ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-572/18 от 27.02.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-89\2019

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Пермь 27 февраля 2019 г.

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Степанова П.В.

при секретаре Баяндиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в виде нежилого помещения,

установил:

ФИО1, являющийся собственником нежилого помещения с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости в размере 20455 000 руб., по состоянию на 25 апреля 2016 года.

Указанная рыночная стоимость определена в отчете об оценке от 07 ноября 2018 г. № 1/2473/1-18, составленном оценщиком В. (член СРО ООО «РОО»), осуществляющей оценочную деятельность на основании трудового договора с ООО «Западно-уральский институт экспертизы, оценки и аудита, её величина ниже, чем размер кадастровой стоимости, отраженной в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН), ранее определенной с применением методов массовой оценки.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что уплачивает налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости указанного объекта, поскольку он расположен в здании, включенном в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 25.11.2017 N 944-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", а нежилые помещения, расположенные в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в этот перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Ссылается на то, что несоответствие кадастровой стоимости спорного объекта рыночной стоимости, нарушает его права, поскольку влечет уплату налога на имущество физических лиц в необоснованно завышенном размере.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, в размере рыночной по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представители Правительства Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Управления Росреестра по Пермскому краю и администрации города Перми в судебное заседание не прибыли.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, в связи с чем, на основании части 7 статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение настоящего дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы административного иска, проанализировав письменные объяснения относительно него, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Региональным законодательством и муниципальными правовыми актами установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения на территории данного муниципального образования определяется исходя из их кадастровой стоимости.

На основании пунктов 1 и 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.

Налоговым периодом для налога на имущество физических лиц признается календарный год (статья 405 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступили в силу с 1 января 2019 года и применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Пункт 2 статьи 403 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 334-ФЗ) в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.

В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Таким образом, вышеперечисленные положения пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года (часть 6 статьи 3 Закона N 334-ФЗ). Одним из таких оснований может являться решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

С учетом изложенного, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регулируются нормами законодательства в сфере оценочной деятельности.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определяет Закон об оценочной деятельности.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления, проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость также может быть установлена в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенна в случаях, предусмотренных статьей 24.19 указанного Федерального закона.

Таким образом, кадастровая стоимость может быть установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в ЕГРН (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

При этом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Исходя из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установление кадастровой стоимости равной рыночной является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки, в том числе в целях налогообложения.

Для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной стоимости, перед их кадастровой стоимостью, установленной по результатам государственной кадастровой оценки, поскольку соответствующая рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.

Результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об её утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с государственным контрактом № ** от 18.06.2012 по состоянию на 22.06.2012 на территории Пермского края проведены работы по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, за исключением земельных участков (далее по тексту ГКО ОН).

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края утверждены постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1588-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края".

Кадастровая стоимость объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденная указанным постановлением, определена в результате проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края по состоянию на 22 июня 2012 года.

Результаты оценки вступили в силу с 01 января 2013 г.

Согласно сведениям ЕГРН спорный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 20 сентября 2013 г., поэтому не вошел в перечень объектов ГКО ОН.

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в ЕГРН соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные указанной статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В силу пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.05.2015 N П/210 федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в ЕГРН и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменении их количественных и (или) качественных характеристик.

В целях реализации норм статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности приказом Минэкономразвития России от 18.03.2011 N 113 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в ЕГРН внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости (далее - Порядок N 113).

Порядком N 113 установлен механизм определения кадастровой стоимости для соответствующих объектов недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в Акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости была определена актом филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от 25 апреля 2016г. по состоянию на эту дату, в размере 32476 968,71 руб., с применением удельного показателя кадастровой стоимости 38829,47 руб./кв.м. утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1588-п (утратило силу с 01 января 2019 г., в связи с изданием Постановление Правительства Пермского края от 14.12.2018 N 791-п).

Сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 25 апреля 2016 г.

Принимая во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают его права и обязанности.

Обращение в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного объекта, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую установлена кадастровая стоимость (заявление о пересмотре кадастровой стоимости), в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения и иных целей государственную кадастровую оценку, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки, является отчет об оценке, подготовленный в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Представленный административным истцом отчет об оценке соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, порядок проведения оценки не противоречит требованиям, установленным федеральными стандартами оценки, поэтому подтверждает рыночную стоимость объекта оценки, определенную оценщиком.

Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам, является членом саморегулируемой организации оценщиков, гражданская ответственность оценщика застрахована.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Содержание отчета свидетельствует о том, что выводы о рыночной стоимости не являются произвольными; при оценке объекта оценщик в полной мере придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами; отчет базируется на достоверных сведениях об объекте оценки; описание технических характеристик объекта оценки выполнено на основании визуального осмотра, сведений ЕГРН и технических документов; приведенные расчеты отражают рыночную стоимость объекта оценки.

Оценщик исследовал преимущества и недостатки каждого подхода и на основе анализа полученных им результатов определил итоговую стоимость с применением сравнительного и доходного подходов, методами сравнения продаж и прямой капитализации, что отразил в отчете об оценке, составленном в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При разрешении настоящего административного дела следует иметь в виду, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В случаях, когда административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Вопреки требованиям части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками, не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

Относительно доводов ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, приведенных в письменном отзыве, суд отмечает следующее.

На основании вступившего в силу с 01 января 2017 г. Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ч. 7 ст. 24 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке").

Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с указанным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 24 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке").

Постановление Правительства Пермского края от 22.03.2017 N 121-п "О реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в Пермском крае 1 июля 2017 г.

Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, определено уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края по осуществлению функций в сфере государственной кадастровой оценки, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, наделено государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" с 1 июля 2017 г.

В соответствии с приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 4 июля 2017 г. N СЭД-31-02-2-2-747 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края" проведена очередная государственная кадастровая оценка, результаты которой отражены в отчете от 21 сентября 2018 г. N 01/КС ОН/2018 об итогах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края.

Пунктом 1 приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25.10.2018 N СЭД-31-02-2-2-1323 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края", который вступил в силу 1 января 2019 г., утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края, по состоянию на 01 января 2018 г.

Поскольку, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости, определённы филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю, по состоянию на дату оценки, с применением удельного показателя кадастровой стоимости, полученного в ходе государственной кадастровой оценки, проведенной в 2012 году, результаты которой утверждены постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 N 1588-п, поэтому, как Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, так и государственное бюджетное учреждение Пермского края "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края", применительно к оспариваемым административным истцом сведениям о результатах определения кадастровой стоимости не могут быть признаны государственным органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, а также государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке (государственным бюджетным учреждением, которому переданы эти функции), следовательно, правовых оснований для привлечения их к участию в настоящем деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не имеется.

Круг лиц, участвующих в деле определен исходя их характера заявленного требования и специфики спорных правоотношений, в соответствии с положениями статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные в ходе очередной кадастровой оценки, не оспариваются.

01 января 2019 года в ЕГРН внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, утверждённые приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 г. N СЭД-31-02-2-2-1323, по состоянию на 01 января 2018г.

При изменении кадастровых сведений ранее внесенные в ЕГРН сведения сохраняются (архивные сведения).

Из системного содержания положений частей 5, 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности следует, что сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленной решением суда, подлежит в несению в ЕГРН по состоянию на 1 января календарного года, в котором подано заявление об установлении (оспаривании) кадастровой стоимости, даже в том случае, когда с 1 января календарного года, следующего за календарным годом подачи заявления об установлении (оспаривании) кадастровой стоимости, в ЕГРН внесены сведения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости в результате проведения очередной кадастровой оценки, то есть даже в том случае, когда предыдущим записям о кадастровой стоимости присвоен статус "архивные".

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в ЕГРН результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее на момент возникновения спорных правоотношений правовое регулирование предусматривало право административного истца пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции до принятия Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ), с 01 января 2019 года федеральным законодателем уточнен порядок исчисления имущественных налогов и предусмотрена возможность применения для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку, при рассмотрении настоящего дела установлено, что оспариваемая административным истцом архивная кадастровая стоимость на указанную выше дату подлежит применению, то результатами данной кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в том числе и в налоговом периоде, в котором подано административное исковое заявление, следовательно, он вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

При таких обстоятельствах требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости подлежит удовлетворению.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в ЕГРН (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Кроме того, поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости также подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается и дата подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия), если имело место обращение этого лица в комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В связи с изложенным суд считает необходимым указать дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости в суд – 24 декабря 2018 года, с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28, если на момент принятия решения суда в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы и применяется при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания до внесения сведений об очередных результатах определения кадастровой стоимости в ЕГРН (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административный иск ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 20455 000 руб., по состоянию на 25 апреля 2016 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 24 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья /подпись/