дело № 3а-56/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.
при секретаре Старцевой Е.В.
с участием прокурора Шевелевой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 13 декабря 2016 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми о признании незаконным Генерального плана городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета МО ГО «Ухта» от 04.09.2013 № 226, в части включения в границы городского округа Ухта лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале <Номер обезличен> Городского участкового лесничества,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с административным иском к Совету МО ГО «Ухта» о признании незаконным Генерального плана городского округа «Ухта», утвержденного решением Совета МО ГО «Ухта» от 04.09.2013 № 226, в части включения в границы городского округа Ухта спорных лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале <Номер обезличен> Городского участкового лесничества.
В обоснование требований представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми указал, что решением Совета МО ГО «Ухта» от 04.09.2013 № 226 утвержден Генеральный план городского округа «Ухта». Генеральным планом в границы городского округа «Ухта» Республики Коми включены земли лесного фонда, в том числе лесные участки, расположенные в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале <Номер обезличен> Городского участкового лесничества без согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства, Комитетом лесов Республики Коми. Согласно акту натурного технического обследования лесного участка, спорный участок расположен в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале <Номер обезличен> Городского участкового лесничества, является частью защитных полос вдоль автодорог и частью запретных полос вдоль нерестовых рек.
Министерство считает, что генеральный план городского округа «Ухта», утвержденный решением Совета МО ГО «Ухта» от 04.09.2013 № 226, в части включения в границы городского округа «Ухта» участков земель лесного фонда является незаконным, не соответствует Градостроительному кодексу РФ, Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований», принят с нарушением установленного порядка перевода земель из одной категории в другую, в отсутствие положительного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации. Оспариваемый нормативный акт нарушает права Министерства, создает препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, создает препятствие при осуществлении Министерством возложенных на него полномочий.
В судебном заседании представитель ГКУ РК «Центр правового обеспечения» О.., действующий в интересах административного истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми административные исковые требования поддержала.
Административный ответчик Совет МО ГО «Ухта» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. В заявлении представитель Совета МО ГО «Ухта» просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованные лица администрация МО ГО «Ухта», ГУ РК «Ухтинское лесничество» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми О.., исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Шевелевой М.Г., полагавшей, что административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из положений статей 4, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные положения закона содержатся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Советом МО ГО «Ухта» принято решение от 04 сентября 2013 года № 226, которым утвержден Генеральный план муниципального образования городского округа «Ухта», в который включены, в том числе земли лесного фонда, расположенные в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале <Номер обезличен> – выделах ... Городского участкового лесничества.
Генеральный план муниципального образования городского округа «Ухта» является нормативным правовым актом, что участниками административного дела не оспаривается.
Решение Совета МО ГО «Ухта» от 04 сентября 2013 года № 226 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа «Ухта» опубликовано в сетевом информационном бюллетене Совета и администрации МО ГО «Ухта», выпуск № 31, пятница, 13 сентября 2013 года, стр.1-35.
В силу пункта 3 решения Совета МО ГО «Ухта» от 04.09.2013 № 226, решение вступило в силу с 13 сентября 2013 года.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что решение Совета МО ГО «Ухта» от 04 сентября 2013 года № 226 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа «Ухта» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Согласно указанному генеральному плану в состав муниципального образования городского округа «Ухта» включены земли лесного фонда, расположенные на участке лесного фонда единого землепользования – земельном участке, с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... га, расположенном по адресу: ... - в границах кадастрового района.
Включение земель лесного фонда, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале <Номер обезличен> – выделах ... Городского участкового лесничества в границы муниципального образования городского округа «Ухта» подтверждается представленными административным истцом фрагментом кадастровой карты с границей населенного пункта г. Ухта, нанесенной по материалам генерального плана; схемой квартала ... Городского участкового лесничества ГУ «Ухтинское лесничество»; картой схемой кадастровой карты с границей г. Ухта нанесенной по материалам генерального плана совмещенной с планом лесного участка ГУ «Ухтинское лесничество» Городское участковое лесничество квартал ....
В обоснование доводов административного искового заявления представитель административного истца сослался на несоблюдение Советом МО ГО «Ухта» процедуры перевода спорных земельных участков из категории «земли лесного фонда» в категорию «земли населенных пунктов», несогласование проекта генерального плана МО ГО «Ухта» с Федеральным агентством лесного хозяйства и отсутствие положительного заключения Министерства регионального развития Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 № 497 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, согласно пункту 9 которого, основными задачами деятельности Министерства являются, в том числе, устойчивое управление лесами, расположенными на территории Республики Коми, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, охраны и защиты лесов.
В соответствие с пунктом 11 указанного Положения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми исполняет функции по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, в аренду.
Поскольку рассматриваемый участок земель лесного фонда включен в границы населенного пункта городского округа «Ухта» и значится как земли населенных пунктов, Министерство не имеет возможности реализовать целый ряд полномочий, возложенных на него статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 № 497 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми», в том числе предоставить их в аренду и в постоянное бессрочное пользование.
Как усматривается из материалов дела, положения решения Совета МО ГО «Ухта» от 04.09.2013 № 226 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городского округа «Ухта» затрагивают права административного истца.
На основании пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства.
В соответствии с пунктами 1, 5, 5.4.2 указанного Положения Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе по рассмотрению в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.
Частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 21.01.2005 спорный земельный участок, включенный в границы МО ГО «Ухта» отнесен к землям лесного фонда, находится в собственности Российской Федерации (л.д. 45).
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает критерии отнесения земель к категориям, а также порядок перевода их из одной категории в другую.
В силу части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов, является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» определено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается, в том числе, в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.02.2012 № 69 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований.
Пунктом 2.1 названного Порядка (в редакции от 27 февраля 2012 года), действовавшим в период подготовки оспариваемого генерального плана муниципального образования городского округа «Ухта», предусматривалось направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в информационной системе в Министерство регионального развития Российской Федерации в случаях, указанных в части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, Министерство регионального развития Российской Федерации обладало организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений федеральных органов, уполномоченных на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений в период подготовки оспариваемого нормативного акта являлся Рослесхоз.
Согласно пункту 4 названного Постановления, до 01.01.2015 к полномочиям Рослесхоза относилось согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов.
Следовательно, на дату утверждения оспариваемого генерального плана 04.09.2013 Рослесхоз был специально уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов и изменение категории земель, которое оформляется путем подготовки заключений.
В нарушение правил статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденный проект генерального плана муниципального образования городского округа «Ухта» не согласовывался с Рослесхозом.
При отсутствии заключения Рослесхоза по проекту генерального плана городского округа соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования, в том числе утверждение документа территориального планирования при квалифицированном молчании уполномоченного органа исполнительной власти (части 7 и 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации), само по себе не подтверждает соблюдение порядка принятия генерального плана городского округа.
Таким образом, отсутствие согласования проекта генерального плана городского округа «Ухта» уполномоченным органом в области охраны и защиты лесного фонда, которым до 1 января 2015 года являлся Рослесхоз, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Сводным заключением Министерства регионального развития Российской Федерации, направленным в адрес руководителя администрации муниципального образования городского округа «Ухта» Республики Коми письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в согласовании проекта генерального плана муниципального образования городского округа «Ухта» Республики Коми отказано в виду отсутствия согласования проекта генерального плана с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральным агентством лесного хозяйства, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Суд приходит к выводу о наличии оснований для признания недействующим решения Совета МО ГО «Ухта» № 226 от 04.09.2013 в оспариваемой части, поскольку имеется документально подтвержденное наложение границ городского округа и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, а при подготовке проекта генерального плана городского округа «Ухта» не соблюдена предусмотренная законодательством процедура согласования его с Рослесхозом, что повлекло нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую.
Рассматривая вопрос о дате, с которой положения оспариваемого нормативного правового акта признаются недействующими, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в абзаце третьем пункта 28 Постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Оспариваемые положения решения Совета МО ГО «Ухта» № 226 от 04.09.2013 применялись длительное время, в соответствии с его положениями были реализованы права иных граждан и организаций.
Данные обстоятельства, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», являются основанием для признания оспариваемых положений нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в сетевом информационном бюллетене Совета и администрации МО ГО «Ухта», где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа «Ухта», утвержденный решением Совета МО ГО «Ухта» от 04.09.2013 № 226, в части включения в границы городского округа Ухта лесных участков, расположенных в защитных лесах ГУ РК «Ухтинское лесничество» в квартале <Номер обезличен> - выделы ... Городского участкового лесничества.
Сообщение о принятии решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в сетевом информационном бюллетене Совета и администрации МО ГО «Ухта», где был ранее опубликован нормативный правовой акт. Если опубликование невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, публикация должна быть осуществлена в ближайшем номере такого издания.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме <Дата обезличена>.
Судья- Голиков А.А.