ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-570/2022 от 08.09.2022 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2022-000179-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 сентября 2022 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Банщиковой С.Н., при секретаре судебного заседания Урывском В.В., с участием прокурора Зиминой Ю.Р., представителя заинтересованного лица ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-570/2022 по административному исковому заявлению прокурора Иркутской области, действующего в интересах Киренского муниципального образования Киренского района Иркутской области, к Думе Киренского муниципального образования о признании недействующим п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции решения Думы Киренского муниципального образования от 30.07.2019 № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования № 81/4 от 25.12.2018 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Иркутской области, действующий в интересах Киренского муниципального образования Киренского района Иркутской области, обратился в суд с административным к Думе Киренского муниципального образования о признании недействующим п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования № 111/4 от 30.07.2019 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Определением от 04.05.2022 к производству суда принят уточненный административный иск.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Думы Киренского муниципального образования 30.07.2019 № 111/4 внесены изменения в решение Думы Киренского муниципального образования № 81/4 от 25.12.2018 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». Пунктом 12 решения предусмотрено, что в целях организации в границах г. Киренска теплоснабжения населения главе Киренского муниципального образования поручено предоставить (данные изъяты) (принципал) муниципальную гарантию на приобретение топлива (нефти) в сумме 45 000 000 руб. со сроком до 01.03.2020 с правом регрессного требования гаранта к принципалу в случае неисполнения основного обязательства по поставке топлива (нефти). Решение опубликовано в печатном издании «Ленские зори» № 56 (11554) от 02.08.19.

Во исполнение данного решения администрацией Киренского городского поселения в лице главы ФИО9 с (данные изъяты) и (данные изъяты) заключено соглашение от 09.08.2019 № 3 о предоставлении (данные изъяты) муниципальной гарантии, согласно которой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения (данные изъяты) обязательств по оплате услуг (данные изъяты) по поставке нефти по договору от 18.01.2018 и дополнительному соглашению к данному договору от 08.08.2019 № 5, администрация принимает на себя обязательство уплатить по письменному требованию (данные изъяты) денежную сумму в размере не более 45 000 000 руб.

В соответствии с указанным договором (данные изъяты) за период с августа по декабрь 2019 года передано (данные изъяты) 1816, 632 тонны нефти на общую сумму 44 981 107,26 руб., из которых (данные изъяты) оплачено только 1 000 000 руб.

Считают, что п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования № 111 /4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 г на плановый период 2020 и 2021 годов» противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Так, в силу требований Бюджетного кодекса РФ, Положения о бюджетном процессе в Киренском муниципальном образовании, утвержденном решением Думы Киренского муниципального образования от 27.12.2013 № 112/3, при вынесении Думой Киренского муниципального образования решения о бюджете, на основании которого осуществляется предоставление муниципальной гарантии, в данном решении в обязательном порядке должны содержаться сведения, предусмотренные ч.ч. 2, 3, 3.1 ст. 100, ч. 24 ст. 115, ч. 4 ст. 115.2, ч. 4 ст. 117 БК РФ, п.п. 5, 7 ст. 37 Положения о бюджетном процессе, а именно: сведения об объеме бюджетных ассигнований на исполнение муниципальной гарантии; сведения о включении муниципальной гарантии в состав внутреннего муниципального долга; сведения о денежных средствах на исполнение муниципальной гарантии в источниках финансирования дефицита бюджета.

Однако в нарушение вышеуказанных норм решение о предоставление вышеуказанной муниципальной гарантии принято при отсутствии в бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов бюджетных ассигнований на ее исполнение, муниципальная гарантия не включена в состав внутреннего муниципального долга, в источниках финансирования дефицита бюджета не отражены сведения о денежных средствах на исполнение муниципальной гарантии.

Заключением соглашения во исполнение оспариваемого решения о предоставлении муниципальной гарантии нарушаются права и законные интересы Киренского муниципального образования, поскольку взыскание с администрации Киренского муниципального образования суммы долга по муниципальной гарантии при отсутствии на это бюджетных ассигнований существенно увеличит дефицит бюджета муниципального образования.

При указанных обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт продолжает затрагивать права и обязанности материального истца.

Просят суд с учетом уточнений признать недействующим с момента принятия п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции решения Думы Киренского муниципального образования от 30.07.2019 № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования № 81/4 от 25.12.2018 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

В судебном заседании прокурор Зимина Ю.Р. заявленные требования подержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.

Представитель административного ответчика Думы Киренского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, о причинах неявки не сообщил, ранее представил отзыв на административный иск, в котором выразил несогласие с требованиями о признании недействующим в части решения Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», вопрос об удовлетворении заявленных требований в части признания недействующим п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования от 30.07.2019 № 111/4 оставил на усмотрение суда.

Представитель администрации Киренского городского поселения ФИО1 заявленные административные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Представители заинтересованных лиц (данные изъяты) и (данные изъяты) в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены, о причинах неявки не сообщили.

Определением от 23.06.2022 для участия в деле в качестве заинтересованного лица привлечен глава Киренского муниципального образования.

Глава Киренского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен, ранее представил отзыв на административный иск, в котором поддержал заявленные требования.

При таких обстоятельствах суд, в силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.ч. 7, 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 2 и 3 ч. 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч. 3 ст. 208 КАС РФ, ст. 39 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурору предоставлено право в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на обращение в суд с административным иском о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.

Прокурор оспаривает п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования № 81/4 от 25.12.2018 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции решения Думы Киренского муниципального образования от 30.07.2019 № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в связи с чем, принимая во внимание положения п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», позицию административного истца, суд проверяет законность основных нормативных положений (п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4) в соответствующей редакции (решение от 30.07.2019 № 111/4).

В соответствии с п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлено, что в целях организации в границах г. Киренска теплоснабжения населения поручить главе Киренского муниципального образования предоставить (данные изъяты) (принципал) муниципальную гарантию, на приобретение топлива (нефти) в сумме 45 000 000 руб. на 2019 год с правом регрессного требования гаранта к принципалу в случае неисполнения основного обязательства по поставке топлива (нефти). Муниципальная гарантия предоставляется при условии исполнения (данные изъяты) обязательств по выданной муниципальной гарантии в 2018 году в полном объеме.

30.07.2019 Думой Киренского муниципального образования принято решение № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования № 81/4 от 25.12.2018 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и п. 12 изложен в новой редакции: «В целях организации в границах г. Киренска теплоснабжения населения поручить главе Киренского муниципального образования предоставить (данные изъяты) (принципал) муниципальную гарантию, на приобретение топлива (нефти) в сумме 45 000 000 руб. сроком до 01.03.2020 с правом регрессного требования гаранта к принципалу в случае неисполнения основного обязательства по поставке топлива (нефти).

Установлено, что на момент рассмотрения административного иска, оспариваемый нормативный правовой акт прекратил свое действие.

В соответствии со ст. 115.2 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актом, предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии при соблюдении определенных условий.

09.08.2019 (в период действия оспариваемых нормативных правовых актов) во исполнение п. 12 решений между администрацией Киренского городского поселения (гарант), (данные изъяты) (принципал) и (данные изъяты) (бенефициар) заключено соглашение о предоставлении муниципальной гарантии, по условиям которого гарант предоставляет принципалу муниципальную гарантию и дает обязательство отвечать перед бенефициаром за исполнение и надлежащее исполнение принципалом своих обязательств по дополнительному соглашению № 5 от 08.08.2019 к договору поставки нефти от 18.10.2018.

Согласно п. 1.3 соглашения лимит ответственности гаранта перед бенефициаром ограничивается суммой 45 000 000 руб.

В силу п. 1.4 соглашения источником исполнения обязательств гаранта по соглашению являются средства бюджета Киренского муниципального образования, предусмотренные решением Думы Киренского муниципального образования «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Согласно муниципальной гарантии, являющейся приложением к указанному соглашению, гарант обязуется в соответствии с условиями, изложенными в настоящей гарантии, оплатить бенефициару денежную сумму по предоставлении последним письменного требования об ее уплате и документов, предусмотренных гарантией в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по дополнительному соглашению от 08.08.2019 к договору поставки нефти от 18.10.2018 в установленный в нем срок.

Объем обязательств гаранта перед бенефициаром включает оплату задолженности в сумме не более 45 000 000 руб.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты являлись одним из оснований для предоставления муниципальной гарантии.

Как следует из материалов дела, пояснений прокурора, представителя администрации Киренского городского поселения и не оспорено иными лицами, участвующими в деле, в настоящее время в судебном порядке решается вопрос о взыскании с администрации Киренского муниципального образования задолженности по выданной муниципальной гарантии.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 50, суд не вправе прекратить производство по делу и рассматривает заявленные административные требования по существу.

Проверяя полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного правового акта, его форму, вид, процедуру принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 32 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), п. 1 ст. 9 БК РФ составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 153 БК РФ утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Из ст. ст. 25, 31, 36 Устава Киренского муниципального образования следует, что представительным органом Киренского муниципального образования является Дума, состоящая из 15 депутатов.

Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее половины от числа избранных депутатов.

В соответствии со ст. 50 Устава, ст. 37 Регламента Думы Киренского муниципального образования Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения.

Решения Думы по вопросам утверждения местного бюджета принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов.

Нормативные правовые акты Думы вступают в силу со дня их подписания главой Киренского муниципального образования, если действующим законодательством, настоящим Уставом или в самом решении не предусмотрен иной срок.

Решения Думы, являющиеся нормативными правовыми актами, подписываются председателем Думы и главой Киренского муниципального образования.

В соответствии со ст. 52 Устава опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов осуществляется в периодическом печатном издании, с которым имеют возможность ознакомиться жители Киренского муниципального образования.

Установлено, что состав Думы Киренского муниципального образования четвертого созыва сформирован по итогам выборов, состоявшихся 10.09.2017, в составе 15 депутатов, что подтверждается решениями Киренской территориальной избирательной комиссии от 12.09.2017, от 21.09.2017.

25.12.2018 решением Думы Киренского муниципального образования № 81/4 утвержден бюджет Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

30.07.2019 Думой Киренского муниципального образования принято решение № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования № 81/4 от 25.12.2018 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Данные нормативные правовые акты приняты Думой Киренского муниципального образования в форме решений, в пределах предоставленной законом компетенции.

При принятии данных решений кворум имелся, решения приняты большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов, что подтверждается протоколами № 24 от 25.12.2018, № 32 от 30.07.2019.

Оспариваемые нормативные правовые акты подписаны главой Киренского муниципального образования и председателем Думы Киренского муниципального образования.

Указанные решения опубликованы в газете «Ленские зори».

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы, вида, процедуры принятия, подписаны уполномоченными должностными лицами, официально опубликованы и вступили в законную силу.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В соответствии со ст.ст. 28, 32 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, означающий, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

В соответствии со ст. 184.1 БК РФ в законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете).

В соответствии со ст. 6 БК РФ муниципальная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

В соответствии с п. 1 ст. 9 БК к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе, предоставление муниципальных гарантий.

В соответствии с ч. 1 ст. 115 БК РФ (в редакции, действующей на момент принятия решения от 30.07.2019) муниципальная гарантия может обеспечивать надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства).

В соответствии с ч. 12 ст. 115 БК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 115.2 БК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии.

Решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных муниципальных гарантий.

В соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 117 БК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Общая сумма обязательств, вытекающих из муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, а также муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных в соответствии с п. 4 ст. 104 настоящего Кодекса, включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.

В силу п. 3 ст. 100 БК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) объем обязательств по муниципальным гарантиям включается в объем муниципального долга.

Аналогичные положения содержатся в ст. 37 Положения о бюджетном процессе в Киренском муниципальном образовании, утвержденного решением Думы Киренского муниципального образования от 27.12.2013 № 112/3.

Согласно ст. 96 БК РФ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых решений) объем средств, направляемых на исполнение муниципальных гарантий муниципального образования в валюте РФ, в случае если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу включаются в состав иных источников финансирования дефицита местного бюджета.

В соответствии с Главой 4, ст. 165 БК РФ группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, операций публично-правовых образований осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией являющейся единой для всех бюджетов бюджетной системы.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2013 № 65Н (действовали на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) исполнение государственных и муниципальных гарантий, в случае если исполнение гарантом государственных и муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу отражается в подгруппе Номер изъят «Иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» под кодом Номер изъят.

Судом установлено, что в нарушении вышеуказанных положений БК РФ в решении Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в решении Думы Киренского муниципального образования от 30.07.2019 № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в источниках финансирования дефицита бюджета (Приложения № 11 и № 12) не предусмотрено возможное исполнение обязательств по муниципальной гарантии в размере 45 000 000 руб., тем самым не предусмотрено бюджетных ассигнований на возможное исполнение муниципальной гарантии в указанном размере.

В судебном заседании в качестве специалиста был допрошен начальник сводной, экспертно-аналитической инспекции Контрольно-счетной палаты Иркутской области ФИО10, которая, изучив оспариваемые нормативные правовые акты, пояснила, что исполнение муниципальной гарантии на сумму 45 000 000 руб. не предусмотрено в источниках финансирования дефицита бюджета, бюджетные ассигнования на возможное исполнение муниципальной гарантии в бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не предусмотрены. Наличие муниципального долга Киренского муниципального образования в виде выданной муниципальной гарантии было отражено в муниципальной долговой книге только до 01.10.2021, однако сведения о фактическом исполнении муниципальной гарантии администрацией Киренского муниципального образования в имеющейся документации отсутствуют. При этом в настоящее время в судебном прядке происходит взыскание задолженности по муниципальной гарантии, а наличие задолженности по муниципальной гарантии отражено в долговой книге Иркутской области.

Таким образом, п. 12 оспариваемых решений о поручении главе Киренского муниципального образования предоставить муниципальную гарантию (данные изъяты) в размере 45 000 000 руб. в отсутствие в решении о бюджете бюджетных ассигнований на исполнение такой муниципальной гарантии, противоречит положениям ст.ст. 28, 32, 96, п. 12 ст. 115, п. 4 ст. 115.2 БК РФ, поскольку решение о бюджете представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в силу ст. 115.2 БК РФ является одним из оснований для предоставления муниципальной гарантии.

Более того, в оспариваемом нормативном положении усматриваются признаки нарушения антикоррупционного законодательства.

Так, Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (ч. 2 ст. 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пп. «апп. «а», «в», «ж» п. 3), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, прямо относят к коррупциогенным факторам нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий (отсутствие или неопределенность условий или оснований для принятия решения), выборочное изменение объема прав (возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), отсутствие или неполноту административных процедур (отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка).

Учитывая, что в п. 12 оспариваемых решений содержится поручение главе Киренского муниципального образования предоставить муниципальную гарантию в отсутствие бюджетных ассигнований на ее возможное исполнение, то указанное условие порождает правовую неопределенность по вопросу исполнения муниципальным образованием обязательств при предоставлении муниципальных гарантий, предусматривает возможность возникновения обязательства муниципального образования не обеспеченного исполнением, что ведет к нарушению права не только муниципального образования, но и другой стороны в обязательстве на получение встречного исполнения, то есть ставит иную сторону обязательства в заведомо неравноправные условия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования прокурора о признании недействующим п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции решения Думы Киренского муниципального образования от 30.07.2019 № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» обоснованы и подлежат удовлетворению.

Определяя момент, с которого оспариваемые в части нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд приходит к выводу, что поскольку оспариваемые решения имеют ограниченный срок действия, бюджетные ассигнования на исполнение муниципальной гарантии оспариваемыми решения не были предусмотрены и фактически из бюджета Киренского муниципального образования не предоставлялись, то решения в оспариваемой части подлежат признанию недействующими со дня их принятия, что не повлияет на бюджетные правоотношения по уже завершенным финансовым годам.

При этом суд исходит из того, что признание оспариваемых положений с момента вступления в законную силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренные ст. 3 КАС РФ.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего судебного акта подлежит опубликованию в газете «Ленские зори» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Иркутской области, действующего в интересах Киренского муниципального образования Киренского района Иркутской области, удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия п. 12 решения Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в редакции решения Думы Киренского муниципального образования от 30.07.2019 № 111/4 «О внесении изменений в решение Думы Киренского муниципального образования от 25.12.2018 № 81/4 «О бюджете Киренского муниципального образования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Сообщение о принятии настоящего судебного акта опубликовать в газете «Ленские зори» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.09.2022.

Судья С.Н. Банщикова