дело № 3а-573/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 06 июня 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Парамоновой Т.И.,
при секретаре Зиновкине Е.О.,
с участием представителя административного истца ООО «Мегаполис-Строй» Киндирова А.С., представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Семилёнковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис-Строй» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Мегаполис-Строй» обратилось в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указало, что Мегаполис-Строй» является собственником объекта недвижимости – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью: 10 752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная актом № 35-4270103 от 10 октября 2016 года филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на 10 октября 2016 года составляет 44502 420 рублей 48 копеек.
Согласно отчету № 007985/18/436 от 19 декабря 2018 года, выполненному ИП Барменковой М.В., рыночная стоимость недвижимого имущества: – земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью: 10 752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 10 октября 2016 года составляет 7989 488 рублей 64 копейки.
11 января 2019 года представитель ООО Мегаполис-Строй» обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просил пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить его стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 01 февраля 2019 года № 2/6 заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также Федеральным стандартам оценки ФСО №7.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости превышает его рыночную стоимость, чем нарушаются права ООО Мегаполис-Строй» как налогоплательщика, представитель административного истца просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью: 10 752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 октября 2016 года в размере 7 989 488 рублей 64 копеек.
Определением Брянского областного суда от 04 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Брянской области.
До начала судебного заседания от представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевской Н.С., представителя заинтересованного лица Правительства Брянской области Череповой Ю.Ю. поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела без участия представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и представителя заинтересованного лица Правительства Брянкой области.
Определением Брянского областного суда от 06 июня 2019 года ходатайства удовлетворены, определено рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и заинтересованного лица Правительства Брянской области.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Мегаполис-Строй» Киндиров А.С. административные исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Семилёнкова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, рыночную стоимость объекта недвижимости, принадлежащего ООО «Мегаполис-Строй» на праве собственности, определенную в соответствии с отчетом ИП Барменковой М.В. № 007985/18/436 от 19 декабря 2108 года и экспертным заключением ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» №01-186/Э-2019 от 21 мая 2019 года, не оспаривала.
Представители административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области», заинтересованного лица Брянской городской администрации о дате и времени судебного заседания извещены надлежаще, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали.
В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика Управления Росреестра по Брянской области Богушевская Н.С. в решении вопроса по существу заявленных требований полагалась на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Правительства Брянской области Черепова Ю.Ю. в письменном отзыве на административное исковое заявление не возражала против удовлетворения заявленных требований.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца ООО «Мегаполис-Строй» Киндирова А.С., представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Брянской области Семиленковой Е.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО «Мегаполис-Строй» является собственником объекта недвижимости - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью: 10 752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 8 – 10, 108 - 148).
В соответствии с актом № 35 – 4270103 от 10 октября 2016 года, утвержденным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, по состоянию на 10 октября 2016 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет 44 502 420 рублей 48 копеек.
Данные об установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости – нежилого здания внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № 32/ИСХ/19 – 11724 от 10 апреля 2019 года, по состоянию на 10 апреля 2019 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 44 502 420 рублей 48 копеек.
Сведения о дате утверждения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости в ЕГРН отсутствуют. Дата определения кадастровой стоимости и дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН – 10 октября 2016 года (л.д. 86).
В соответствии с отчетом № 007985/18/436 от 19 декабря 2018 года, выполненным ИП Барменковой М.В., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 10 октября 2018 года составляет 7 989 488 рублей 64 копейки.
11 января 2019 года представитель ООО «Мегаполи-Строй» обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее – Комиссия) с заявлением, в котором просил пересмотреть результаты кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости и установить его стоимость в размере рыночной.
Решением Комиссии от 01 февраля 2019 года № 2/6 заявление об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости отклонено, поскольку отчет, по мнению комиссии, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также Федеральным стандартам оценки ФСО №7.
Согласно ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно положениям ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
В силу ст. 388, ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаются плательщиками налога на землю.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Исходя из вышеизложенного, административный истец вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет № 007985/18/436 от 19 декабря 2018 года, выполненный ИП Барменковой М.В., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 10 октября 2016 года составляет 7 989 488 рублей 64 копейки.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца ООО «Мегаполис-Строй» Киндирова А.С. определением Брянского областного суда от 16 апреля 2019 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».
Согласно выводам экспертного заключения ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» № 01-186/Э-2019 от 21 мая 2019 года, отчет ИП Барменковой М.В. № 007985/18/436 от 19 декабря 2018 года соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Технические недочеты, влияющие на итоговую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, не выявлены.
В связи с соответствием отчета об оценке от 19 декабря 2018 года № 007985/18/436, выполненного ИП Барменковой М.В., требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость объекта недвижимости, указанного в отчете, по состоянию на 10 октября 2016 года не устанавливалась.
Таким образом, действительная рыночная стоимость объекта оценки - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью: 10 752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 10 октября 2016 года составляет 7 989 488 рублей 64 копейки.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов о действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определенной в размере 7 989 488 рублей 64 копеек в соответствии с отчетом № 007985/18/436 от 19 декабря 2018 года, выполненным ИП Барменковой М.В.
Расчеты стоимости объекта оценки выполнены в соответствии с применяемыми подходами и методами. В отчете об оценке использован метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, выбор данного метода обоснован. Отчет об оценке технических ошибок, способных повлиять на итоговый результат не содержит.
Содержание отчета об оценке не вводит в заблуждение пользователей отчета, а также не допускает неоднозначного толкования полученных результатов.
Достоверность представленных в отчете данных подтверждена ссылками на источники, что тем самым подтверждает рыночную стоимость объекта оценки.
Доказательств того, что рыночная стоимость оцениваемого объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете и экспертном заключении, суду не представлено, и таких данных в материалах дела не имеется.
При этом ни представитель административного истца, ни представители административных ответчиков не возражали против того, что рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 10 октября 2016 года составляет 7 989 488 рублей 64 копейки.
Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ООО «Мегаполис-Строй» и необходимости установить кадастровую стоимость недвижимого имущества - земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью: 10 752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 октября 2016 года в размере 7 989 488 рублей 64 копейки.
В соответствии с п.1 Приказа Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
В Брянской области данные полномочия возложены на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения органом кадастрового учета соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июля 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Из материалов дела следует, что представитель ООО «Мегаполис-Строй» обратился в Комиссию 11 января 2019 года. В связи с тем, что в порядке досудебного урегулирования спора ООО «Мегаполис-Строй» обращалось с заявлением в Комиссию, датой подачи заявления считается день обращения в Комиссию - 11 января 2019 года.
Руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Мегаполис-Строй» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость недвижимого имущества -земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирные многоэтажные жилые лома от 4 до 17 этажей; под объекты капитального строительства и линейные объекты инженерной инфраструктуры, общей площадью: 10752 +/- 36 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 октября 2016 года в размере 7 989 488 рублей 64 копейки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 11 января 2019 года - дату обращения ООО «Мегаполис-Строй» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Брянского областного суда Т.И. Парамонова
мотивированное решение принято 07.06.2019 г.