ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-576/20 от 27.07.2020 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело № 3а- 576/2020

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород 27 июля 2020 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Кручинина М.А.,

при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 ФИО2,

представителя административного ответчика городской Думы города Нижнего Новгорода ФИО3,

прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Смурова С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО4 о признании недействующим решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», в редакции на 29.01.2020 года, в части включения жилого дома по адресу: [адрес] и земельного участка, необходимого для его обслуживания, в озелененную территорию общего пользования «Рекреационно-природная территория» севернее памятника природы регионального значения «Копосовская Дубрава» с идентификационным номером 4-Ср-р,

УСТАНОВИЛ:

административные истцы ФИО1, ФИО4 обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором указали о том, что им на праве общей долевой собственности (по ? доли в праве собственности каждому) принадлежит жилой дом, общей площадью 143,8 кв.м., кадастровый номер [номер], расположенный по адресу: [адрес]. Сведения о местоположении жилого дома внесены в ЕГРН. Права на земельный участок под жилым домом не оформлены.

Они, ФИО1 и ФИО4, обратились в КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под домом и прилегающей территорией, общей площадью 423 кв.м.

КУГИ и ЗР администрации г.Нижнего Новгорода в письменном ответе от 07 августа 2019 года отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что по сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах озелененной территории общего пользования - рекреационно-природной территории севернее ГПП РЗ «Копосовская Дубрава»; образование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в границах озелененной территории общего пользования, не позволяющей размещать индивидуальные жилые дома, будет нарушать требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

Административные истцы указали в административном иске о том, что озелененная территория общего пользования «Рекреационно - природная территория» севернее памятника природы регионального значения «Копосовская Дубрава» с идентификационным номером 4-Ср-р включена в Перечень озелененных территорий общего пользования (далее также – ОТОП) г.Нижнего Новгорода решением городской Думы г.Нижнего Новгорода от 29.05.2013 года №75 «О внесении изменений в Перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 №106», причем площадь и границы данной ОТОП являются условными, существующие только в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности администрации г.Нижнего Новгорода. Сведения о земельном участке ОТОП отсутствуют в ЕГРН.

Полагают, что Правила землепользования и застройки г.Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 года №,07-01-06/22 г.Нижнего Новгорода, являются документом большей юридической силы, которому противоречит оспариваемый ими в части нормативный правовой акт. Ранее местоположение условных границ ОТОП 4-Ср-р соответствовало Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, поскольку совпадало с границами территориальной зоны ТР-Зп (зона парков), установленной Правилами землепользования и застройки г.Нижнего Новгорода. Однако решением Нижегородского областного суда по делу от 25.11.2019 года №3a-835/2019 признаны не действующими Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части включения жилого дома, расположенного по адресу: [адрес], с кадастровым номером [номер], и земельного участка, на котором он расположен, в границы территориальной зоны ТР-Зп (зона парков).

Административные истцы просят суд признать недействующим решение городской Думы г.Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», в редакции по состоянию на 29.01.2020 года, в части включения жилого дома по адресу: [адрес] и земельного участка, необходимого для его обслуживания, в ОТОП «Рекреационно-природная территория» севернее памятника природы регионального значения «Копосовская Дубрава» с идентификационным номером 4-Ср-р.

При рассмотрении административного дела в суде представитель административного истца ФИО1 ФИО2 требования административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Не согласился с доводами представителя административного ответчика.

Представитель административного ответчика городской Думы города Нижнего Новгорода ФИО3 с требованиями административного искового заявления не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать. Указала о том, что городская Дума города Нижнего Новгорода была правомочна принять решение от 26 июня 2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территории общего пользования города Нижнего Новгорода», а также вносить в него изменения и дополнения.

Указала о том, что в соответствии с Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 № 135, перечень представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования города Нижнего Новгорода. Целью ведения Перечня является систематизация сведений об озелененных территориях общего пользования. Данные Перечня направляются в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области для принятия решения о включении в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области.

Утверждение Перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода носит информативный характер и не означает наложение каких-либо ограничений на правообладателей земельных участков, так как решение о включении территории в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области принимается уполномоченным Правительством Нижегородской области органом, а Перечень озелененных территорий является предложением органов местного самоуправления по включению территорий в названный реестр. По мнению административного ответчика права, свободы и законные интересы административных истцов обжалуемым решением городской Думы не нарушены. Представлено письменное возражение на административное исковое заявление (л.д.118-124).

Другие лица, привлеченные судом к участию в деле, в судебное заседание не явились, были извещены судом о месте и времени рассмотрения дела в установленном главой 9 КАС РФ порядке.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов города Нижнего Новгорода и министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области представили в суд письменные отзывы.

Рассмотрев материалы настоящего дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления ФИО1, ФИО4, заслушав представителей сторон и заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административными истцами ФИО1, ФИО4 по настоящему административному делу оспаривается решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», в редакции, действующей по состоянию на 29.01.2020 года, в части включения жилого дома по адресу: [адрес] и земельного участка, необходимого для его обслуживания, в озелененную территорию общего пользования «Рекреационно-природная территория» севернее памятника природы регионального значения «Копосовская Дубрава» с идентификационным номером 4-Ср-р,

Судом установлено, что городской Думой города Нижнего Новгорода принято решение от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», которое было опубликовано в газете «День города. Нижний Новгород», №51 (678), 29.06.2012.

В данное решение вносились изменения и дополнения.

Решением городской Думы г. Нижнего Новгорода от 29.05.2013 года №75 «О внесении изменений в Перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 №106» перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода дополнен, в том числе схемой границ озелененных территорий общего пользования с идентификационным номером 4-Ср-Р.

Запись о включении схемы в Перечень имеет следующее содержание: идентификационный номер: 4-Ср-Р (схема), наименование и категория: рекреационно-природная территория, местоположение: севернее ГПП РЗ «Копосовская дубрава», общая площадь: 635209 кв.м., собственность: муниципальная собственность, краткая характеристика озелененной территории (количество зеленых насаждений, видовой состав, состояние насаждений): преобладающая порода деревьев: сосны.

Суд отмечает, что в приведенной выше редакции, действующей по состоянию на 29.01.2020 года, административные истцы оспаривают решение городской Думы г.Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода».

Решение городской Думы г.Нижнего Новгорода от 29.05.2013 года №75 «О внесении изменений в Перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденный решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 №106» опубликовано в печатных изданиях: «День города. Нижний Новгород, №44(778), 07.06.2013 (решение), «День города. Нижний Новгород», №46(780), 14.06.2013 (приложения 1-15).

Суд полагает, что оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода» с внесенными в него дополнениями обладает всеми признаками нормативного правового акта: принято компетентным муниципальным органом в пределах предоставленных ему полномочий, опубликовано в установленном порядке, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. Поэтому административный спор подсуден Нижегородскому областному суду.

При этом суд исходит из следующего.

Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», как это следует из его содержания, принято в соответствии с Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденным решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21.09.2011 года №135, который в свою очередь принят на основании Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года №110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области».

Порядком ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода установлено, что целью ведения Перечня является систематизация сведений об озелененных территориях общего пользования для их сохранения, эффективного управления и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии озелененных территорий (пункт 1.5). Таким образом, оспариваемое решение Думы города Нижнего Новгорода, которым утвержден перечень озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, определяет конкретные территории (земельные участки), в отношении которых у органов местного самоуправления появилась возможность издавать ненормативные акты, касающиеся управления, распоряжения такой территорией. Данный вывод следует из положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 9 Закона Нижегородской области «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», устанавливающих особый порядок использования территорий общего пользования.

В силу пункта 2 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

В связи с изложенным суд считает, что настоящее дело подсудно Нижегородскому областному суду.

Суд также полагает, что ФИО1, ФИО4 являются надлежащими административными истцам по настоящему административному делу, так как им в суд предоставлены доказательства того, что комитетом по управлению городским имуществом и земельным ресурсам администрации города Нижнего Новгорода в письменном ответе от 07 августа 2019 года им было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под принадлежащим административным истцам на праве собственности жилым домом по адресу: г.[адрес], по причине расположения испрашиваемого земельного участка частично в границах озелененной территории общего пользования - рекреационно-природной территории севернее ГПП РЗ «Копосовская Дубрава» (л.д.29-31).

То обстоятельство, что жилой дом с кадастровым номером [номер], принадлежащий административным истцам, частично расположен в границах озелененной территории общего пользования 4-Ср-Р - рекреационно-природная территория севернее ГПП РЗ «Копосовская Дубрава» также подтверждается схемой, представленной департаментом градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (л.д.248), и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, абзацу 4 статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением.

В рамках реализации предоставленных полномочий принят Закон Нижегородской области от 07 сентября 2007 года №110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области» (далее - Закон №110-З), который регулирует правоотношения в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области.

Согласно пункту 1 статьи 3, пункту 1 части 1 статьи 4 данного Закона Нижегородской области под озелененными территориями в законе понимаются территории различного функционального назначения, покрытые древесно-кустарниковой и (или) травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения, включая участки, не покрытые растительностью, но являющиеся неотъемлемой составной частью данных озелененных территорий земель населенных пунктов; озелененные территории общего пользования Нижегородской области - территории, используемые для рекреационных целей (парки, сады, скверы, бульвары, набережные и другие рекреационно-природные территории).

Согласно статье 11 Закона №110-З в целях эффективного управления озелененными территориями и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии озелененных территорий уполномоченным органом осуществляется учет озелененных территорий Нижегородской области. Данные учета озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области сводятся в Реестр, который ведется уполномоченным органом на основе данных, представленных органами местного самоуправления. Реестр - перечень озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области, используемых для рекреационных целей.

В силу приведенных предписаний, положений статей 6, 7 Закона №110-З, разграничивающих полномочия Правительства Нижегородской области и органов местного самоуправления поселений и городских округов в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области, установление порядка и ведение Реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области является компетенцией Правительства Нижегородской области, осуществление учета озелененных территорий общего пользования городов и иных населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов, Нижегородской области, используемых для рекреационных целей, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В этой связи органам местного самоуправления городов, а также поселений, населенные пункты в составе которых являются административными центрами муниципальных районов Нижегородской области, рекомендовано представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области данные учета озелененных территорий общего пользования по форме согласно приложению к Порядку ведения реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области (пункт 3 Порядка ведения реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26 августа 2008 года №358).

В соответствии с положениями Порядка ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 02 сентября 2011 года №135, Перечень представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования города Нижнего Новгорода, включающий наименование и местоположение озелененных территорий, категорию озелененных территорий в соответствии со статьей 4 Закона Нижегородской области «Об охране озелененных территорий Нижегородской области» с указанием видов озелененных территорий (лесопарки, парки, скверы, сады, бульвары, набережные и другие рекреационно-природные территории), сведения о наличии и состоянии деревьев, кустарников и травянистого покрова на озелененной территории, графические материалы с указанием границ и общей площади озелененных территорий, данных о категории земель, принадлежности земельного участка к территориальным зонам и его планируемом использовании в соответствии с утвержденной градостроительной документацией муниципального образования (п. 1.4).

Формирование Перечня осуществляется уполномоченным администрацией города Нижнего Новгорода органом в области охраны окружающей среды по предложениям главы города Нижнего Новгорода, депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, администраций районов города Нижнего Новгорода, общественных объединений и граждан, а также по инициативе самого уполномоченного органа (2.3.).

Перечень и внесение в него изменений утверждаются городской Думой города Нижнего Новгорода после предварительного рассмотрения постоянной комиссией городской Думы города Нижнего Новгорода по экологии. Проекты правовых актов об утверждении Перечня и внесение в него изменений подготавливаются уполномоченным органом (п. 2.8).

В соответствии с частью 1 и 2 статьи 29 и части 1 статьи 51 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 года №91, городская Дума города Нижнего Новгорода является представительным органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Городская Дума города Нижнего Новгорода по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода.

Исходя из изложенного, городская Дума города Нижнего Новгорода была правомочна принять решение от 26 июня 2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», а также вносить в него изменения и дополнения.

На основании части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 года №106 «Об утверждении Перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода» не должно противоречить Конституции РФ, законам и иным нормативным правовым актам.

Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствии с пунктом 2.13 Порядка ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21 сентября 2011 года №135, данные Перечня используются при формировании списка резервных территорий для выполнения компенсационного озеленения в натуральной форме с целью воспроизводства зеленых насаждений взамен уничтоженных и (или) поврежденных. Администрации районов города Нижнего Новгорода по согласованию с администрацией города Нижнего Новгорода формируют список резервных территорий для компенсационного озеленения по форме, установленной приложением №2 к настоящему Порядку.

Суд, оценив положения оспариваемого решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», в редакции по состоянию на 29.01.2020 года, приходит к выводу о том, что данный нормативный правовой акт не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в котором приведена характеристика территории общего пользования, пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающему возможность включения перечисленных в нем земельных участков общего пользования в состав различных территориальных зон и содержащему запрет на их приватизацию, пункту 1 части 1 статьи 4 и части 3 статьи 9 Закона Нижегородской области от 07 сентября 2007 года №110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», содержащих запрет хозяйственной и иной деятельности на озелененных территориях общего пользования, и не нарушает права административных истцов ФИО1, ФИО4.

Суд приходит к выводу о том, что само решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода» с утвержденным им Перечнем озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода не предусматривает каких-либо запретов, не возлагает каких-либо обязанностей, а лишь содержит такой Перечень и указание на его применение только при формировании списка резервных территорий для выполнения компенсационного озеленения в натуральной форме с целью воспроизводства зеленых насаждений взамен уничтоженных и (или) поврежденных.

Основной целью ведения Перечня является систематизация сведений об озелененных территориях общего пользования для их сохранения, эффективного управления и обеспечения прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию о состоянии озелененных территорий и направление их в уполномоченный орган исполнительной власти Нижегородской области в сфере охраны озелененных территорий Нижегородской области для принятия решения о включении в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области (п.п.1.5, 1.6 Порядка ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 21 сентября 2011 года N 135).

При этом каких-либо положений, обязывающих уполномоченный орган в обязательном порядке включать в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области все предложенные органами местного самоуправления территории, законодательство, регулирующее данные правоотношения, не содержит.

Напротив, согласно части 5 статьи 11 Закона N 110-ФЗ, пункту 2.4. Порядка ведения реестра озелененных территорий общего пользования Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26 августа 2008 года N358, включение озелененных территорий общего пользования в Реестр осуществляется уполномоченным органом, который может отклонить поступившее предложение о включении озелененной территории общего пользования в Реестр.

Так, уполномоченный орган отклоняет предложение о включении озелененных территорий общего пользования Нижегородской области в Реестр в случае, если указанное предложение: не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 2.3 настоящего Порядка; содержит недостоверную информацию; не соответствует утвержденной градостроительной документации муниципального образования (пункт 2.4 Порядка).

Предложение о включении озелененных территорий общего пользования Нижегородской области в Реестр должно содержать следующие материалы, основанные на данных органов местного самоуправления: о наименовании озелененной территории (в случае его наличия); о категории озелененной территории (в соответствии со статьей 4 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года №110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области»); о месторасположении озелененной территории (территориальная привязка озелененной территории к улице, дому, всеобще известному месту в населенном пункте и т.п., по которым возможно четко определить ее местонахождение); графические материалы озелененной территории с указанием границ и общей площади, данными по категории земель, принадлежности земельного участка к территориальным зонам и его планируемом использовании в соответствии с утвержденной градостроительной документацией муниципального образования; о наличии и состоянии деревьев, кустарников и травянистого покрова на озелененной территории (пункт 2.3. Порядка).

В целях проверки материалов, содержащихся в предложении о включении озелененных территорий общего пользования Нижегородской области в Реестр, а также получения отсутствующей в уполномоченном органе информации, необходимой для ведения Реестра, уполномоченный орган направляет запрос в органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования (пункт 2.5 Порядка).

По смыслу Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года №110-З «Об охране озелененных территорий Нижегородской области» правовые последствия в виде запрета строительства на земельном участке, на что ссылаются административные истцы в обоснование нарушения своих прав, возникают после включения территории, на которой он расположен, в Реестр озелененных территорий общего пользования Нижегородской области.

Таким образом, оспариваемым нормативным правовым актом права административных истцов не нарушены, тогда как в силу статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, полагающие, что актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Аналогичные выводы относительно правового характера решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода» содержатся в апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2016 года по административному делу №9-АПГ16-10.

Обосновывая заявленные требования, административные истцы указали в административном исковом заявлении на то, что оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода» противоречит Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода с учетом того, что решением Нижегородского областного суда от 25.11.2019 года по делу №3а-835/19 признаны недействующими Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части включения жилого дома административных истцов и земельного участка, необходимого для обслуживания данного дома, в территориальную зону ТР-Зп (зона парков).

Суд не может согласиться с данным доводом с учетом приведенных выше выводов о том, что оспариваемое в части решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода» не нарушает права административных истцов.

Кроме того, министерством градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области по запросу суда представлены фрагмент схемы функционального зонирования генерального плана города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 года №22, в части отнесения земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: [адрес], к функциональной зоне; фрагмент схемы градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 года №07-01-06/22, в части отнесения земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: [адрес], к территориальной зоне; фрагмент схемы границ озелененных территорий из Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденных приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30.03.2018 года №07-01-06/22, с указанием озелененной территории общего пользования - рекреационно-природной территории севернее ГПП РЗ «Копосовская Дубрава» в части отнесения земельного участка, на котором расположен жилой дом по адресу: [адрес], к территориальной зоне; схема границ озелененной территории общего пользования (л.д.107-113).

Анализ приведенных фрагментов схем позволяет суду сделать вывод о том, что Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода содержит в своем составе Карту границ озелененных территорий общего пользования, в которой обозначена граница озелененной территории общего пользования «Рекреационно-природная территория» севернее памятника природы регионального значения «Копосовская Дубрава» с идентификационным номером 4-Ср-р, при этом данная граница проходит по формируемому (испрашиваемому административными истцами) земельному участку (л.д.111, 112).

В таком случае, по мнению суда, отсутствуют основания полагать, что решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», в редакции на 29.01.2020 года, в части включения жилого дома по адресу: [адрес] и земельного участка, необходимого для его обслуживания, в озелененную территорию общего пользования «Рекреационно-природная территория» севернее памятника природы регионального значения «Копосовская Дубрава» с идентификационным номером 4-Ср-р, противоречит Правилам землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, о чем указывают административные истцы.

Суд также не может согласиться с доводом, содержащимся в административном исковом заявлении, о незаконности оспариваемого Перечня в связи с отсутствием регистрации границы озелененной территории общего пользования 4-Ср-Р - рекреационно-природная территория севернее ГПП РЗ «Копосовская Дубрава» в Едином государственном реестре недвижимости. Согласно статье 5 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения о границах озелененных территорий общего пользования не подлежат внесению в ЕГРН. Данное обстоятельства подтверждено сообщением филиала «ФГБУ Росреестра» по Нижегородской области на запрос суда (л.д.79-80).

При таком положении у суда не имеется правовых оснований для признания административного искового заявления обоснованным, а оспариваемого нормативного правового акта – недействующим.

На основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО4 о признании недействующим решения городской Думы города Нижнего Новгорода от 20.06.2012 года №106 «Об утверждении перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода», в редакции на 29.01.2020 года, в части включения жилого дома по адресу: [адрес] и земельного участка, необходимого для его обслуживания, в озелененную территорию общего пользования «Рекреационно-природная территория» севернее памятника природы регионального значения «Копосовская Дубрава» с идентификационным номером 4-Ср-р – отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 10 августа 2020 года.

Судья областного суда М.А. Кручинин