Дело № 3а-56/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2016 года город Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Гришиной С.А.
при секретаре судебного заседания Коршуновой Е.А.,
с участием представителей:
административного истца ФИО2 - ФИО3,
административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - ФИО4,
заинтересованного лица Администрации города Твери - ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ФИО2 обратился в Тверской областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец является собственником нежилого помещения, которое расположено в границах указанного земельного участка, вносит арендную плату, рассчитанную из кадастровой стоимости участка, а также имеет исключительное право его выкупа, что затрагивает его права и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца ФИО3, действуя в пределах предоставленных полномочий, уточнил заявленные требования в соответствии с результатами проведенной по делу судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты> рублей.
Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области – ФИО4, заинтересованного лица Администрации г. Твери – ФИО5 согласились с результатом судебной экспертизы, не возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представители административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тверской области, а также заинтересованное лицо ФИО6, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав объяснения представителей сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО2 является собственником нежилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок, в границах которого расположен объект недвижимости, находится в распоряжении Администрации города Твери, имеет кадастровый номер №, площадь <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под помещение бытового обслуживания населения.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации административному истцу принадлежит исключительное право на приобретение этого земельного участка в собственность или в аренду.
Согласно абзаца 8 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
На основании изложенного ФИО2 вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В статье 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указано, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25 декабря 2014 года № 13-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области.
Земельный участок с кадастровым номером № вошел в перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Тверской области.
Согласно кадастровым справкам от 12 марта 2015 года и 02 февраля 2016 года кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 01 января 2013 года в размере <данные изъяты> рублей.
С целью пересмотра результатов кадастровой оценки указанного земельного участка ФИО2 28 августа 2015 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО2 было отклонено со ссылкой на отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой на 61%, а также на отсутствие доказательств наличия у ФИО2 права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка, что послужило основанием для обращения его в суд.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
При разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости отчет независимого оценщика является одним из доказательств и подлежит оценке на предмет соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка, в подтверждение его рыночной стоимости административный истец представил выполненный оценщиком <данные изъяты>ФИО отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года составила <данные изъяты> рублей.
В соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ№, составленному экспертом Общероссийской <данные изъяты> в порядке, предусмотренном статьей 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, выводы о величине рыночной стоимости объекта оценки признаны обоснованными.
Не соглашаясь с представленным отчетом об оценке, Администрация города Твери в возражениях указала, что приложение № 2 отчета, где отражены основные сведения и характеристики аналогов, не читаемы, что является нарушением Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3).
С учетом представленных возражений, в ходе производства по делу по ходатайствам представителей административного истца и заинтересованного лица Администрации города Твери определением суда от 08 апреля 2016 года была назначена судебная экспертиза с целью установления рыночной стоимости земельного участка.
Согласно заключению эксперта ФИО1 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года составила <данные изъяты> рублей.
Оценивая данное экспертное заключение в соответствии со статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
Экспертное заключение содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости в городе Твери, в том числе сегмента рынка земельных участков под общественно-деловую застройку, к которому относится объект оценки, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость земельных участков.
В экспертном заключении имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, к отчету приложены копии распечаток объявлений, размещенных в сети «Интернет» и газете «Ярмарка».
Экспертом при определении рыночной стоимости земельного участка применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж. Мотивы отказа от использования при оценке земельного участка доходного и затратного подходов в экспертном заключении приведены.
При применении сравнительного подхода экспертом были подобраны объекты-аналоги по своим характеристикам сопоставимые с объектом оценки.
По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога об объекта оценки, в экспертном заключении имеются описание и расчет корректировок.
Выводы эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Наличие у эксперта необходимых специальных знаний подтверждено документально. Данные, свидетельствующие о наличии оснований для отвода эксперта, отсутствуют.
Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Участвующие в деле лица с выводами экспертного заключения согласились, правом ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы не воспользовались.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с положениями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на основании экспертного заключения, удовлетворяющего критериям относимости и допустимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года, равной <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Заявление ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Датой подачи заявления считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области – 28 августа 2015 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Тверского областного суда в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Гришина
Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2016 года.
Председательствующий С.А. Гришина