ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-56/20 от 26.05.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-56/2020

УИД 75OS0000-01-2020-000072-37

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2020 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при помощнике судьи Назарчук О.Н.,

с участием:

представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» Каржаубаевой В.С., Стрепиной Н.Ю.,

представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Василик К.В.,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» о признании не действующим приложения к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 623-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2020 год,

установил:

17 декабря 2018 года Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее также – РСТ Забайкальского края) принят приказ № 662-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район», на 2019 - 2021 годы».

В приложении № 1 указанного приказа установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), в приложении № 2 установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), с использованием метода индексации установленных тарифов на 2019-2021 годы.

20 декабря 2019 года РСТ Забайкальского края принят приказ № 623-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район», которым в приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2018 года № 662-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1 изложена в новой редакции.

Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 19 декабря 2018 года и 24 декабря 2019 года соответственно.

Общество с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» (далее – ООО «Забайкальский тепловик», Общество) в лице представителя по доверенности Стрепиной Н.Ю. обратилось в Забайкальский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что установленные тарифы являются экономически необоснованными, поскольку оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пунктов 24, 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075. При установлении тарифов на 2020 год стоимость угля с доставкой была принята РСТ Забайкальского края в размере 1 625,54 рублей за тонну (без НДС), несмотря на представление Обществом договора, заключенного по результатам запроса цен, подтверждающего стоимость угля с доставкой с учетом НДС в размере 3 780 рублей, при этом в 2019 году стоимость угля для котельной «Братск» была принята органом регулирования в размере 3 050,85 рублей. Кроме того, по котельной «Бойлерная» исключены в полном объеме расходы по статье «Нормативный запас топлива» в размере 246,9 тонн, утвержденном распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 18 декабря 2019 года № 216-р. Также указывает, что ООО «Забайкальский тепловик» не было надлежащим образом уведомлено о времени проведения заседания Правления РСТ Забайкальского края по установлению тарифов, в связи с чем не имело возможности обосновать свою позицию.

Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в лице и.о. руководителя Осипова Д.А. в представленном письменном отзыве с административным исковым заявлением не согласилась, указав, что в связи с представлением ООО «Забайкальский тепловик» с тарифной заявкой неполного пакета документов тарифное дело было открыто по инициативе органа регулирования. Документация о результатах проведения торгов была направлена в адрес РСТ Забайкальского края лишь 8 октября 2019 года, однако предложенная ресурсоснабжающей организацией цена угля в расчет себестоимости тарифа не принята, поскольку согласно предварительному заключению Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее – УФАС по Забайкальскому краю) конкурсная процедура содержала признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), и на момент установления тарифов по данному факту проводилась проверка. Цена топлива при установлении тарифов была принята в соответствии с подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения на уровне среднестатистической (без НДС) в размере 923 рублей за тонну, с учетом доставки с разреза до котельной в размере 282,63 рублей за тонну, скорректированной с учетом индекса роста. Оснований для корректировки объемов используемых энергетических ресурсов, предусмотренных пунктами 50, 118 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, не имелось. Заседание Правления по утверждению тарифов проведено в отсутствие представителей ООО «Забайкальский тепловик», поскольку по состоянию на 20 декабря, которое являлось крайней датой утверждения тарифов на следующий период регулирования, урегулирование разногласий с административным истцом по формированию необходимой валовой выручки исходя из выбранного подхода не было достигнуто.

В судебном заседании представители ООО «Забайкальский тепловик» Стрепина Н.Ю., Каржаубаева В.С. позицию административного истца поддержали в полном объеме, дали пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель РСТ Забайкальского края Василик К.В. просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснила, что в соответствии с Основами ценообразования при установлении тарифов должен учитываться нормативный запас угля, однако при корректировке тарифов нормативный запас угля не был учтен, поскольку изначально при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2019-2021 годов такой запас учтен не был. При этом для котельной «Братск» нормативный запас угля при установлении тарифов на 2020 год учтен ошибочно. Кроме того, распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 18 декабря 2019 года № 216-р, на которое ссылается административный истец, было представлено в РСТ Забайкальского края поздно.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 17 декабря 2018 года № 662-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район», на 2019 - 2021 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 1.

Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 623-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район» в приказ РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2018 года № 662-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1 изложена в новой редакции.

Приказы РСТ Забайкальского края от17 декабря 2018 года № 662-НПА, от 20 декабря 2019 года № 623-НПА были приняты на заседании Правления РСТ Забайкальского края в правомочном составе единогласно (выписки из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 17 декабря 2018 года № 93 и от 20 декабря 2019 года № 93), с учетом экспертных заключений по установлению тарифов; приказы официально опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 19 декабря 2018 года и 24 декабря 2019 года.

Доводы ООО «Забайкальский тепловик» о неизвещении Общества о рассмотрении дела об установлении тарифов суд находит несостоятельными.

Из материалов дела усматривается, что на электронную почту ООО «Забайкальский тепловик» РСТ Забайкальского края направлялось извещение о заседании Правления по вопросу утверждения тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду на 2020 год, поставляемые ООО «Забайкальский тепловик», на 18 декабря 2019 года. 18 декабря 2019 года рассмотрение, в том числе вопроса об утверждении тарифов для ООО «Забайкальский тепловик», было отложено на 20 декабря 2019 года в связи с необходимостью рассмотрения дополнительно представленных Обществом документов.

Таким образом, оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.

В оспариваемом административным истцом приложении к приказу РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 623-НПА скорректированы тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район», которые составили с 1 января по 30 июня 2020 года для населения от котельных «ПМК» и «Бойлерная» (с учетом НДС) 3 435,19 руб./Гкал, для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения от котельной «Братск» – 4 222,05 руб./Гкал, для населения от котельной «Братск» (с учетом НДС) – 3 435,19 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 3 582,91 руб./Гкал, 4 222,05 руб./Гкал и 3 582,91 руб./Гкал соответственно.

Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется следующим методами: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.

До 1 января 2016 года осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

Согласно пункту 19 Основ ценообразования выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 настоящего документа, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов). В отношении регулируемых организаций, для которых тариф устанавливается впервые, используется метод регулирования, определяемый органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации.

В соответствии с пунктами 18, 72 Основ ценообразования долгосрочные тарифы рассчитываются с использованием метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов или метода сравнения аналогов. При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования.

В случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) и в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, применяется экономически обоснованных расходов (затрат) (пункт 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 14 Правил регулирования тарифов, пунктом 4 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (утвержден приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163), в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил, а также в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте Правил, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций по собственной инициативе, на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В данном случае регулирующий орган, установив, что в составе тарифной заявки об установлении тарифов на 2020 год ООО «Забайкальский тепловик» представлен не полный пакет документов, открыл в отношении Общества дело об установлении тарифов на тепловую энергию на 2020 год по собственной инициативе, проведя на очередной расчетный период регулирования корректировку необходимой валовой выручки и долгосрочных тарифов на коммунальные услуги методом индексации.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения.

В силу пунктов 61 и 73 Основ ценообразования расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя включаются в необходимую валовую выручку в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 настоящего документа.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: 1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; 2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение; 3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, по формуле, указанной в настоящем пункте, предусматривающей, в том числе скорректированные расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 50 настоящих Методических указаний.

При корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития (пункт 50 названных Методических указаний).

При этом плановая (расчетная) цена на топливо в силу пункта 37 Основ ценообразования определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования, согласно подпунктам «а», «б», «в» которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах, в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Названные источники применяются последовательно, при этом отказ от определения планируемых цен в соответствии с одним источником информации подразумевает невозможность его использования и необходимость перехода к следующему источнику.

Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Согласно пункту 4 указанной статьи торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Исходя из анализа действующего законодательства торги представляют собой способ заключения договора, содержащий правовой механизм, обеспечивающий определенный порядок в действиях организатора и конкуренцию среди участников торгов с целью выявления победителя, предложение которого может быть признано лучшим среди других.

В этой связи положения Гражданского кодекса, регулирующие проведение торгов, могут применяться к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика.

Учитывая изложенное, торгами, исходя из норм гражданского законодательства, могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от наименования.

Согласно пункту 3.1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) конкурентные закупки осуществляются следующими способами: 1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

В соответствии с пунктом 22 статьи 3.2 Закона о закупках под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством запрос предложений является формой торгов.

В силу пункта 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Как следует из экспертного заключения по расчету тарифов на коммунальные услуги, оказываемые ООО «Забайкальский тепловик» на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район», на долгосрочный период 2019 - 2021 годов, расчет расходов на приобретение угля по котельной «Братск» произведен исходя из нормативного объема бурого угля, необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения, в размере 1 541 тнт и стоимости 3 050,45 руб./тнт. Данная стоимость угля была принята согласно договору, заключенному в результате проведения открытого конкурса на право заключения договора на поставку угля в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования. По котельным «Бойлерная» и «ПМК» расчет расходов на приобретение топлива произведен исходя из нормативного объема дров, необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения, в размере 4 030 тнт и стоимости 905,41 руб./тнт.(с учетом доставки топлива автомобильным транспортом). Стоимость топлива принята на уровне предшествующего периода регулирования с учетом индекса-дефлятора на 2019 год.

В целях определения плановых значений расходов на приобретение угля при установлении тарифов на 2020 год ООО «Забайкальский тепловик» представило в РСТ Забайкальского края 8 октября 2019 года договор на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 2/2019, заключенный с индивидуальным предпринимателем Щ.В.Ж. по результатам закупочной процедуры – запроса цен на право заключения договора на поставку угля для нужд ООО «Забайкальский тепловик» № 31908198127, подтверждающий приобретение угля по цене 3 780 рублей за тонну.

Органом регулирования при корректировке необходимой валовой выручки учтены расходы на приобретение угля: по котельной «Братск» в размере 2 468 823 рублей исходя из нормативного объема угля, необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения, в размере 1 052 тнт и стоимости 1 625,54 руб./тнт. с учетом доставки топлива; по котельным «Бойлерная» и «ПМК» в размере 2 447 547 рублей исходя из нормативного объема угля, необходимого для организации бесперебойного процесса теплоснабжения, в размере 1 506 тнт и стоимости 1 625,54 руб./тнт. с учетом доставки топлива.

При этом в нарушение требований пунктов 29, 32 Правил регулирования тарифов ни в экспертном заключении, ни в протоколе заседания правления органа регулирования каких-либо мотивированных оснований отклонения предложения организации не приведено.

Из пояснений представителя РСТ Забайкальского края следует, что цена угля определена в соответствии с подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования, предусматривающего в качестве источника информации о ценах (тарифах) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Между тем в пункте 29 Основ ценообразования перечислены источники информации о ценах (тарифах), которые использует орган регулирования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен). В то время как при установлении тарифов для ООО «Забайкальский тепловик» на 2020 год органом регулирования определялась плановая (расчетная) цена на приобретение угля, а не фактические значения расходов для общества. В связи с чем ссылка представителя РСТ Забайкальского края на положения пункта 29 Основ ценообразования является необоснованной.

Доводы РСТ Забайкальского края о том, что договор на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 2/2019 был представлен лишь 8 октября 2019 года, не могут быть признаны обоснованными при утверждении тарифов 20 декабря 2019 года. Кроме того, органом регулирования в качестве источника информации о среднерыночной цене угля по Забайкальскому краю учтены сведения о фактически сложившейся в 2019 году цене топлива, предоставленные по запросу РСТ Забайкальского края ООО «Разрез Тигнинский», ПАО «ППГХО», ООО «Разрез Восточный» в ноябре 2019 года, то есть после представления ООО «Забайкальский тепловик» документов, обосновывающих предложенную обществом в целях установления тарифов стоимость угля.

Оснований для непринятия РСТ Забайкальского края указанного договора на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 2/2019 ввиду нарушения ООО «Забайкальский тепловик» при проведении торгов статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» судом при рассмотрении настоящего административного дела не усмотрено.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в рамках рассмотрения тарифного дела представленная конкурсная документация ООО «Забайкальский тепловик» была направлена РСТ Забайкальского края в УФАС по Забайкальскому краю на предмет проверки соблюдения антимонопольного законодательства. В ответе от 18 декабря 2019 года № 03-05-6229 УФАС по Забайкальскому краю сообщило, что договор с ИП Щ.В.Ж.. заключен по результатам запроса цен № 1908198236 – конкурентной закупки угля для нужд ООО «Забайкальский тепловик». Каких-либо выводов о нарушении обществом Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ни названный ответ, ни иные материалы дела не содержат. При этом предметом рассмотрения УФАС Забайкальского края являлась документация по результатам запроса цен № 1908198236, договор же на поставку угля от 6 сентября 2019 года № 2/2019, заключен с индивидуальным предпринимателем Щ.В.Ж.. по результатам закупочной процедуры – запроса цен № 31908198127.

Сведений о том, что в установленном законом порядке договор на поставку угля признан недействительным или незаключенным, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах отказ органа регулирования от применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования является необоснованным.

Кроме того, следует отметить, что в случае отказа РСТ Забайкальского края от применения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования плановые значения расходов подлежали определению в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования, то есть с учетом прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).

Между тем в нарушение вышеприведенных требований при определении плановых значений расходов на приобретение угля РСТ Забайкальского края руководствовалась подпунктом «г» пункта 29 Основ ценообразования.

Подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования установлено, что к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее – НЭЗТ).

В силу пунктов 3 и 4 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Из изложенного следует, что создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в необходимую валовую выручку должны включаться данные расходы такой организации.

Общий нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии ООО «Забайкальский тепловик» на 2019 год утвержден распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 18 декабря 2019 года № 216-р: для котельной «Братск» - 467 тонн (ННЗТ – 115,1 тонн, НЭЗТ – 351,9 тонн), для котельной «Бойлерная» - 246,9 тонн (ННЗТ – 60,6 тонн, НЭЗТ – 186,3 тонн).

Как установлено судом из пояснений представителя административного истца и подтверждено представителем РСТ Забайкальского края, в необходимую валовую выручку Общества включены расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, по котельной «Братск»; по котельной «Бойлерная» расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, исключены органом регулирования в полном объеме.

Доводы представителя РСТ Забайкальского края о том, что расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, не были учтены ввиду того, что данные расходы не были учтены при установлении тарифов на первый год долгосрочного периода регулирования, а также ввиду позднего представления указанного распоряжения Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 18 декабря 2019 года № 216-р, суд находит необоснованными.

Как указано выше, в необходимую валовую выручку Общества включены расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, по котельной «Братск», что соответствует требованиям пункта 47 Основ ценообразования, несмотря на доводы административного ответчика об ошибочности включения таких расходов. Отсутствие установленных уполномоченным органом указанных нормативов на момент принятия тарифного решения не свидетельствует об обоснованности невключения в необходимую валовую выручку расходов на создание нормативных запасов топлива в полном объеме, поскольку это противоречит реализации принципа обеспечения необходимости надежного функционирования теплоснабжения.

Таким образом, ссылка представителя РСТ Забайкальского края на отсутствие оснований для корректировки объемов используемых энергетических ресурсов, предусмотренных пунктами 50, 118 Методических указаний № 760-э, суд находит несостоятельной.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что установленные для ООО «Забайкальский тепловик» РСТ Забайкальского края тарифы на теплоснабжение нельзя признать экономически обоснованными в связи с нарушением при корректировке расходов на приобретение энергетических ресурсов, включаемых в скорректированную необходимую валовую выручку, пунктов 28, 47 Основ ценообразования.

При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на 2020 год на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район», установленные исходя из неверно скорректированного планового размера необходимой валовой выручки (приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 623-НПА), подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.

В связи с удовлетворением требований о признании части оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» удовлетворить.

Признать не действующим с момента принятия приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 623-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2020 год.

Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложение к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 623-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые ООО «Забайкальский тепловик» потребителям на территории муниципального образования сельское поселение «Верх-Усуглинское» муниципального района «Тунгокоченский район» в части установления тарифов на тепловую энергию (мощность) на 2020 год.

Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).

Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Мотивированное решение составлено 9 июня 2020 года.