№ 3а-56/2017
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 ноября 2017 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Пушаевой А.А., с участием прокурора Крылова Д.И., представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «ТНС энерго Карелия» о признании постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 июля 2017г. № 45 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия» недействующим,
установил:
Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее–регулирующий орган, Госкомитет) 31 июля 2017 г. принято постановление № 45 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия» (опубликовано в газете «Карелия» от 03 августа 2017 г.).
Данным постановлением установлена сбытовая надбавка гарантирующему поставщику электрической энергии на период с 01 августа по 31 декабря 2017 г.
Административный истец считает, что административным ответчиком при принятии постановления нарушены права и законные интересы акционерного общества «ТНС энерго Карелия» (далее – Общество) в части возмещения расходов, связанных с осуществлением регулируемого вида деятельности в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии, в связи с пересмотром и уменьшением установленных на период с августа по декабрь 2017 г. сбытовых надбавок и коэффициента параметров деятельности гарантирующего поставщика.
Общество просит суд признать не действующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 июля 2017г. № 45 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия», поскольку оно противоречит ст. 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п.2, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала исковые требования, по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, с административным иском не согласилась, поскольку постановление Комитет принял во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России), который для них является обязательным.
Представитель ФАС России в суд не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав объяснения явившихся лиц, показания свидетеля ФИО3, заключение прокурора Крылова Д.И., полагавшего требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы административного и тарифного дел, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 ст.213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).
Во исполнение п.1 ст.23 Федерального закона № 35-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
Постановлением Правительства Республики Карелия от 01 ноября 2010 г. №232-П утверждено Положение о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, в соответствии с п.1 которого Госкомитет является органом государственной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов, в том числе на электрическую энергию.
Статьями 1, 4 Закона Республики Карелия от 04 июля 2012 г. № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлены органы, принимающие в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, в том числе, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Карелия, - иные государственные органы, а также виды этих актов, принимаемых, в том числе иными государственными органами.
Нормативные правовые акты иных государственных органов принимаются в виде постановлений, положений, приказов, правил, инструкций, что предусмотрено Указом Главы Республики Карелия от 29 июля 2014 г. № 64 «О порядке издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Карелия и требованиях, предъявляемых к их проектам».
Постановление № 45 опубликовано в газете «Карелия» от 03 августа 2017 г.
Таким образом, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам № 45 принято полномочным органом, в пределах своей компетенции, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликовано в официальном периодическом издании.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации (ч.ч.1, 5 ст.23 Федерального закона № 35-ФЗ).
Судом установлено, что Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, осуществляет энергоснабжение потребителей, приобретая электрическую энергию с оптового и розничного рынка электроэнергии.
Как гарантирующему поставщику Обществу постановлением Государственного комитета Республика Карелия по ценам и тарифам от 26 декабря 2016 г. № 238 были установлены сбытовые надбавки на период с 01 января по 31 декабря 2017 г.
В период финансового года постановлением Госкомитета № 45 на период с 01 августа по 31 декабря 2017 г. сбытовые надбавки Обществу изменены (уменьшены).
Основанием для пересмотра сбытовых надбавок послужил приказ Федеральной антимонопольной службы России от 14 июля 2017 г., которым предписано Госкомитету отменить с 01 августа 2017 г. постановление Госкомитета от 26 декабря 2016 г. № 238, а также установить и ввести в действие с 01 августа 2017 г. сбытовую надбавку для Общества.
Процедура подготовки и принятия актов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней устанавливается в соответствии с п.21 Правил государственного регулирования ФСТ России, утвердившей приказом от 28 марта 2013г. №313-э регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Приказом Госкомитета от 24 июня 2011 г. №195 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, газового и энергетического хозяйства.
Оспариваемое постановление принято на заседании Правления Госкомитета, о чем составлен протокол № 35 от 31 июля 2017 г.
Во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы и по итогам заседания Правления Госкомитета принято оспариваемое постановление.
В соответствии с п.2 Основ ценообразования периодом регулирования является период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы).
В силу п.7 ст.23.1 Федерального закона № 35-ФЗ решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, в случаях выявления нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы); принятия в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемую деятельность, вследствие выдачи органом государственного контроля (надзора) предписания с указанием о необходимости обращения в уполномоченный орган власти для внесения изменений в инвестиционную программу в соответствии с Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Таких оснований для пересмотра ранее принятой сбытовой надбавки в ходе рассмотрения дела не установлено.
Госкомитет основывает правомерность принятого им нормативного правового акта на положениях п.7 Основ ценообразования, который предусматривает, что регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Основанием для отмены ранее принятого постановления послужил приказ ФАС России от 14 июля 2017 г. №934/17, исполнение которого Госкомитет посчитал обязательным.
Вместе с тем, оценивая действия Госкомитета на соответствие требованиям действующего законодательства в совокупности с принятым приказом ФАС России, суд отмечает следующее.
Предметом изучения ФАС России явилось заключение экспертной группы Госкомитета по предложению гарантирующего поставщика электрической энергии АО «ТНС энерго Карелия» и протокол заседания правления Госкомитета от 26 декабря 2016 г. № 237, основанием для принятия приказа послужила оценка ФАС России заключения Госкомитета. Материалы тарифного дела ФАС России не изучались. При этом в приказе отсутствует вывод о превышении Госкомитетом полномочий при установлении сбытовой надбавки, Госкомитет признан нарушившим законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в части непринятия мер по исключению из расчета регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике экономически необоснованных расходов, а также учете в указанных тарифах расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена. Из содержания приказа ФАС России следует, что Госкомитетом допущена не полнота выводов регулятора в отношении экономической обоснованности затрат, включенных в необходимую валовую выручку (далее – НВВ) Общества.
Вместе с тем, Госкомитет при повторном определении состава расходов, включаемых в НВВ, дав оценку их экономической обоснованности, исключил из НВВ часть расходов, указав на отсутствие их экономической целесообразности, что привело к изменению (уменьшению) величины сбытовой надбавки в оспариваемом постановлении за период с августа по декабрь 2017 г.
В частности, из НВВ Госкомитет при повторном рассмотрении исключил экономически обоснованные расходы гарантирующего поставщика по следующим статьям: материалы (Основные средства до 40 тыс. рублей); оплата информационных услуг, расходы на командировку и представительские расходы; расходы на подготовку кадров, расходы на рекламу, услуги по управлению, расходы из прибыли на выплаты социального характера. Однако указанные статьи были включены в состав НВВ в соответствии с заключением экспертизы, выполненной ООО «ТОРИ-Аудит» при принятии постановления Госкомитета от 26 декабря 2016 г. №238.
Вопреки доводам административного ответчика суд отмечает, что приказ ФАС России не возлагает на Госкомитет обязанность, безусловно, исключить из НВВ расходы, относительно которых им указано на отсутствие экономического обоснования. Также приказ не содержит предписания об установлении конкретного уровня сбытовой надбавки или необходимости принятия или исключения из НВВ тех или иных расходов.
Госкомитетом не представлено доказательств необходимости и обоснованности проведения повторной экспертизы, выполненной сотрудниками Госкомитета и отказ дополнить заключение экспертной группы с подробным описанием оценки экономической обоснованности расходов Общества по регулируемому виду деятельности, с приведением экономического и правового обоснования своих выводов.
Суд с учетом фактических обстоятельств дела приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление нарушает права, свободы и законные интересы административного истца в связи с досрочной отменой сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии (до истечения периода регулирования) и установления с 01 августа 2017 г. новых сбытовых надбавок с учетом исключения расходов Госкомитетом как экономически необоснованных без исследования документов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям ст.23, п.7 ст.23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п.п.2, 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
В силу п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти Республики Карелия - газете «Карелия».
Административный истец при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 4500 рублей.
В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы, в том числе по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск акционерного общества «ТНС энерго Карелия» удовлетворить.
Признать не действующим постановление Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 31 июля 2017 г. №45 «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии акционерного общества «ТНС энерго Карелия»» со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти в газете «Карелия».
Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам в пользу акционерного общества «ТНС энерго Карелия» судебные расходы в сумме 4500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 07 ноября 2017 г.