитной организацией, в которой открыт счет.
Суд не может согласиться с доводом представителя административного истца о том, что в избирательную комиссию должен быть представлен документ только в виде справки.
Согласно п.7 ст.59 Федерального закона №67-ФЗ кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума также по требованию кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрен вид документа, который кредитная организация представляет избирательному объединению для подтверждения поступления, расходования и остатка его денежных средств на счете.
Поскольку в соответствии с ч.3.ст.1 Федерального закона №67-ФЗ федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, то положения Инструкции о порядке формирования и расходование денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов Законодательного Собрание Нижегородской области, утвержденной постановлением Избирательной комиссией Нижегородской области от 17.06.2016 года №, в части указания на представление вместе с первым финансовым отчетом справки (выписки по расчетному счету) об остатке средств избирательного фонда на счете, не противоречит ни федеральному законодательству, ни Закону области №187-З, поскольку дополнительно разъясняет порядок выполнения требований п.1 части 2 ст.67 Закона области №187-З.
При таких обстоятельствах, судом не установлено оснований предусмотренных п. 2 ч.9 ст. 44 Закона области № 187-3 " для отказа в регистрации списка кандидатов.
Суд признал необоснованным и отказал в удовлетворении ходатайства представителю НРО ПП КПРФ в истребовании дополнительно из Избирательной комиссии Нижегородской области подписных листов, представленных НРО ПП Коммунисты России для регистрации списка, в целях их проверки для последующего изменения оснований требований административного искового заявления. При этом суд руководствовался тем, что срок рассмотрения настоящего дела составляет пять дней со дня поступления заявления, а ходатайство, являющееся по своей сути дополнением к административному исковому заявлению не оформлено административным истцом в соответствии с требованиями ст.124-125 КАС РФ.
В ходе судебного разбирательства дела при обсуждении с участниками процесса ходатайства представителя административного истца, судом было установлено, что в состав Избирательной комиссии Нижегородской области входит представитель НРО ПП КПРФ с правом решающего голоса, представитель этого же избирательного объединения с правом совещательного голоса, наблюдатели, которые принимали участие в работе комиссии. В Избирательной комиссии Нижегородской области созданы семь рабочих групп по проверке подписных листов, одну из которых возглавляет член избирательной комиссии от НРО ПП КПРФ с правом решающего голоса. Доказательств того, что избирательному объединению НРО ПП КПРФ и членам комиссии от этого избирательного объединения не были представлены для ознакомления подписные листы НРО ПП Коммунисты России, представителем административного истца не доказано.
Кроме того, его доводы о том, что в подписных листах НРО ПП Коммунисты России имеются недостоверные и недействительные подписи избирателей носят предположительных характер, поскольку представителем административного истца при заявлении ходатайства не было сделано ссылки ни на один номер подписного листа, ни на одну строку в каком-либо подписном листе, ни на фамилию какого-либо избирателя. Доводы представителя НРО ПП КПРФ относительно подписных листов заинтересованного лица носят предположительный характер и являются неубедительными. Такое процессуальное поведение административного истца расценено судом как злоупотребление процессуальным правом.
Суд не может признать убедительными и обоснованными требования административного истца по приведенным выше мотивам, а также основываясь на оценке собранных по делу доказательствах в соответствии со ст.84 КАС РФ.
Доводы административного искового заявления НРО ПП КПРФ в полной мере опровергнуты материалами настоящего дела.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п.24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Оснований для отмены Постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 28 июля 2016 года № «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Нижегородским областным отделением Политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России судом не установлено.
В соответствии с ч 2 ст.244 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 244 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Избирательному объединению Нижегородское региональное отделение Политической партии Коммунистическая Партия Российской Федерации в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии Нижегородской области о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Нижегородской области от 28 июля 2016 года № «О регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва, выдвинутого Нижегородским областным отделением Политической партии Коммунистическая Партия Коммунисты России», - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию – Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 (пяти) дней со дня его принятия через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда В.В.Самарцева
Решение изготовлено в окончательной форме 13 августа 2016 года
Судья областного суда В.В.Самарцева