ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-56/18 от 15.02.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № За-56/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 15 февраля 2018 года

Санкт-Петербургский городской суд в составе: судьи Леонтьева С.А.,

с участием прокурора Соловьевой В.В., при секретаре Михайловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «КЛАСС» о признании п. 42 Приложения к Приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга № 463 от 30 декабря 2014 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год» недействующим в части включения здания с кадастровым № 78:7501А:0:15 в указанный перечень,

УСТАНОВИЛ:

Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт- Петербурга № 463 от 30 декабря 2014 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год» определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, согласно Приложения.

Пунктом № 42 указанного Приложения в перечень включено принадлежащее административному истцу здание по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 118 а, литер «Ж» (л.д. 132 т. 1).

Полагая, что данное здание включено в Перечень необоснованно, административный истец просит признать п.42 Приложения, утвержденного Приказом в части включения здания в Перечень недействующим с момента издания, указывая, что здание не соответствует критериям, предъявляемым статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» к имуществу организаций, в отношении которых налоговая база по налогу определяется как кадастровая стоимость.

Представитель административного истца заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика просил в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на не соблюдение истцом порядка подачи жалобы, регламентированного Постановлением № 737, на предоставление в материалы дела доказательств, подтверждающих использование объекта как административно-делового, что соответствует критериям для включения в Перечень.

Изучив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, выслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Соловьевой В.В., полагавшей требования подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» налог на имущество организаций введен в Санкт- Петербурге.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пунктом 2 статьи 372, пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, и законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы таких объектов.

В соответствии со статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003

№ 684-96 «О налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость отнесены нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 3000 кв. метров, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 - го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год утвержден приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 463.

В силу пункта 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и (или) предназначенное для использования или фактически используемое в таких целях.

Согласно вышеприведенным нормам Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения указанных объектов.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 № 737.

Согласно п. 2 Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (до 26.01.2016 - Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга).

Порядок предусматривает последовательность действий органа

исполнительной власти субъекта Российской Федерации по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а именно: - подготовку на основе данных государственного кадастра недвижимости и (или) технического учета (инвентаризации) перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию; - размещение данного перечня на официальном сайте КИО в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» не позднее, чем за пять дней до даты начала проведения обследования таких объектов; - обследование объектов, указанных в перечне, в ходе которого осуществляется фотосъемка и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и (или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении; - подготовку проектов решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; - размещение проектов указанных решений на официальном сайте КИО в сети «Интернет» в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду; - рассмотрение заявлений собственников (правообладателей) о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий; - принятие решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и размещение указанного решения на официальном сайте КИО в сети «Интернет».Как следует из материалов дела, Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержден Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - КЗРиЗ) от 30.12.2014 года № 463, размещен на сайте КИО Санкт-Петербурга в сети «Интернет» 21.12.2015 года, т.е. до начала соответствующего налогового периода, что соответствует Приказу Федеральной налоговой службы России от 28.11.2014 и пункту 8 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец ссылается на то, что объект недвижимого имущества включен в оспариваемый перечень необоснованно, поскольку здание по адресу : набережная Обводного канала, дом 118а литер «Ж» используется как производственное, а в торгово-офисных целях используется менее 20% общей площади, в связи с чем объект не подпадает под критерии и требования, предъявляемые статьей 378.2 Налогового кодекса РФ и ст.1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.1 1.2003 № 684-96 « О налоге на имущество организаций».

В обоснование своей правовой позиции административным истцом представлены: решение №48 комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке от 08.04.2016 №48; отчет от 25.12.2015 № 023-15/4/Н об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 118а, литер «Ж», содержащий фотоматериалы внутренних помещений зданий в качестве подтверждения фактического использования здания как производственного, акт обследования объекта недвижимого имущества от 23.08.2016, где указано, что здание является производственно-складским корпусом с административно- управленческими помещениями, видом использования -размещения промышленных объектов.

Представленные доказательства с объективностью подтверждают обоснованность правовой позиции административного истца.

К доводам административного ответчика о том, что обследование здания было проведено 28.08.2014 года с составлением акта, по результатам которого установлен основной вид фактического использования объекта - административное здание, суд относится критически, так как проверка фактического использования помещений спорного объекта проведена без соблюдения требований нормативного правового акта Порядка, утвержденного Постановлением 11равительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014г. № 737.

Представленные административным ответчиком акты обследования объекта недвижимого имущества от 28.08.2014 года и 17.08.2015 года (т.2 л.д.247,248) и приложенные фотографии не могут быть признаны достоверными доказательствами, поскольку в актах отсутствуют подписи лиц, в чем присутствии составлен акт; заинтересованное лицо отсутствовало при составлении акта. Таким образом, составленный документ суд подвергает сомнению. Фотографии внешних фрагментов зданий не позволяют сделать какой-либо вывод об использовании помещений, о том по каким признакам определен вид фактического использования объекта, не отражают нахождение в здании организаций, которые фактически используют помещения в здании в целях делового, административного и коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания, не позволяют определить площадь используемых для этой цели помещений. При этом, как следует из приложенных фотографий, фотосъемка производилась 27.05.2014 года, в то время, как акт составлялся в августе 2014 года. Кроме того, акт обследования от 17.08.2015 года признан ненадлежащим доказательством вступившим в законную силу решением Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2016 года по делу №3а- 170Y2016 об исключении указанного здания из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год.

Таким образом, суд полагает, что представленные документы не могут подтверждать условия, позволяющие включить объект в соответствующий Перечень и не являются доказательством, подтверждающим фактическое использование не менее 20 процентов помещений в здании в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и ( или) объектов бытового обслуживания.

Установленные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что объект не обладает признаками объекта налогообложения, определенными ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 « О налоге на имущество организаций» и отвечает условиям, позволяющим включить его в соответствующий Перечень, что является основанием для признания недействующим пункта 42 Приложения к Приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 № 463 « Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год» в части включения в перечень здания под кадастровым № 78:7501 А:0:15 по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 118а, литер «Ж».

Не является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления довод представителя административного ответчика о том, что административным истцом не соблюден предусмотренный п. 3.3. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 года №737, порядок обжалования результатов определения вида фактического использования - в течение 5 рабочих дней с момента размещения в сети «Интернет» собственник вправе обратиться с заявлением о пересмотре результатов определения вида фактического использования здания. Как обоснованно указано представителем административного истца, обследование здания истца ответчиком фактически не проводилось, следовательно, у него (истца) не имелось оснований для подачи заявления о пересмотре соответствующих результатов. При этом, названный Порядок изначально был нарушен самим административным ответчиком.

Ссылки представителя административного ответчика на то обстоятельство, что доказательства, подтверждающие позицию административного истца (отчет об оценке, решение Комиссии, акт обследования недвижимого имущества) созданы после принятия оспариваемого акта, также не является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку надлежащих доказательств обоснованности включения здания в Перечень административным ответчиком не представлено.

В силу положений статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований и признании не действующим акта со дня его принятия или иной определенной судом даты.

В данном случае, суд полагает, что отсутствуют основания определения иной даты признания акта недействующим так как в оспариваемой части нормативный правовой акт принят с нарушениями действующего законодательства и изначально не подлежал применению к административному истцу, в связи с чем он подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ООО « КЛАСС» к административному ответчику Комитету имущественных отношений Санкт- Петербурга о признании недействующим пункта 42 Приложения к Приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга 30.12.2014 № 463 « Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год» - удовлетворить.

Признать недействующим пункт 42 Приложения к Приказу КЗРиЗ №463 от 30.12.2014 « Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год» в части включения в перечень здания с кадастровым № 78:7501 А:0:15 по адресу: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, дом 118а, литер «Ж» со дня принятия.

Сообщение о данном решении подлежит официальному опубликованию после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федеарции в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.

 С.А.Леонтьев