СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело N 3а-56/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2020 г. г. Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,
при секретаре Казанковой К.О.,
с участием прокурора Воронина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими пунктов 910, 911, 954, 957, 959 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 года № 799 «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
установил:
30 ноября 2018 года приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент) № 799 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определен на 2019 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Приказ опубликован на официальном сайте Департамента 14 декабря 2018 года.
В пункт 910 перечня объектов на 2019 год включен административно-бытовой корпус с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...
в пункт 911 перечня объектов на 2019 год включено административное здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: ...
в пункт 954 перечня объектов на 2019 год включена открытая стоянка с кадастровым номером №, расположенная по адресу: ...
в пункт 957 перечня объектов на 2019 год включен профилакторий с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ...
в пункт 959 перечня объектов на 2019 год включено здание авторемонтной мастерской с кадастровым номером №, расположенное по адресу: ...
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечня с момента их принятия, поскольку они противоречат статье 378.2 Налогового кодека Российской Федерации (далее – НК РФ) и незаконно возлагают на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в его собственности находятся земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: ... с видом разрешенного использования «производство строительных материалов», в пределах которых находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты капитального строительства, используемые под производство: административно-бытовой корпус с кадастровым номером №, где находятся помещения для работников завода (раздевалки, душевые, туалеты, комнаты отдыха, подсобные помещения, столовая площадью 70,7 кв.м, что составляет 8,5% общей площади здания); административное здание с кадастровым номером №, используемое для работников завода и состоящее из кабинетов (в здании находится магазин площадью 73,8 кв. м, что составляет 5,6% общей площади здания); профилакторий с кадастровым номером №, состоящий из помещений для работников завода, в которых производятся сварные работы для изделия из железобетона; здание авторемонтной мастерской с кадастровым номером №, в котором находятся помещения для работников завода, где производят изделия из железобетона. Открытая стоянка с кадастровым номером № снята с кадастрового учета. Указанные объекты недвижимости не предназначены и фактически не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В ЕГРН содержались ошибочные сведения о размещении спорных объектов недвижимости на не принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером №, имеющем вид разрешенного использования – земельные участки магазинов. После проведения в 2019 г. кадастровых работ по уточнению места расположения границ, названных объектов недвижимости на земельном участке, техническая ошибка была устранена, и все они стали значиться расположенными в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
На обращение ФИО3 в Департамент с просьбой исключить спорные объекты из Перечня, был получен отказ.
В письменных возражениях относительно административных исковых требований Департамент административный иск не признал, ссылаясь на то, что процедура включения в Перечень объектов недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемого акта была соблюдена. Объекты недвижимости с кадастровыми номерами № расположены на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования «земельные участки магазинов». Поскольку магазины направлены на осуществление предпринимательской деятельности и имеют коммерческое назначение, а спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, данные объекты недвижимости правомерно были включены в оспариваемый Перечень. Кроме того, уточнение места положения границ спорных объектов недвижимости на земельном участке имело место после принятия оспариваемого нормативного правового акта.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 – ФИО4 заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица – Управления Росреестра по Смоленской области ФИО6 относительно возможности удовлетворения административного иска полагалась на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица – филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области ФИО7 по вопросу разрешения заявленных требований также полагалась на усмотрение суда.
Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 № 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).
В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте заместитель Губернатора Смоленской области - начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.
В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Оспариваемый Перечень по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.
Приказ Департамента от 30 ноября 2018 года № 799 опубликован на официальном сайте Департамента 14 декабря 2018 года.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом – Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Вместе с тем, суд не может согласиться с правомерностью включения вышеперечисленных объектов недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемого истцом Перечня, объектами налогообложения для российских организаций признавалось недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего кодекса.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Статья 378.2 НК РФ регламентирует особенности определения налоговой базы из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 указанной статьи административно-деловым или торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктами 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
На территории Смоленской области в налоговом периоде 2019 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018 г. № 574 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО3 является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: ... с видом разрешенного использования «производство строительных материалов» (т. 1 л.д. 31-40).
В пределах данных земельных участков расположены принадлежащие ФИО3 на праве собственности объекты капитального строительства, используемые под производство: административно-бытовой корпус с кадастровым номером №; административное здание с кадастровым номером №; профилакторий с кадастровым номером №; здание авторемонтной мастерской с кадастровым номером № (т. 1 л.д. 7-54, 86-90, 249-285).
Кроме того, ФИО3 являлся собственником объекта недвижимости - открытая стоянка с кадастровым номером №, расположенного на вышеуказанных земельных участках с кадастровыми номерами № и №. Собственником данного объекта недвижимости 05 июня 2018 г. принято решение о его сносе. Актом обследования по состоянию на 21 февраля 2019 г. зафиксирован факт уничтожения объекта недвижимости с кадастровым номером № и подтверждено прекращение существования указанного объекта. 06 марта 2019 г. данный объект недвижимости был снят с кадастрового учета, сведения о нем исключены из ЕГРН, права на объект недвижимости прекращены (т. 1 л.д. 208-211). Изложенные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, сведениями Управления Росреестра по Смоленской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области.
Административным ответчиком – Департаментом, указанные объекты недвижимости были включены в Перечень на основании поступивших из Управления Росреестра по Смоленской области сведений из ЕГРН, согласно которым по состоянию на октябрь 2018 г. все объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером №, исходя из того, что вид разрешенного использования данного земельного участка «земельные участки магазинов».
Вместе с тем такой критерий для включения объектов недвижимости в Перечень не свидетельствуют о том, что спорные объекты являются помещениями административно-делового или торгового центра (комплекса), предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, поскольку ни вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, ни фактическое их использование (которое до утверждения Перечня не проводилось), ни их предназначение не соответствуют критериям, установленным пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Все вышеперечисленные здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках с видом разрешенного использования - производство строительных материалов. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540, вид разрешенного использования – производство строительных материалов (6.6) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства: строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции.
Согласно Правил землепользования и застройки г. Сафоново Сафоновского района Смоленской области, утвержденных решением Совета Депутатов Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области от 12.10.2009 № 41/3 земельные участки с видом разрешенного использования «производство строительных материалов» относятся к территориальной зоне П.1 – зона размещения производственных объектов (т. 1 л.д. 158-160).
Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков – производство строительных материалов - не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Проверяя правомерность включения спорных объектов недвижимости в оспариваемый Перечень, исходя из сведений, содержащихся в выписке из ЕГРН по состоянию на октябрь 2018 г., суд исходит из следующего.
Действительно в выписке из ЕГРН от 23 октября 2018 г. значится, что все вышеуказанные объекты недвижимости находятся, в том числе на земельном участке с кадастровым номером № с видом разрешенного использования данного земельного участка «земельные участки магазинов».
Вместе с тем, данные сведения не соответствуют фактическому расположению объектов недвижимости на земельных участках, носят формальный, не подтвержденный объективно характер и являются не чем иным как технической ошибкой.
В действительности объекты недвижимости с кадастровыми номерами № никогда на земельном участке с кадастровым номером № не находились. Данный земельный участок ФИО3 не принадлежит, никаких прав на него административный истец не имеет. Правообладателями земельного участка с кадастровым номером № являются ФИО1 и ФИО2 Какие-либо сведения об изменении границ земельных участков ФИО3 с кадастровыми номерами № и №, а также земельного участка №, перенесении спорных объектов недвижимости, отсутствуют. Данные обстоятельства участниками не оспариваются. Земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 1097 кв. м. Площадь объектов недвижимости с кадастровыми номерами № составляет: 829,2 кв.м, 1313,9 кв.м, 1141,1 кв.м, 3786,5 кв.м, 6988,8 кв. м, соответственно, что значительно превышает площадь земельного участка №, следовательно, исключает возможность нахождения спорных объектов недвижимости на этом земельном участке. Более того, визуально на кадастровой карте (т. 1 л.д. 70) видно, что все объекты недвижимости административного истца расположены только на принадлежащих ему земельных участках с кадастровыми номерами № и № Никакой связи с земельным участком № эти объекты не имеют. Как пояснили в судебном заседании представители Управления Росреестра по Смоленской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области, сведения о расположении спорных объектов недвижимости на земельном участке № вносились в базу данных в автоматическом режиме по адресу их нахождения, поэтому произошла техническая ошибка и сведения о нахождении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №№, №, №, № на земельном участке № ошибочно были внесены в ЕГРН. После проведения по заявлению административного истца в июне 2019 г. кадастровых работ по уточнению места расположения границ, названных объектов недвижимости на земельном участке, указанная техническая ошибка была устранена, и все они стали значиться расположенными в пределах земельных участков с кадастровыми номерами № и №
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что сведения, содержавшиеся в ЕГРН по состоянию на октябрь 2018 г. о расположении спорных объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 67:17:0010323:21, на основании которых эти объекты были включены в Перечень, обусловлены технической ошибкой и являются недействительными.
Таким образом, включение спорных объектов недвижимости в Перечень на основании недостоверных, недействительных сведений противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ.
Кроме того, административно-бытовой корпус с кадастровым номером №, административное здание с кадастровым номером №, профилакторий с кадастровым номером №, здание авторемонтной мастерской с кадастровым номером № не предназначены и не используются фактически для размещения в них офисов и сопутствующей инфраструктуры, а также торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В зданиях не осуществляется самостоятельная деловая, административная или коммерческая деятельность, прямо или косвенно не связанная с обеспечением производственной деятельности строительных материалов, изделий из железобетона. Указанные здания используются для производства, бытовых нужд предприятия и размещения административного персонала занятого в производстве. Помещения, находящиеся в зданиях, носят вспомогательный характер, направлены на обеспечение деятельности по производству стройматериалов, как единого производственного комплекса и не отвечают критериям, которые определены в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.
Так здание с кадастровым номером №, общей площадью 829,2 кв. м, назначение - нежилое, наименование – Административно-бытовой корпус, расположено по адресу: ... на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, вид разрешенного использования земельных участков - производство строительных материалов.
Согласно документам технического учета назначение помещений в указанном здании выгладит следующим образом: 1-й этаж - лестничная клетка, коридор, бойлерная, бассейн, тамбур, парная, раздевалка, душевая, подсобная, комната отдыха; 2-й этаж - лестничная клетка, бытовая, кухня, подсобное, душевая, туалет, столовая, коридор; 3-й этаж - лестничная клетка, цеха, коридор, складское помещение, подсобное помещение, туалет, тамбур, тельфарная, столовая, кабинеты директора, бухгалтера,, склад готовой продукции раздевалка. Здание используется для производства, для размещения работников завода. При этом в помещениях выполняют свои трудовые функции исключительно персонал предприятия.
Здание с кадастровым номером №, площадью 1313,9 кв. м, назначение - нежилое, наименование – Административное здание, расположено по адресу: ..., в пределах земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования земельного участка - производство строительных материалов.
Согласно документам технического учета назначение помещений в здании следующее: 1-й этаж - коридор, магазин, мед. пункт, кабинеты, тамбур, кладовая, подсобная; 2-й этаж - лестничные клетки, кабинеты, актовый зал, навес, тамбур, кладовая, коридор. Данное здание состоит из помещений, где выполняют свои трудовые функции исключительно работники (персонал) завода.
Здание с кадастровым номером №, площадью 1141,1 кв. м, назначение - нежилое, наименование – Профилакторий, расположено по адресу: ..., в пределах земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования земельного участка - производство строительных материалов.
Согласно документам технического учета назначение помещений в указанном здании выгладит следующим образом: мастерские, тамбуры, трансформаторная. Здание используется исключительно для производства. Помещения предназначены для выполнения трудовых функций работников завода непосредственного связанных с производством, в них осуществляются сварные работы для изделий из железобетона.
Здание авторемонтной мастерской с кадастровым номером №, площадью 3786,5 кв. м, назначение - нежилое, наименование – здание авторемонтной мастерской, расположено по адресу: ..., в пределах земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования земельного участка - производство строительных материалов.
Согласно документам технического учета назначение помещений в здании следующее: мастерские. Данное здание состоит из помещений, где выполняют свои трудовые функции исключительно работники завода.
Все расположенные в зданиях помещения не могут быть отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре. Термин «кабинет» не является тождественным (равным по значению) термину «офис». Занимаемые работниками предприятия кабинеты используются самим налогоплательщиком для целей осуществления деятельности по производству изделий из железобетона, в аренду третьим лицам помещения не сдаются.
Что касается расположения в Административно-бытовом корпусе с кадастровым номером № столовой, а в Административном здании с кадастровым номером № магазина, суд отмечает следующее.
Согласно ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание – это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг. При этом под предприятием общественного питания понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
В соответствии с пунктом 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036. услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 30389-2013 «Международный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.
Из материалов дела следует, что помещения столовой и магазина используются для обслуживания и питания работников завода. Как самостоятельный коммерческий объект общественного питания и торговли столовая и магазин не используются. Столовая и магазин относится к объектам закрытого типа, обслуживающим только работников завода (предприятия) административного истца. Они расположены в зданиях на территории промышленной зоны завода. Размещение столовой и магазина в указанных зданиях вызвано необходимостью обеспечения питания работников данного предприятия.
Таким образом, в данном случае, эксплуатация здания, в которых расположены столовая и магазин, административный истец не оказывает услуги общественного питания, торговли населению, поскольку не использует здания в целях оказания услуг общественного питания и торговли в качестве самостоятельного вида предпринимательской деятельности и для ведения самостоятельной деловой. Административной или коммерческой деятельности, само по себе наименование «столовая», «магазин» не свидетельствует об отнесении объектов недвижимого имущества к объектам общественного питания и торговли.
Также следует отметить, что согласно технической документации на Административно-бытовой корпус с кадастровым номером № помещения имеющие назначение «столовая» площадью 70,7 кв.м и 10,9 кв. м составляют 9,8% от площади здания. В Административном здании с кадастровым номером № помещение имеющее назначение «магазин» площадью 73,8 кв.м составляет 5,6% здания.
Обследование вышеперечисленных зданий на предмет определения фактического их использования на момент утверждения Перечня ответчиком не проводилось.
Фактическое использование зданий не свидетельствует об их использовании в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Помимо вышеуказанного суд отмечает следующее.
Положениями статей 3 и 14 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
По смыслу статьи 376.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.
Статьей 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке. установленном для ведения бухгалтерского учета.
Следовательно, законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по начислению и уплате налога на имущество организаций с наличием у налогоплательщика реально существующих объектов недвижимости, способных приносить экономические выгоды его владельцу и потому признаваемых частью активов налогоплательщика – объектами основных средств.
Уплата налога со стоимости недвижимости выступает в этом случае одной из составляющих бремени содержания имущества, которое лежит на собственнике, а само по себе наличие в государственном кадастровом учете сведений об объекте недвижимости и его принадлежности налогоплательщику не может служить основанием для взимания налога при отсутствии облагаемого имущества в действительности.
Право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи. На основании пункта 1 статьи 235 ГК РФ и с учетом разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него прекращается по факту уничтожения (утраты физических свойств) имущества.
Таким образом, принимая во внимание принципы и цели налогообложения, а также учитывая то, для чего формируется и утверждается перечень объектов недвижимого имущества, необходимо исходить из того, что в перечень недвижимого имущества могут включаться только существующие объекты недвижимости.
Объект недвижимости с кадастровым номером № фактически прекратил свое существование в феврале 2019 года и поэтому не может являться объектом налогообложения с данного времени на период 2019 года, соответственно и включение такого объекта в Перечень на 2019 год будет неправомерным. Недвижимое имущество, прекратившее свое существование, не может являться объектом налогообложения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что принадлежащие ФИО3 объекты недвижимости не отвечают критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежали включению в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и учитывая, что административный истец является налогоплательщиком за 2019 год, при этом признание оспариваемой нормы с момента вынесения решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня недействующим со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте, где был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче административного искового заявления ФИО3 уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей согласно чек-ордеру № 4929 от 27.02.2020 г. (л.д. 3). Данные судебные расходы подлежат взысканию с Департамента в пользу административного истца.
Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия пункты 910, 911, 954, 957, 959 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, определенного приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 30 ноября 2018 года № 799.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Смоленской области, а также размещению на официальном сайте Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Взыскать с Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу ФИО3 расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 23 октября 2020 года.
Судья А.Л. Штейнле