ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-569/17 от 30.11.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-569/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Никулиной И.А.,

при секретаре Шарафиеве П.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«30» ноября 2017 года

дело по административному исковому заявлению Клингерта Р. С. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Клингерт Р.С. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства в размере, равном их рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что он является собственником объектов капитального строительства:

нежилого здания с кадастровым номером , с наименованием: заправка ГСМ, количеством этажей – 1, общей площадью 47,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровой стоимостью 850 729,62 рублей;

нежилого здания с кадастровым номером наименованием: картофелехранилище, количеством этажей – 1, общей площадью 646,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 11 671 793,64 рублей;

нежилого здания с кадастровым номером , наименованием: дом скотника, количеством этажей – 1, общей площадью 264,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 4 779 258,12 рублей;

нежилого здания с кадастровым номером наименованием: коровник, количеством этажей – 1, общей площадью 1797,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 32 463 192,06 рублей;

нежилого здания с кадастровым номером , наименованием: ц/у склад запасных частей, количеством этажей – 1, общей площадью 1 136,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> с кадастровой стоимостью 20 533 108, 96 рублей.

Между тем рыночная стоимость данных объектов капитального строительства значительно ниже их кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом оценщика №КС-23-2017 от 25 августа 2017г., согласно которому на дату оценки 08 февраля 2012г. рыночная стоимость объекта с кадастровым номером составляет 1 373 000 рублей; с кадастровым номером - 118 000 рублей;

С кадастровым номером – 1 963 000 рублей; с кадастровым номером – 4 232 000 рублей.

Рыночная стоимость объекта с кадастровым номером на дату оценки 15 февраля 2012 года составляет 1 295 000 рублей.

В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и обязанность оплаты налога на имущество физических лиц в экономически необоснованном размере, просит установить кадастровую стоимость объектов капитального строительства с кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости.

Клингерт Р.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Его представитель Кокин М.Ю., действующий на основании доверенности, требования поддержал.

ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, КУГИ Кемеровской области, Коллегия Администрации Кемеровской области, а также администрация Промышленновского городского поселения и администрация Промышленновского муниципального района своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Управление Росреестра по Кемеровской области представило письменные возражения, указывая на то, что не является административным ответчиком по делу, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области в письменном отзыве указал, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Администрация Промышленновского муниципального района просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Частью 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 года, с изм. от 05 июля 2016 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Как следует из материалов дела, Клингерт Р.С. является собственником:

нежилого здания с кадастровым номером , с наименованием: заправка ГСМ, количеством этажей – 1, общей площадью 47,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.29-31);

нежилого здания с кадастровым номером , наименованием: картофелехранилище, количеством этажей – 1, общей площадью 646,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.32-34);

нежилого здания с кадастровым номером наименованием: дом скотника, количеством этажей – 1, общей площадью 264,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.35-38);

нежилого здания с кадастровым номером наименованием: коровник, количеством этажей – 1, общей площадью 1797,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.39-41);

нежилого здания с кадастровым номером наименованием: ц/у склад запасных частей, количеством этажей – 1, общей площадью 1 136,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.42-44).

Из выписок из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости года видно, что объекты капитального строительства с кадастровыми номерами поставлены на государственный кадастровый учет 08 февраля 2012 года (л.д.29-40).

Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости года также усматривается, что объект капитального строительства с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 15 февраля 2012 года (л.д.41-44).

Согласно выпискам из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 16 сентября 2013 года, определенная по состоянию на 08 февраля 2012 года, 15 февраля 2012 года (для объекта ), составляет:

– 11 671 793,64 рублей;

- 850 729,62 рублей;

– 4 779 258,12 рублей;

– 32 463 192,06 рублей;

– 20 533 108, 96 рублей.

Поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объекта капитального строительства, являющегося плательщиком налога на имущество, размер которого определяется от кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч.1 ст.401, ч. 1, 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ), он вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объектов капитального строительства их рыночной стоимости.

В суд с настоящим заявлением административный истец обратился 25 октября 2017 года (л.д.11).

Из представленного административным истцом отчета №КС-23-2017 от 25 августа 2017г. об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, подготовленного независимым оценщиком Локтевым П.В., следует, что рыночная стоимость спорных объектов капитального строительства составила:

с кадастровым номером - 118 000 рублей;

с кадастровым номером – 1 373 000 рублей;

с кадастровым номером 1 963 000 рублей;

с кадастровым номером – 4 232 000 рублей;

с кадастровым номером – 1 295 000 рублей (л.д.45-118).

Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика №КС-23-2017 от 25 августа 2017г., определившего рыночную стоимость каждого спорного объекта капитального строительства по состоянию на 08 февраля 2012 года и на 15 февраля 2012 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 г. № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области по состоянию на 02 июня 2011 года.

Поскольку включение в государственный кадастр недвижимости сведений о спорных объектах капитального строительства произошло после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости при проведении указанной государственной кадастровой оценки, кадастровая стоимость указанных объектов капитального строительства была определена заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на основе указанных результатов.

Сведения о кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами которую оспаривает административный истец, были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 16 сентября 2013 года в соответствии с п. 2.11 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 18.03.2011 № 113 путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.01.2012 № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области», на площадь данных объектов.

Датой определения кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимости является дата его постановки на кадастровый учет.

Следовательно, в соответствии с положениями ст.24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» датой определения кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства следует считать дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости, т.е. 08 февраля 2012 года и 15 февраля 2012 года, что и отражено в выписках из ЕГРН, и на эти даты должна быть установлена их рыночная стоимость.

Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорных объектов капитального строительства - 08 февраля 2012 года и 15 февраля 2012 года, соответствуют датам, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость.

Административными ответчиками, в том числе Коллегией Администрации Кемеровской области – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта.

Отчет оценщика о рыночной стоимости объекта капитального строительства, содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта капитального строительства, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость каждого объекта капитального строительства определена по затратному подходу методом сравнительной единицы, по сравнительному подходу методом сравнения продаж. Для целей определения итоговой величины рыночной стоимости оценщик использовал метод присвоения удельных весов. Для оценки каждого спорного объекта капитального строительства сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, в отчете приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах каждого объекта оценки, а также выводы оценщика при согласовании результатов расчета рыночной стоимости объектов оценки. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика и требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта капитального строительства, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость спорных объектов капитального строительства, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объектов капитального строительства.

Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорных объектов капитального строительства является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости каждого объекта капитального строительства на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства их рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость каждого объекта капитального строительства ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении права административного истца на оплату налога на имущество в экономически обоснованном размере, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости спорных объектов капитального строительства в размере его рыночной стоимости.

Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области о необоснованном привлечении их к участию в деле не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку противоречат требованиям части 4 статьи 38, части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (пункт 7).

Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах требования Клингерта Р. С. подлежат удовлетворению.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, подлежат применению с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2017 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Клингерта Р. С. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером , с наименованием: заправка ГСМ, количеством этажей – 1, общей площадью 47,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 118 000 рублей, определенной по состоянию на 08 февраля 2012 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером , наименованием: картофелехранилище, количеством этажей – 1, общей площадью 646,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 1 373 000 рублей, определенной по состоянию на 08 февраля 2012 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства нежилого здания с кадастровым номером , наименованием: дом скотника, количеством этажей – 1, общей площадью 264,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 963 000 рублей, определенной по состоянию на 08 февраля 2012 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером , наименованием: коровник, количеством этажей – 1, общей площадью 1797,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 4 232 000 рублей, определенной по состоянию на 08 февраля 2012 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области.

Установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером , наименованием: ц/у склад запасных частей, количеством этажей – 1, общей площадью 1 136,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 1 295 000 рублей, определенной по состоянию на 15 февраля 2012 года, на период с 01 января 2017 года и до даты проведения очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области.

Дата обращения Клингерта Р. С. в суд с настоящим административным исковым заявлением – 25 октября 2017 года, которую следует считать датой обращения за пересмотром кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Кемеровского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05 декабря 2017 года.

Председательствующий: Никулина И.А.