Дело № 3а-570/2016
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Нижний Новгород «18» августа 2016 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сорокина М.С.,
при секретаре судебного заседания Обалине В.С.,
с участием: прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области – ФИО1,
представителя Виноградова ФИО11 – ФИО2,
представителя территориальной избирательной комиссии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва одномандатного избирательного округа №, – ФИО12
Буланова ФИО13,
представителя Буланова ФИО14, Нижегородского регионального отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова ФИО15 об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва одномандатного избирательного округа № 7, от 04 августа 2016 года № 6/1 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Буланова ФИО16, выдвинутого избирательным объединением – «Нижегородское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатному избирательному округу № 7»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 16 июня 2016 года № 2230-V «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Нижегородской области от 9 июня 2016 года № 122/1912-5 «О совмещении избирательными комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва одномандатного избирательного округа № 7 возложены на территориальную избирательную комиссию Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (далее также – окружная избирательная комиссия № 7).
Постановлением окружной избирательной комиссии № 7 от 04 августа 2016 года № 6/1 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Буланова ФИО17, выдвинутого избирательным объединением – «НИЖЕГОРОДСКОЕ Региональное Отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатному избирательному округу № 7» (далее также - постановление окружной избирательной комиссии № 7 от 04 августа 2016 года № 6/1) кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 зарегистрирован Буланов М.В., выдвинутый избирательным объединением Нижегородское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Виноградов М.С., зарегистрированный кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором ставит вопрос о признании незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии № 7 от 04 августа 2016 года № 6/1.
В обоснование заявленных требований Виноградов М.С. указывает на то, что обжалуемое решение избирательной комиссии принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктами «в», «в.1», «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 12 июня 2002 № 67-ФЗ), поскольку представленное Булановым М.В. заявление о согласии баллотироваться не соответствует форме и требованиям закона, а представленная им в подтверждение сведений о работе и должности справка не является надлежащим для такого подтверждения документом.
Кроме того, административный истец ссылается на то, что в представленной Булановым М.В. Справке о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации в нарушение требований пункта 3 Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 в таблице 4 «Обязательства имущественного характера» в графе «Содержание обязательства» не указано слово «отсутствует».
По мнению административного истца, постановление окружной избирательной комиссии № 7 от 04 августа 2016 года № 6/1 нарушает его избирательные права, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Окружная избирательная комиссия № 7 представила в суд возражения, в которых, признавая факт наличия оснований для отказа в регистрации Буланова М.В. кандидатом в депутаты, оставила решение по делу на усмотрение суда.
Нижегородское региональное отделение политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» представило в суд возражения, в которых просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании представитель Виноградова М.С. ФИО2 просила административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель окружной избирательной комиссии №ФИО3 оставила решение по делу на усмотрение суда.
В судебном заседании Буланов М.В. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
В судебном заседании представитель Буланова М.В. и Нижегородского регионального отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Краснокутский Л.П. просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора ФИО1, полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Поскольку материалами дела подтверждается, что Виноградов М.С. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва по тому же одномандатному избирательному округу, что и Буланов М.В., при этом им не пропущен установленный административным процессуальным законом срок на подачу административного искового заявления, на основании части 10 статьи 239, части 4 статьи 240 КАС РФ он вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу положений пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»);
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3.2, 3.3 части 8 статьи 44, частью 6 статьи 91 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З «О выборах депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области» (далее также - Закон Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З).
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Виноградов М.С. указывает на то, что Буланов М.В., который в трудовых отношениях с Правительством Нижегородской области не состоит, трудовую функцию в нем не выполняет и заработную плату от него не получает, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты место своей работы не указал, сведения о своей должности указал не в полном объеме, а представленная Булановым М.В. справка в подтверждение сведений о работе и должности, выданная не работодателем, не является надлежащим для такого подтверждения документом.
Также административный истец полагает, что представленная Булановым М.В. Справка о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера кандидата за пределами территории Российской Федерации оформлена с нарушением требований закона, поскольку в таблице 4 «Обязательства имущественного характера» в графе «Содержание обязательства» не указано слово «отсутствует».
Оценив указанные доводы Виноградова М.С. во взаимосвязи с представленными в материалы административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2, подпунктом «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются, среди прочего, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением подлежат представлению, в том числе, заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Аналогичные положения содержатся в части 2, пункте 2 части 4 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З.
Из материалов дела следует, что Булановым М.В. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от регионального отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в строке «наименование основного места работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий)» указано – Управление делами Правительства Нижегородской области, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 (л.д. 72).
При этом в окружную избирательную комиссию № 7 Булановым М.В. представлена справка управления государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области от 21 июня 2016 года № 607-01-16-1058/16, подтверждающая, что он действительно работает в должности помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 по работе в Нижегородской области с 1 декабря 2015 года по настоящее время (л.д. 42).
По запросу суда из Правительства Нижегородской области были представлены и приобщены к материалам дела надлежащим образом заверенные копии распоряжения Губернатора Нижегородской области от 24 декабря 2015 года № 2495-р, срочного трудового договора № 607-08-08/168 и трудовой книжки Буланова М.В., из которых следует, что Буланов М.В. занимает должность помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 по работе в Нижегородской области, что его работодателем по указной должности в соответствии с пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» выступает Губернатор Нижегородской области, действующий от имени Правительства Нижегородской области.
Также из ответа на запрос следует, что справка от 21 июня 2016 года № 607-01-16-1058/16 выдана управлением государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области в силу положений пункта 1.8 Положения об управлении государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 30 декабря 2014 № 951, а также распоряжения Губернатора Нижегородской области от 14 января 2015 года № 25-р «О кадровом обслуживании и финансовом обеспечении», в соответствии с которыми именно управление государственной гражданской и муниципальной службы Нижегородской области осуществляет кадровое обслуживание помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по работе в Нижегородской области.
Из изложенного следует, что Булановым М.В. в заявлении о согласии баллотироваться были указаны предусмотренные законом сведения об основном месте работы и занимаемой должности, а представленные в избирательную комиссию в подтверждение указанных в заявлении сведений документы, заверенные кандидатом, оформлены без нарушения установленных законом требований.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что указание в заявлении в качестве основного места работы Управления делами Правительства Нижегородской области, а не Правительства Нижегородской области, а в качестве занимаемой должности - помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 без уточнения сведений о том, что эта должность по работе в Нижегородской области, информацию о кандидате не искажает и не является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, не свидетельствовует о неполноте обязательных сведений о кандидате и о наличии при оформлении указанных документов нарушения требований Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З, которые прямого указания на вид документа, подтверждающего сведения об основном месте работы кандидата, не содержат, притом что основное место работы Буланова М.В. представленными документами достоверно подтверждено.
Что же касается утверждения административного истца о содержании в заявлении Буланова М.В. и представленных им документах недостоверных сведений, то такие обстоятельства не предусмотрены законом в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата, а в силу пункта 8 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, части 18 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З являются основанием для направления избирательной комиссией, выявившей факты недостоверности представленных кандидатами сведений (при их наличии), соответствующих сведений в средства массовой информации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей.
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 2 и 3 части 5 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З.
Формы справок, а также требования к их заполнению утверждены Указом Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» (далее также - Указ Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546 предусмотрено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок. Таким образом, приведенный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан сообщить в названной справке.
Материалами дела подтверждается, что в графе 1 «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» справки, представленной Булановым М.В. в окружную избирательную комиссию № 7, им проставлен символ « – », при этом записей об отсутствии обязательств имущественного характера, включая слово «отсутствует», им не внесено (л.д. 45).
Следовательно, не указание Булановым М.В. в справке сведений об отсутствии у него обязательств имущественного характера не может расцениваться иначе как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
То обстоятельство, что в соответствующих сносках к разделу 4 «Обязательства имущественного характера» указанной справки в отличие от сносок к разделу 2 «Сведения об имуществе» не содержится указания на необходимость проставления в графе 1 слова «отсутствует», не освобождает кандидата от исполнения положений, содержащихся в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, притом что вопреки доводам заинтересованных лиц символ « – », допускающий неопределенность и неоднозначное толкование, записью об отсутствии обязательств имущественного характера не является.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что, не проставив в графе 1 «Содержание обязательства» раздела 4 «Обязательства имущественного характера» справки запись об отсутствии обязательств имущественного характера, Буланов М.В. нарушил требования Указа Президента РФ от 6 июня 2013 года № 546, предъявляемые к оформлению документов и влияющие на объем изложенной в них информации, и, как следствие, - пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, пункта 2 части 5 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З.
При таких обстоятельствах, поскольку по делу установлено, что постановление окружной избирательной комиссии № 7 от 04 августа 2016 года № 6/1 было принято с нарушением требований, предусмотренных подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, пункта 3.2 части 8 статьи 44 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З, а именно, при наличии на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии № 7, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата Буланова М.В., среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ, пункта 2 части 5 статьи 37 Закона Нижегородской области от 25 ноября 2005 года № 187-З, суд приходит к выводу о том, что заявленные Виноградовым М.С. требования подлежат удовлетворению, а обжалуемое решение избирательной комиссии – признанию незаконным и отмене.
Не свидетельствуют об обратном доводы заинтересованных лиц, поскольку они вышеприведенных выводов суда не опровергают и на отсутствие у окружной избирательной комиссии № 7 оснований для отказа в регистрации кандидата Буланова М.В. применительно к представленным им документам не указывают.
Вопреки доводам заинтересованных лиц не может повлечь отказ в удовлетворении административного искового заявления и то обстоятельство, что окружная избирательная комиссия № 7 не уведомляла Буланова М.В. о наличии нарушений в оформлении представленных им документов в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ.
Из содержания пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ в системном единстве с положениями пункта 24 названной статьи, предусматривающими перечень оснований отказа в регистрации кандидата, а также предписаниями части 6 статьи 76 указанного федерального нормативного правового акта о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, не следует, что неисполнение избирательной комиссией законоположений, содержащихся в пункте 1.1 статьи 38, является основанием для отказа в удовлетворении требования другого зарегистрированного по этому же избирательному округу кандидата об отмене решения о регистрации кандидата, тем более что ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона несет кандидат, который обязан строго соблюдать правовые предписания, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и четко исполнять возложенные на него обязанности по представлению документов, необходимых для его регистрации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 180 КАС РФ, Нижегородский областной суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Виноградова ФИО18 - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва одномандатного избирательного округа № 7, от 04 августа 2016 года № 6/1 «О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области шестого созыва Буланова ФИО19, выдвинутого избирательным объединением – «НИЖЕГОРОДСКОЕ Региональное Отделение Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» по одномандатному избирательному округу № 7».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Нижегородский областной суд.
Судья областного суда М.С. Сорокин
Решение в окончательной форме принято 18 августа 2016 года