РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2019 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретарях Гукиной О.Н., Звонове А.А.,
с участием прокурора Болдыревой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-573/2019 по административному исковому заявлению Глаголева Р.Е. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва №106-1 от 29.07.2019 года «О регистрации Тимофеева С.Б. кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательном округу №4»,
у с т а н о в и л:
решением Тульской областной Думы от 30.05.2019 года №64/1988 на 08.09.2019 года назначены выборы депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Тульской области от 05.06.2019 года №60-7 «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №4» полномочия окружной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 возложены на территориальную избирательную комиссию (далее также ТИК) Кимовского района Тульской области.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Тульской области №70-1 от 21.07.2019 года был заверен перечень кандидатов в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва, выдвинутых Тульским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по одномандатным избирательным округам, в количестве 24 человек.
26.07.2019 года ТИК Кимовского района Тульской области принято также постановление №105-1 о регистрации Глагольева Р.Е. в качестве кандидата в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4, выдвинутого Тульским региональным отделением Либерально – Демократической партии России (ЛДПР).
29.07.2019 года ТИК Кимовского района Тульской области принято постановление №106-1 о регистрации кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 Тимофеева С.Б., выдвинутого Тульским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».
Глаголев Р.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления ТИК Кимовского района Тульской области №106-1 от 29.07.2019 года «О регистрации Тимофеева С.Б. кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4». Указал, что данное постановление нарушает его избирательные права, так как регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для участия в избирательной кампании.
Сославшись на положения пункта 1 статьи 38, пункта 9 статьи 59 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федерального закона №67-ФЗ), пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 35 Закона Тульской области от 01.04.2013 N 1893-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы» (далее Закона Тульской области N 1893-ЗТО), указал, что представленный кандидатом в ТИК 26.07.2019 года в 9 час. 40 мин. первый финансовый отчет не содержал учета поступлений и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, а также кандидат не представил справку об остатке средств избирательного фонда на дату отчета, выданную филиалом ПАО «Сбербанк России», копию договора банковского счета, на основании которой открыт специальный избирательный счет кандидата, заверенную филиалом банка. Представленный финансовый отчет был составлен с нарушением формы документа. Представленные кандидатом 26.07.2019 года в 14 час.00 мин. в ТИК справки банка об открытии специального избирательного счета и справка по остаткам на счете не могли быть приняты во внимание в связи с нарушением принципа своевременности их представления и по причине несоответствия даты банковской справки от 23.07.2019 года дате отчета. Документы же, представленные 29.07.2019 года, не могли быть приняты во внимание вследствие несоблюдения установленного пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ срока внесения уточнений и дополнений в документы.
Кроме того, полагал, что указанные кандидатом сведения об основном месте работы (согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ) «в редакции Общественно-политической газеты Тульский области «Кимовская газета в должности главного редактора», недостоверные, недостаточные и могут ввести в заблуждение избирателей, поскольку в бланке редакции отсутствуют ИНН и ОГРН организации, в указанном кандидатом наименовании нет указания на какую-либо из организационно-правовых форм юридических лиц, предусмотренных ГК РФ. В печати, которой заверена справка, также отсутствует ИНН и ОГРН организации. С учетом установленного законом (статьи 19 Закона РФ от 27.12.1991 года №2124-1 «О средствах массовой информации») права (а не обязанности) редакции быть юридическим лицом, положений статьи 20 Трудового кодекса РФ, норм избирательного законодательства, не обладая признаками юридического лица, редакция вышеуказанной газеты не может являться стороной трудового договора. В сведениях о доходах кандидата, полученных в 2018 году, доходы от редакции Общественно-политической газеты «Кимовская газета» отсутствуют.
Эти обстоятельства, по мнению административного истца, являли собой основания для отказа в регистрации кандидата, установленные подпунктами «в» и «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.
В судебное заседание административный истец Глаголев Р.Е. не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца по ордеру адвокат Дульдиер А.В. заявленные требование по изложенным выше основаниям поддержала.
Представитель административного ответчика ТИК Кимовского района Тульской области по доверенности Соловьев С.А. в судебном заседании полагал, что административный иск подлежит удовлетворению.
Заинтересованное лицо Тимофеев С.Б. и его представитель по доверенности Александров В.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, так как все необходимые для регистрации кандидата документы были представлены до принятия решения о регистрации – 26.07.2019 года. 29.07.2019 имело место внесение технических уточняющих дополнений, что кандидат имел право делать в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ. Все документы были приняты ТИК. Сослались на наличие в действиях ТИК Кимовского района, преждевременно проведшей заседание и зарегистрировавшей «неугодного кандидата», признаков злоупотребления правом. Пояснили, что деятельность Тимофеева С.Б. в качестве главного редактора газеты является трудовой, безвозмездной, помимо Устава редакции, договора с главным редактором, сослались на наличие трудового договора и записи в трудовой книжке, представить которые в суд возможности не имеют.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно положениям части второй статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Глаголев Р.Е., зарегистрированный ТИК Кимовского района Тульской области в качестве кандидата в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4, выдвинутого Тульским региональным отделением Либерально – Демократической партии России (ЛДПР), обратился в суд с указанным выше административным иском, ссылаясь на нарушение его права на равенство обязанностей кандидатов при регистрации в качестве таковых.
Таким образом, оспариваемое постановление затрагивает права административного истца.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В числе оснований для отказа в регистрации кандидата федеральный законодатель предусмотрел отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в» пункта 24 статьи 38); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2» пункта 24 статьи 38).
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, регистрация списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 25 Закона Тульской области от 01.04.2013 года №1893-ЗТО.
Согласно пункту 9 статьи 59 Федерального закона №67-ФЗ, кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Закона Тульской области №1893-ЗТО установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, он не позднее, чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную комиссию избирательные документы, в числе которых первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией области.
Согласно пункту 2 статьи 35 Закона Тульской области №1893-ЗТО, первый финансовый отчет кандидат, политическая партия представляют в соответствующую избирательную комиссию одновременно с представлением документов для регистрации в соответствии с настоящим Законом. Первый финансовый отчет кандидата, политической партии включает в себя следующие документы: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, политической партии; первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, политической партии; справку об остатке средств избирательного фонда на дату отчета, выданную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копию договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет кандидата, политической партии, заверенную филиалом публичного акционерного общества «Сбербанк России» (а при его отсутствии - другой кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет). Первый финансовый отчет кандидата, политической партии считается представленным при представлении всех указанных документов.
Порядок подготовки финансовых отчетов кандидата и политической партии в избирательную комиссию и формы учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов при проведении выборов депутатов Тульской областной Думы утверждены Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 24.05.2019 N 58-4.
Данный Порядок (пункты 8-10) предусматривает, что политические партии финансовые отчеты представляют на бумажном носителе и в электронном виде в избирательную комиссию Тульской области, в частности, первый финансовый отчет - одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации списка кандидатов (в отчет включаются сведения по состоянию на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 5 дней).
Первый и итоговый финансовые отчеты составляются по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Порядку.
Первый финансовый отчет включает в себя следующие документы:
1) сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда на бумажном носителе и в электронном виде по разделам, приведенным в приложении 2 к настоящему Порядку, где в графе «Шифр строки финансового отчета» указывается, в какой строке финансового отчета учтено каждое поступление, возврат, расходование денежных средств избирательного фонда;
2) первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда по форме, приведенной в приложении 4 к настоящему Порядку;
3) справка об остатке средств на специальном избирательном счете на дату первого финансового отчета, выданная подразделением публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организации);
4) копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, заверенная подразделением публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организации).
Как установлено судом, 26.07.2019 года в 09.40 час. кандидат Тимофеев С.Б. представил в ТИК Кимовского района Тульской области первый финансовый отчет.
Данный финансовый отчет не содержал сведений об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата по форме, установленной Приложением №2 к Порядку и формам учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов при проведении выборов депутатов Тульской областной Думы, утвержденной Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 24.05.2019 N 58-4.
Отчет был представлен выполненным по форме, установленной Приложением №4 к Порядку и формам учета и отчетности о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших список кандидатов, при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, утвержденному постановлением избирательной комиссии Тульской области от 24.05.2019 года №58-5.
26.07.2019 года в 14.00 час. указанным кандидатом в ТИК Кимовского района были представлены справки ПАО «Сбербанк России» об открытии избирательного счета и по остаткам на счете, датированные 23.07.2019 года.
29.07.2019 года в 09.10 час. кандидат представил в ТИК Кимовского района первый финансовый отчет, выполненный по форме, утвержденной Постановлением избирательной комиссии Тульской области от 24.05.2019 N 58-4, со сведениями об учете поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата политической партии, а также копию договора специального избирательного фонда от 23.07.2019 года, заключенного с ПАО «Сбербанк России».
Достоверность сведений, содержащихся в представленных Тимофеевым С.Б. документах, никем не оспорена и не опровергнута.
Вместе с тем, по смыслу пункта 2 статьи 35 Закона Тульской области от 01.04.2013 года №1893-ЗТО, первый финансовый отчет кандидата не считается представленным в отсутствие каких – либо из его составных частей, в частности, договора банковского счета и сведений об учете поступления и расходования денежных средств, которые, как и собственно финансовый отчет, выполненный по установленной форме, в данном случае были представлены кандидатом только в день заседания избирательной комиссии.
Таким образом, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Тимофеева С.Б., отсутствовал первый финансовый отчет, оформленный в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Закона Тульской области от 01.04.2013 года №1893-ЗТО, то есть, отсутствовали документы, необходимые в соответствие с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Поскольку в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, когда должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, таких документов, является основанием для отказа в регистрации кандидата, оспариваемое административным истцом постановление ТИК Кимовского района №106-1 от 29.07.2019 года «О регистрации Тимофеева С.Б. кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №4 на основании указанных выше документов является незаконным и подлежит отмене.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются, в частности, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпункту «б» части 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются, если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно статье 15 Закона Тульской области №1893-ЗТО, для уведомления о выдвижении списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию области следующие избирательные документы, в числе которых список кандидатов, выдвинутый политической партией, предусмотренный статьей 13 настоящего Закона, по форме, установленной избирательной комиссией области, а также документы в отношении каждого кандидата, включенного в список кандидатов, в числе которых заявление о согласии баллотироваться, предусмотренное федеральным законом, по форме, установленной избирательной комиссией области, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Указанные копии документов должны быть заверены уполномоченным представителем политической партии.
В подпункте 57 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ определено, что род занятий - это документально подтвержденная деятельность, приносящая доход, а также статус неработающего лица: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно неработающий.
Как установлено судом, во исполнение постановления избирательной комиссии Тульской области №70-1 от 21.07.2019 года «О заверении перечня кандидатов в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва, выдвинутых Тульским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия РФ» по одномандатным избирательным округам была направлена копия заявления Тимофеева С.Б. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва.
Как видно из представленного Тимофеевым С.Б. в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, оно содержит сведения об основном месте работы и о занимаемой должности: «работаю в редакции Общественно-политической газеты Тульской области «Кимовская газета» в должности главного редактора». Данные сведения кандидат подтвердил справкой с места работы №02 от 26.06.2019 года, подписанной учредителем указанной Общественно-политической газеты, копией свидетельства о регистрации средства массовой информации.
Между тем, указанный вид деятельности в силу пункта 57 статьи 2 Федерального закона №67-ФЗ не может быть отнесен ни к трудовой деятельности, ни к приносящему кандидату доход роду занятий, которые должны быть указаны в заявлении кандидата.
Согласно статье 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Из документов, представленных заинтересованным лицом, объяснений Тимофеева С.Б. и его представителя следует, что обязанности главного редактора газеты он исполнял безвозмездно, средство массовой информации не является юридическим лицом, следовательно, замещение должности главного редактора не может являться основным местом его работы.
Если род занятий кандидата не предполагает получения какого-либо дохода (вознаграждения), то он был обязан в силу пункта 57 статьи 2, пункта 2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ указать сведения о статусе «временно неработающий», «безработный», иные, позволяющие определить их достоверность и с определенностью судить о наличии дохода у кандидата.
Это формальное по своему характеру требование Федерального закона соблюдено не было.
Следовательно, документы для регистрации Тимофеева С.Б. были поданы с нарушением пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, что должно было явиться основанием для отказа в регистрации кандидата в силу подпункта «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, и в этой связи указывает на наличие дополнительного основания для признания незаконным и отмены оспариваемого административным истцом постановления ТИК Кимовского района №106-1 от 29.07.2019 года.
Утверждать о нарушении ТИК Кимовского района положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (неуведомление о выявленных недостатках) оснований не имеется, поскольку ТИК Кимовского района нарушений требований закона, несоответствия представленных кандидатом документов каким-либо из них, не устанавливала, постановив о регистрации кандидата.
Кроме того, неисполнение избирательной комиссией предписаний федерального законодателя об уведомлении кандидата о недостатках в представленных им документах не освобождает кандидата в числе других кандидатов от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.
В свете всего вышеизложенного доводы, приводимые в возражениях Тимофеевым С.Б. и его представителем, суд находит несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Глаголева Р.Е. удовлетворить.
Постановление территориальной избирательной комиссии Кимовского района Тульской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №4 по выборам депутатов Тульской областной Думы седьмого созыва №106-1 от 29.07.2019 года «О регистрации Тимофеева С.Б. кандидатом в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательном округу №4» признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения.
Председательствующий: