ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-575/2021 от 20.07.2021 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-575/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Александровой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Погребняка О. Ф. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Погребняк О.Ф. (далее административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в <данные изъяты>

В административном исковом заявлении с четом уточнения поданного 17.02.2021 года административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО «ЭКСПЕРТИЗА», по состоянию на дату оценки.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых установлена по результатам государственной кадастровой оценки.

Несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов и их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Представитель административного истца по доверенности Фомина Н.А. в судебное заседание не явилась, судом извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Уважительности причин неявки в судебное заседание не представила. Указанные в ходатайстве основания для отложения рассмотрения дела суд счет не состоятельными и не подтвержденными.

Представители Министерства имущественных отношений Московской области, ГБУ МО Центр кадастровой оценки, заключение судебной оценочной экспертизы не оспаривали, принятие решения оставили на усмотрение суда.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Администрация г/о Дмитров Московской области, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.

Суд, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, принимая во внимание, что стороны извещались о судебном разбирательстве, информация о судебном заседании размещена на официальном сайте Московского областного суда счел возможным административное дело рассмотреть по существу при данной явке.

Исследовав и изучив материалы дела и представленные в них доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему выводу.

В ходе рассмотрения дела установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельные участки разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты>;что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. В отношении названны

В отношении названных объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты>, установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 08.11.2018 года. Стоимость утверждена на основании акта ГБУ МО ЦКО №012д от 21.06.2019года.

В отношении объектов с кадастровыми номерами <данные изъяты> установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2018 года. Стоимость утверждена Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-1633 от 27.11.2018 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости).

Административный истец в силу требований Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов влияет на права и обязанности Погребняка О.Ф. как плательщика налога.

В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ).

Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта, административный истец 21.12.2020 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Погребняком О.Ф., в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов был представлен отчет, подготовленный ООО «Экспертиза», в котором по состоянию на 08.11.2018 и 01.01.2018 года определена рыночная стоимость объектов.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Независимый центр оценки и экспертиз» Бушкову А.Ю.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 08.11.2018 года 01.01.2018 года определена рыночная стоимость объектов.

Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО «ЭКПЕРТИЗА».

При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности. Так, выводы эксперта позволяют утверждать, что допущенные оценщиком ошибки существенным образом влияют на итоговое определение рыночной стоимости объектов.

Согласно выводам эксперта оценщиком допущены нарушения методологического характера. Так, в анализе рынка оценщиком приведен диапазон цен предложений по продаже земельных участков аналогично оцениваемым, вместе с тем по результатам расчетов, стоимость 1 кв. метра объектов оценки оценщиком определена ниже минимальной границы диапазона, следовательно стоимость полученная оценщиком не соответствует в нарушение п.5 ФСО №3 анализу рынка; объекты оценки, за исключением объекта с кадастровым номером 50:04:0150404:122 имеют пригодную форму для строительства, однако оценщиков к стоимости всех объектов оценки за исключением объектов с кадастровыми номерами 50:04:0150405:192, 50:04:0150405:746 введена корректировка в размере 16%; в рамках сравнительного подхода оценки не применена корректировка на удаление от МКАД, в о время как сравниваемые образцы исследования расположены на удалении от 35-58 км., вместе с тем, в анализе рынка оценщик приводит данные зависимости, указывающей на расположение объектов от МКАД на расстоянии от 30-50 км и от 50 км.; принятая в рамках сравнения продаж корректировка на назначение применена для сегмента рынка отличного от объектов оценки. Подробный анализ допущенных нарушений приведен на стр.15-16 экспертного заключения.

Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у суда не имеется. Напротив, суд находит, что суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательств.

Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключения судебных оценочных экспертиз в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что судебная оценочная экспертиза соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости.

Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования. Исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.

Расчет рыночной стоимости объекта полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов.

В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в адрес, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Московской области, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.

В заключениях приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.

Заключения судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Суд считает, что эксперт провел полноценный анализ сегмента рынка объектов исследования, выявил предложения к продаже сопоставимые с объектами исследования по ряду ценообразующих факторов, применил все необходимые корректировки в связи с выявленными отличиями объектов аналогов и объекта оценки.

Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.

Каких-либо убедительных доводов и объективных доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов, суду представлено не было, в связи с отсутствием противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта, оснований для назначения повторной судебной оценочной экспертизы суд не усмотрел.

Таким образом, учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость объектов на основании выводов судебной оценочной экспертизы.

Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд – 29.12.2020 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Погребняка О. Ф., поданное в Московский областной суд 29.12.2020г. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 336 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 269 148.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 331 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 265 142.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 344 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 275 556.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 363 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, Земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 290 775.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 369 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 295 582.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 304 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 243 514.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 379 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 303 592.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 378 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 302 791.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 366 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, Земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 293 179.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 328 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 262 739.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 345 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 276 357.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 350 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 280 362.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 350 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, Земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 280 362.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 345 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 276 357.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 22 334 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 14 125 642.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 373 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 298 786.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 365 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 292 378.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 369 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, Земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 295 582.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 339 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 271 551.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 315 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 252 326.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 323 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 258 734.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 312 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 249 923.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, общей площадью 347 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для строительства объектов культурно-развлекательного назначения, Земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 08.11.2018 года в размере 277 959.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, общей площадью 14 000 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для спортивно-оздоровительных и туристических целей, земли особо охраняемых территорий и объектов равной рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2018 года в размере 10 130 224.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, земли населенных пунктов равной рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2018 года в размере 1 304 599.00рублей;

- земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, общей площадью 2000 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>; разрешенное использование: для дачного строительства, земли населенных пунктов равной рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2018 года в размере 1 654 362.00рублей.

Настоящая кадастровая стоимость действует до даты установления новой кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 27 июля 2021 года.

Судья М.Ю. Елизарова