Дело № 3а-569/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 04 июня 2020 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малининой Е.С.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края – Вохмяниной Ю.М.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Чайковская текстильная компания» - ФИО1, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чайковская текстильная компания»о признании недействующими в части постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» и постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
у с т а н о в и л:
Правительство Пермского края постановлением от 25 ноября 2017 г. № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Постановление № 944-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год.
Указанное Постановление № 944-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 30.11.2017, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - № 48, 04.12.2017 года, вступило в силу с 01 января 2018 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утверждённый Постановлением № 944-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 1). В указанный Перечень 1 под номером 2068 включено здание, с кадастровым номером **, распложенное по адресу: ****.
Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - постановление № 756-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» (далее – Закон Пермского края № 141-ПК), постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Указанное постановление № 756-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30.11.2018, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» 03 декабря 2018 года № 47, вступило в силу с 01 января 2019 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, утверждённый Постановлением № 756-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 2). В указанный Перечень 2 под номером 1571 включено здание, с кадастровым номером **, распложенное по адресу: ****.
Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года №874-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее по тексту также - Постановление № 874-п) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 г. № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год.
Указанное Постановление № 874-п опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.12.2019, а также в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» - №48, 09.12.2019 года, вступило в силу с 01 января 2020 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённый Постановлением № 874-п, содержит в себе Таблицу 1 – перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее по тексту также – Перечень 3). В указанный Перечень 3 под номером 3485 включено здание, с кадастровым номером **, распложенное по адресу: ****.
Общество с ограниченной ответственностью «Чайковская текстильная компания» (далее по тексту также – ООО «Чайковская текстильная компания», Общество, административный истец), являясь собственником вышеуказанного Здания, обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 2068 Перечня 1, пункта 1571 Перечня 2, пункта 3485 перечня 3.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение их в Перечни противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края № 141-ПК, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат действующим законам, нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал, в своих пояснениях изложил позицию, указанную в административном исковом заявлении, пояснениях.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края в судебное заседание не явился, административный ответчик надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее представителем административного ответчика М. представлены письменные возражения на административный иск (том 1 л.д. 129-132), из которых следует, что Правительство Пермского края заявленные требования не признает, полагает, что имелись основания для включения Зданий в Перечни в соответствии с их использованием.
Заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей заявленные требования обоснованными, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края № 944-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год. В пункт 2068 указанного Перечня включено принадлежащее административному истцу ФИО2.
Постановлением Правительства Пермского края № 756-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год. В пункт 1571 указанного Перечня включено принадлежащее административному истцу Здание.
Постановлением Правительства Пермского края № 874-п «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. В пункт 3485 указанного Перечня включено принадлежащее административному истцу Здание.
Постановление № 944-п, постановление № 756-п и постановление № 874-п изданы в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, опубликовано на официальном сайте, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 11, 16 Закона Пермского края от 07.09.2007 № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 05.10.2007 № 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10.04.2009 № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Проверяя порядок принятия, обнародования оспариваемых нормативных правовых актов, суд нарушений не установил, акты приняты в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, что признается административным истцом.
Из материалов административного дела следует, что административный истец является собственником объекта недвижимого имущества – нежилого здания административно-лабораторного корпуса, общей площадью 5903,7 кв.м., с кадастровым номером **, расположенного по адресу: пермский край, ****, что подтверждается представленными в материалы дела копией свидетельства о государственной регистрации права собственности и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости и зарегистрированных правах (том 1 л.д. 13, 16-19).
Вышеуказанное Здание включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 № 944-п под пунктом 2068.
Здание включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29.11.2018 № 756-п под пунктом 1571.
Здание включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 № 874-п под пунктом 3485.
Возражая против удовлетворения административного искового заявления, представитель административного ответчика указывал в письменном отзыве на то, что спорный объект недвижимого имущества включен в оспариваемые нормативные правовые акты, утвердившие Перечень 1 (на 2018 год) и Перечень 2 (на 2019 год) на основании сведений о предназначении Здания, а в оспариваемый истцом нормативный правовой акт, утвердивший Перечень 3 (на 2020 год) – на основании акта обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них от 22 октября 2019 года, согласно которым было установлено, что свыше 20 % площади спорного объекта фактически используется под размещение офисных объектов и объектов общественного питания, что, по мнению административного ответчика, являлось достаточным основанием для включения Здания в Перечень 3 имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Из представленных административным ответчиком в материалы дела документов, пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что в 2017 году и в 2018 году обследования на предмет установления фактического использования Здания, уполномоченным органом не проводилось.
Между тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика, которые были поддержаны его представителем в ходе рассмотрения дела по существу.
Согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу требований п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из системного толкования приведенных выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: 1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах) и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края; 2) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 1000 кв. метров в городских округах (свыше 300 кв. метров в муниципальных районах); 3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные жилые помещения.
Статьей 2 Закона Пермского края № 141-ПК (в ред. Закона Пермского края от 05.11.2019 N 458-ПК) налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края;
2) нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в здании превышает 300 кв. метров;
3) жилых домов, квартир, комнат по истечении одного года со дня ввода в эксплуатацию жилого дома, многоквартирного дома, в котором расположены указанные квартиры, комнаты.
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 указанной статьи, определяется Правительством Пермского края.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 16.10.2015 N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" (далее – Порядок).
Объект общественного питания - здание (строение, сооружение) или часть здания (строения, сооружения), в которых оказываются услуги общественного питания, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для оказания услуг общественного питания (п. 1.4.7 Порядка).
Согласно п. 1.5 Порядка, фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, признается использование не менее 20 процентов общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 5 Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, исполнительный орган государственной власти Пермского края, уполномоченный на формирование перечня объектов недвижимого имущества, создает комиссию по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества, утверждает положение о Комиссии и ее состав.
Согласно пункту 8 Порядка в целях формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования, уполномоченный орган запрашивает у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края и иных организаций, а также у собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества следующие документы: копии документов технического учета (инвентаризации) объекта недвижимого имущества; кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества; кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении объекта недвижимого имущества и земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества; копии договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования на объект недвижимого имущества или его часть.
В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения (п. 3.4 Порядка).
Материалы фото- и (или) видеосъемки и проведенных измерений объекта недвижимого имущества являются неотъемлемой частью акта обследования (пункт 17 Порядка).
При этом мероприятие по определению вида фактического использования проводится в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению к настоящему Порядку (п. 3.1 Порядка).
Акт обследования подписывается должностными лицами и членами Комиссии, участвовавшими в проведении обследования объекта недвижимого имущества (пункт 16 Порядка).
Правительство Пермского края, возлагая на Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, одновременно устанавливает требования, обязательные к соблюдению всеми должностными лицами данного Министерства.
Частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного ответчика возложена обязанность доказать соответствие оспариваемых пунктов постановлений № 944-п, № 756-п, № 874-п нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и представить относимые, допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие наличие оснований для включения Зданий в Перечень 1 на 2018 год, в Перечень 2 на 2019 год и в Перечень 3 на 2020 год.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Пермского края обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу Здания в оспариваемые Перечни, в том числе: в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), а также предназначения для использования или фактического использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
По смыслу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, соответствуют предусмотренному пунктом 4.1 Приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 виду разрешенного использования – размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, и пунктом 4.6 - в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
Представитель административного ответчика пояснила, что при определении основания включения спорного объекта в Перечни, назначение земельного участка на котором расположено Здание, не учитывалось.
Из материалов дела следует, что здание с кадастровым номером - **, расположено по адресу: **** на земельном участке с кадастровым номером: **, находящимся во владении административного истца на основании договора аренды ** от 05 июня 2012 года, заключенном административным истцом с администрацией Чайковского муниципального района (л.д. 16-19, 20-26, 66-68, 69, 70). Для указанного земельного участка вид разрешенного использования установлен как «земельные участки промышленных предприятий», вид разрешенного использования земельного участка в период 2017-2019 годов не изменялся.
Таким образом, Здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также объектов общественного питания.
В связи с изложенным вопрос о включении Здания в Перечни должен был разрешаться с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на назначение Здания - для размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры не менее 20 процентов общей площади административного здания.
Из объяснений представителя административного ответчика, заинтересованного лица, следует, что Здание было включено в Перечни 1 и 2 по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с предназначением, установленным на основании наименования объекта недвижимости – «административно-лабораторный корпус», осмотр указанного Здания, помещений в нем на предмет их фактического использования при подготовке проектов Перечня 1 и Перечня 2 уполномоченным органом - Министерством по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, не проводился.
Спорное Здание в Перечень 3 включено согласно акту обследования фактического использования здания, т.е. по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В акте обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 22 октября 2019 года отражено, что 10-этажное здание с кадастровым номером ** общей площадью 5903,7 кв.м., распложено по адресу: ****. В ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования Здания выявлено, что 1225,29 кв.м. Здания используется в административных целях и 92,4 кв.м. в целях общественного питания под столовую, что составляет 33,88 % от общей площади здания (том 1 л.д. 91-93, фототаблица к акту – том 1 л.д. 94-123).
Вместе с тем, по документам технического учета невозможно сделать вывод о предназначении здания как офисного либо в целях общественного питания.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером – **, является – десятиэтажным нежилым зданием административно-лабораторного корпуса площадью 5903,7 кв.м. (том 1 л.д. 16-19). Как следует из описания объекта недвижимости в техническом паспорте, составленном по состоянию на 21 сентября 2017 года Чайковским филиалом Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастрового учета пермского края» в Здании имеются помещения следующего назначения:
по 1 этажу: 8 помещений – 8,1 кв.м., 17,7 кв.м., 18,2 кв.м, 17,6 кв.м., 74,8 кв.м., 12,9 кв.м. 7,2 кв.м., 19,2 кв.м., 2 кладовых - 3,2 кв.м., 10,5 кв.м., 12 санузлов, 3 лестничных марша, теплопункт – 24,3 кв.м., 3 кабинета – по 11,6 кв.м. каждый, 5 коридоров – 13,5 кв.м, 6,5 кв.м.,5,8 кв.м., 14,4 кв.м., 19,0 кв.м., холл – 94,0 в.м., тамбур – 10,3 кв.м.;
по 2 этажу: 5 помещений – 48,4 кв.м., 14,4 кв.м., 238,4 кв.м.,86,3 кв.м., 26,6 кв.м., 18,7 кв.м., 2 кладовых – 7,8 кв.м, 1,7 кв.м., 6 санузлов – 1,2 кв.м. 2,8 кв.м, 1,2 кв.м., 2,7 кв.м., 4,1 кв.м., 2 летничных марша – 19,1 кв.м, 20,1 кв.м., 3 коридора – 7,2 кв.м., 24,3 кв.м., 14,0 кв.м., лифтовая холла – 25,0 кв.м.;
по 3 этажу – 4 помещения – 89,2 кв.м, 99,5 кв.м, 72,8 кв.м., 13,5 кв.м., 2 санузла – 3,9 кв.м., 2,1 кв.м., кладовая – 1,7 кв.м., 2 лестничных марша – 19,1 кв.м., 20,1 кв.м., 4 кабинета – 38,8 кв.м., 37,5 кв.м., 24,8 кв.м.,11,9 кв.м.,2 вентиляционные камеры – 5,8 кв.м., 30,7 кв.м., лифтовая холла – 25,0 кв.м., 2 коридора – 12,2 кв.м., 5,2 кв.м., зал – 89,2 кв.м.;
по 4 этажу – 2 помещения – 519,3 кв.м., 18,3 кв.м., 2 лестничных марша – 19,1 кв.м., 20,1 кв.м., коридор – 14,1 кв.м., лифтовая холла – 25,0 кв.м.;
по 5 этажу – 6 кабинетов – 35,2 кв.м, 10,7 кв.м., 17,2 кв.м., 93,7 кв.м., 23,5 кв.м.. 11,1 кв.м., 2 помещения – 8,0 кв.м., 18,3 кв.м., кладовая – 1,7 кв.м., 6 санузлов – 5,5 кв.м., 1,2 кв.м., 3,0 кв.м., 1,2 кв.м., 2,7 кв.м., 4,1 кв.м., 2 коридора – 7,2 кв.м., 14,1 кв.м.. 2 лестничных марша – 19,1 кв.м., 20,1 кв.м., холл – 267,8 кв.м., лифотовая холла – 25,0 кв.м.;
по 6 этажу – 11 кабинетов – 29,4 кв.м.м, 16,5 кв.м., 34,2 кв.м., 34,8 кв.м., 53,8 кв.м., 28,0 кв.м., 25,6 кв.м., 23,7 кв.м., 26,7 кв.м., 23,2 кв.м., 26,6 кв.м., шкаф 0 0,5 кв.м., 3 помещения – 6,5 кв.м., 13,8 кв.м., 26,0 кв.м., 4 санузла – 12,3 кв.м.. 3,0 кв.м., 3,5 кв.м., 7,4 кв.м., 2 лестничнх марша – 19,1 кв.м., 20,1 кв.м., 4 коридора – 5,4 кв.м.. 28,8 кв.м., 61,2 кв.м., 18,7 кв.м., щитовая – 1,3 кв.м., лифтовая холла – 25,0 кв.м.;
по 7 этажу – 7 кабинетов – 33,5 кв.м., 11,2 кв.м.. 13,6 кв.м., 22,1 кв.м., 23,7 кв.м., 13,2 кв.м., 35,0 кв.м., 2 шкафа – 0,4 кв.м., 0,5 кв.м., 3 помещения – 9,0 кв.м.. 11,2 кв.м., 15,4 кв.м., 2 коридора – 2,0 кв.м., 14,0 кв.м., 4 санузла – 5,5 кв.м., 4,3 кв.м., 6,3 кв.м., 5,3 кв.м., 3 холла – 59,3 кв.м., 96,6 кв.м.. 96,8 кв.м, 2 лестничных марша – 19,1 кв.м., 20,1 кв.м., лифтовая холла – 25,0 кв.м.;
по 8 этажу – 17 кабинетов – 14,0 кв.м.. 11,4 кв.м.. 18,5 кв.м., 19,1 кв.м., 38,0 кв.м., 36,3 кв.м., 26,6 кв.м.,18,4 кв.м., 16,2 кв.м., 13,4 кв.м., 19,2 кв.м., 36,1 кв.м., 11,5 кв.м., 22,8 кв.м., 23,4 кв.м., 24,0 кв.м., 23,5 кв.м., 6 коридоров – 11,0 кв.м., 22,6 кв.м., 19,2 кв.м., 60,0 кв.м., 4 санузла – 10,3 кв.м., 8,2 кв.м.. 9,3 кв.м.. 7,5 кв.м., 2 лестничных марша – 20,1 кв.м.. 19,1 кв.м., помещение – 8,0 кв.м., лифтовая холла – 25,0 кв.м.;
по 9 этажу – 13 кабинетов – 26,2 кв.м., 16,9 кв.м., 39,1 кв.м.. 17,4 кв.м., 17,2 кв.м., 13,4 кв.м., 25,4 кв.м.. 10,4 кв.м.. 13,0 кв.м.. 23,6 кв.м., 23,8 кв.м., 23,6 кв.м., 23,1 кв.м., 4 коридора – 10,0 кв.м., 30,0 кв.м.. 18,7 кв.м.. 60,5 кв.м., 2 санузла – 11,2 кв.м., 8,3 кв.м., зал – 104,5 кв.м.. 2 лестничных марша – 20,1 кв.м., 19,1 кв.м.. лифтовая холла – 25,0 кв.м.;
подвал – 7 складов – 13,8 кв.м.,18,8 кв.м., 12,1 кв.м., 12,7 кв.м., 13,0 кв.м., 20,4 кв.м., 12,0 кв.м., щитовая – 8,9 кв.м., слесарная – 9,0 кв.м., 9 помещений – 38,9 кв.м., 8,5 кв.м., 36,6 кв.м., 18,9 кв.м., 18,2 кв.м., 17,2 кв.м., 17,2 кв.м., 40,2 кв.м., 10,7 кв.м., 6 коридоров – 12,5 кв.м., 25,5 кв.м.. 15, кв.м., 31,4 кв.м..31,4 кв.м.,10,2 кв.м., 2 насосных – 37,1 кв.м., 23,7 кв.м., 3 санузла – 10,1 кв.м.. 8,3 кв.м., 7,8 кв.м., тамбур – 4,0 кв.м., лестничный марш – 17,5 кв.м., лифтовая холла – 25,0 кв.м.
Содержание акта от 22 октября 2018 года свидетельствует о том, что в отношении всех спорных зданий административным ответчиком установлено использование свыше 20% от общей площади каждого объекта в целях размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
По смыслу положений глав 30, 39 Гражданского кодекса РФ, а также исходя из положений Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, правоотношения в сфере оказания услуг и розничной купли-продажи направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работ или услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом, оказание таких услуг должно носить публичный характер и быть доступно для каждого потребителя.
В соответствии с техническим паспортом, в Здании отсутствуют помещения, из наименования которых следовало бы их использовании в целях общественного питания. Представитель административного истца в судебном заседании не оспаривал то обстоятельство, что часть помещений в Здании предназначены для обеспечения питанием работников предприятия.
В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером **, на котором расположено спорное Здание с кадастровым номером **, является огороженной территорией, на которой осуществляется производственная профессиональная деятельность ООО «Чайковская текстильная компания» и доступ на нее неограниченного круга лиц не возможен.
Таким образом, Здание, принадлежащее административному истцу, используется не в целях самостоятельного извлечения прибыли административным истцом, а составляет инфраструктуру предприятия, функционально неотделимо от него, обеспечивает потребности сотрудников, доступ в указанное здание ограничен.
Представленный в материалы дела акт фактического использования Здания с кадастровым номером ** от 22 октября 2019 года, не содержит доказательств, свидетельствующих о том, что Здание на момент его обследования использовались для оказания услуг общественного питания, иной коммерческой деятельности не связанной с производственной деятельностью истца. Приложенные фотоматериалы к актам данного обстоятельства не подтверждают, по сути, они составлены без выяснения сведений о том, кому именно предоставляет услуги столовая, в связи с чем акт обследования Здания от 22 октября 2019 года допустимым и достоверным доказательством, свидетельствующим о размещении в Здании объекта общественного питания, применительно к правовому режиму, установленному положениями ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, признан быть не может.
Таким образом, использование спорного Здания административным истцом, не отвечает критериям установленным ГОСТ 31985-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения, ГОСТ 30389-2013 Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. Как указывалось выше, доступ к данному объекту имеют только работники истца и лица в установленном порядке допущенные на закрытую территорию предприятия через Контрольно-пропускной пункт, что не оспаривалось представителем административного ответчика в ходе рассмотрения дела по существу.
Из объяснений представителя истца следует, что данное задание используется собственником – ООО «Чайковская текстильная компания» в соответствии с назначением, для размещения персонала действующего предприятия, все помещения используются только собственником, доступ посторонних ли в здание ограничен, помещения административного назначения носят вспомогательный характер и направлены на обеспечение деятельности предприятия как единого производственного комплекса.
Изучив представленные доказательства в совокупности, суд учитывает, что административные помещения «кабинеты» в спорном здании не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей офисной инфраструктуре, поскольку термин «кабинет» равным по значению с термином «офис» не является, помещения отраженные в экспликации как кабинеты - предназначены для организации производственной деятельности, размещения сотрудников административного истца.
Иных доказательств в обоснование соответствия Здания условиям, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, Правительством Пермского края не представлено.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено Здание, не предусматривает размещение офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях в материалах дела не имеется, отнесение такого Здания к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), по признакам, установленным положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества возлагается на Правительство Пермского края, принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании недействующим пункта 2068 Перечня 1, пункта 1571 Перечня 2 и пункта 3485 Перечня 3, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019 и 2020 годы) суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела, представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По смыслу главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
В связи с тем, что заявленные административным истцом требования судом удовлетворены, расходы, понесенные административным истцом по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением от 17 декабря 2019 года № 20223.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Чайковская текстильная компания» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 2068 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2017 года № 944-п «Об определении на 2018 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня принятия пункт 1571 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29.11.2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Признать недействующим со дня принятия пункт 3485 таблицы 1 - Перечня зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, приложения к постановлению Правительства Пермского края от 28.11.2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Чайковская текстильная компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в четвертый Апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 18 июня 2020 года.
Судья: подпись