Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 26 марта 2019 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Слива Г.Ю.,
представителя административного истца Кияйкина А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-570/2019 по административному исковому заявлению Гадючки А.В. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Гадючка А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265;
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;
- пункт № № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 (далее также Перечни).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно не является торговым либо офисным помещением, не используется как торговый объект, объект бытового обслуживания или общественного питания. Нежилое помещение расположено в жилом доме, мероприятия по определению его фактического использования на момент включения в Перечни не проводились.
В судебном заседании представитель административного истца Кияйкин А.В., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил. Ранее в ходе судебного разбирательства представитель министерства Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что спорный объект обоснованно включен в Перечни, утвержденные приказами министерства, исходя из сведений полученных в порядке информационного взаимодействия в ЕГРН, как помещение, которое может быть использовано под офис либо торговый объект, объект бытового обслуживания или общественного питания, что соответствует требованиям п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица АО «СЖС Восток Лимитед», арендующее нежилое помещение, о времени и месте судебного заседание извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило. Представило письменный отзыв, в котором указывает на обоснованность заявленных требований, поскольку получение каких либо услуг неограниченному кругу лиц в арендуемом помещении невозможно из-за сферы деятельности общества, основным видом деятельности которого является оказание услуг по сбору и обработке информации, инспекционных, сюрвейерских и связанных с ними услуг.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Слива Г.Ю., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:
- от 30 ноября 2015 года № 3033, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год. В указанный приказ внесены изменения приказом министерства от 25 декабря 2015 года № 3265, которым Перечень дополнен.
- от 14 ноября 2016 года № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год;
- от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год.
Оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.
В указанные Перечни на 2016 под порядковым номером №, на 2017 год – под номером № и на 2018 год - под номером № включено нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 316 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения является Гадючка А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15.05.2015г., выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 23.10.2018г.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
В обоснование возражений относительно заявленных требований представитель министерства имущественных отношений Самарской области ссылался на то, что спорный объект включен в Перечни на 2016, 2017, 2018г.г. исходя из сведений, содержащихся о нем в Едином государственном реестре недвижимости, как нежилое помещение, которое может быть использовано под офис либо торговый объект, объект бытового обслуживания или общественного питания.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером №, площадью 316 кв.м, имеет назначение и наименование: «нежилое помещение».
Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту от 25.12.2018г., нежилое помещение расположено на 1-2 этажах здания, его части имеют следующее назначение: нежилые помещения, коридоры, холлы, помещение, сан.узлы, лестница.
Нежилое помещение входит в состав объекта недвижимости по адресу: <адрес> с кадастровым номером № назначением и наименованием «многоквартирный дом», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 07.02.2019г.
Названный жилой дом находится на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем вид разрешенного использования «для строительства 18-этажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, офисного здания, подземной и наземной автостоянкой, трансформаторных подстанций», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 26.1.2018г.
Таким образом, сведения о спорном объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в нем офисных помещений и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Наименование здания, в котором расположено помещение, допускает размещение как нежилых помещений, так и офисных.
Не предусматривает размещение исключительно офисных объектов и вид разрешенного использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, наименование и назначение нежилого помещения КН № не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ.
В связи с этим требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Вместе с тем, представителем административного ответчика не оспаривалось, что мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения приказами министерства Перечней на 2016, 2017 и 2018 г.г., не проводилось.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Гадючка А.В. 09.01.2013 г. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с основным видом деятельности «аренда и управление собственным и арендованным недвижимым имуществом».
В период с 21.01.2016 г. спорное нежилое помещение, площадью 316 кв.м собственником передано в аренду АО «СЖС Восток Лимитед» сроком на 5 лет для целей использования под деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу, под организационную структуру. С 01.03.2019 г. в аренду указанному обществу сдаются помещения, площадью 210 кв.м, иные помещения не используются.
Согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности акционерного общества является деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая (1.20.9), дополнительными - предоставление прочих услуг в области добычи нефти и природного газа (09.10.9) и др.
Данные виды деятельности не относятся к числу услуг общественного питания, бытового обслуживания, к торговой деятельности применительно к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2).
В ходе судебного разбирательства по поручению министерства имущественных отношений Самарской области уполномоченной организацией ГБУ СО «Центр размещения рекламы» проведен осмотр помещения.
Согласно акту осмотра от 04.03.2019 г., фактическое использование нежилого помещения определено, как централизованные приемные помещения 59,6 кв.м, комната приема пищи 10,9 кв.м, сан.узел 3,3 кв.м, лестница 12 кв.м, в иные помещения доступ не предоставлен.
В особых отметках представителем истца сделаны отметки, что доступ не предоставлен в технические лаборатории и складские помещения.
Административным истцом представлены акты осмотра нежилого помещения кадастровым инженером ООО «Поволжское Региональное БТИ» от 13.03. и 25.03.2019 г., согласно которым арендуемое нежилое помещение включает технические (производственные), вспомогательные помещения, а также кабинеты, площадь которых составляет 62,2 кв.м или 19,71% от общей площади; не используются помещения площадью 91,7 кв.м. Фактическое использование помещений, отмеченных в акте ГБУ СО «Центр размещения рекламы» как централизованные приемные, определено – холл, коридор, что подтверждается и фотоматериалом.
При этом акты обследования фактического использования помещения составлены после включения его в оспариваемые Перечни.
Данные о фактическом использовании нежилого помещения в период 2016-2018 г.г., в том числе о соотношении площадей частей помещения по их назначению к его общей площади, отсутствуют.
Таким образом, исследованные доказательства не подтверждают доводов административного ответчика о том, что более 20% площади нежилого помещения КН № в течение оспариваемых налоговых периодов 2016, 2017, 2018 г.г. использовалось в качестве офисных, торговых либо под объекты бытового обслуживания, общественного питания.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечни объектов недвижимого имущества на 2016, 2017 и 2018 г.г. и полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты – приказы министерства имущественных отношений Самарской области в указанной части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
С учетом изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая ограниченный срок применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.
Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Гадючки А.В. удовлетворить.
Признать недействующими со дня их принятия:
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033 в редакции приказа от 25 декабря 2015 года № 3265, в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: О.А. Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.04.2019 г.