Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2016 года г.Самара
Самарский областной суд в составе:
Председательствующего- судьи Родиной Т.А.
При секретаре Бамбуровой Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании
административное дело №3а-576/2016 по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г. Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Куйбышевскому одномандатному избирательному округу №4 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы от 12 августа 2016 года №8/1 о регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва ФИО3,
с участием прокурора Гуляевой Е.С.,
ФИО2 и адвоката Ильина А.М.,
представителей Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары Самарской области ФИО4 и ФИО5,
У с т а н о в и л :
Постановлением Самарской Губернской Думы от 14.06.2016 года №1656 назначены выборы депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
На Территориальную избирательную комиссию Куйбышевского района г.Самары постановлением избирательной комиссии Самарской области от 18 мая 2016 года №213/1630-5 возложены полномочия окружной избирательной комиссии Куйбышевского одномандатного избирательного округа №4 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы.
Решением Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Куйбышевскому одномандатному избирательному округу №4 /далее ТИК с полномочиями ОИК/ №8/1 от 12 августа 2016 года кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва зарегистрирован в порядке самовыдвижения ФИО3
Кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по тому же избирательному округу ФИО2, выдвинутый избирательным объединением «Самарское областное отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации», обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения ТИК о регистрации кандидата в депутаты ФИО3.
Требование обосновано тем, что почерковедческая экспертиза подписей избирателей, выявившая 30 фактов фальсификации подписей, проведена поверхностно и не в полном объеме. По мнению административного истца, визуально видно, что в папке №6, помимо тех, что выявлены экспертом, имеются одной рукой выполненные даты и подписи в следующих подписных листах: лист 59 строка 4, лист 71 строка 3, лист 83 строка 3, лист 84 строка 2, лист 89 строка 1, лист 90 строка 2, лист 96 строка 3, лист 100 строка 5. Одной рукой выполнены даты и подписи в папке №6: лист 2 строка 2, лист 43 строка 4, лист 55 строка 4, лист 66 строка 1, лист 68 строка 5, лист 78 строка 2, лист 97 строка 2, лист 100 строка 1, а также лист 3 строка 3 и лист 91 строка 4; лист 21 строка 4 и лист 96 строка 4. В ходе проверки выявлены избиратели, в подписных листах которых указаны данные недействительных паспортов, установлен факт смерти избирателя до даты сбора подписей, а также имелись случаи, когда избиратель женского пола подписывался мужской фамилией.
В судебном заседании административный истец и его адвокат поддержали заявленное требование.
Представители Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары просили отказать в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что процедура приема, выборки, проверки и оформления результатов проверки подписных листов в поддержку выдвижения ФИО3 проведена с соблюдением норм законодательства о выборах.
ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен.
Заслушав стороны, эксперта, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
В соответствии с пунктом 6 статьей 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как предусмотрено подпунктом «г.1» пункта 24 статьи 38 вышеуказанного закона, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, то выявление 10 и более процентов недостоверных и /или/ недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Из материалов дела следует, что 22.07.2016 года ФИО3 представил в Территориальную избирательную компанию пакет документов для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва по Куйбышевскому одномандатному избирательному округу №4 в порядке самовыдвижения.
03.08.2016 года он подал документы для регистрации кандидатом в депутаты, в том числе 7 папок на 664 листах с подписными листами, содержащими 3320 подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 37 ФЗ-67 от 12.06.2002 года на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей.
В силу пункта 3 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункта 10 статьи 46 Закона Самарской области « О выборах депутатов Самарской Губернской Думы» №56-Г от 18 апреля 2016 года для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений Избирательная комиссия Самарской области, окружные избирательные комиссии используют ГАС «Выборы», включая регистр наблюдателей.
Проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей избирателей. Количество подлежащих проверке подписей избирателей и порядок проведения случайной выборки /жребия/ подписных листов для осуществления указанной проверки устанавливаются решением Избирательной комиссии Самарской области /п.11 статьи 46 Закона Самарской области №56-ГД/.
Во исполнение вышеуказанных требований закона ТИК с полномочиями ОИК 03.08.2016 года внесла информацию о предоставленных ФИО3 документах в систему ГАС «Выборы» для проведения случайной выборки подписных листов для проверки достоверности данных об избирателях.
На основании случайной выборки отобрана папка №3 с проверкой 142 из 500 подписей и папка №6 с проверкой 500 из 500 подписей, всего 642 подписи, составлена опись папок 1-ой случайной выборки подписных листов для проверки достоверности данных об избирателях, после чего папки направлены на почерковедческую экспертизу.
Экспертом экспертно-криминалистической группы отдела полиции №7 Управления МВД России по городу Самаре ФИО6 проведена проверка подписных листов 142 подписей папки №3 и 500 подписей папки №6. По результатам проведенной проверки составлено заключение №054 от 09.08.2016 года, в котором отражены 30 фактов выполнения подписей одним лицом.
По результатам проведенной проверки рабочая группа с учетом заключения эксперта и сведений, предоставленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области, установила следующие основания для признания подписей избирателей недостоверными и/или / недействительными:
в папке №3 выявлены недостоверными 5 подписей по коду нарушения 2: подписи избирателей выполнены от его имени другим лицом, 6 подписей по коду нарушения 4**: сведения об избирателе не соответствуют действительности /на основании справки органа регистрирующего учета либо на основании письменного заключения эксперта/, 1 подпись по коду нарушения 11: неоговореннные исправления в дате внесения подписи. 1 подпись признана недействительной по коду нарушения 13: неоговоренные исправления в сведениях об избирателе.
В папке №6 выявлены недостоверными 25 подписей по коду нарушения 2: подписи избирателей выполнены от его имени другим лицом, и 7 подписей по коду нарушения 4: сведения об избирателе не соответствуют действительности /на основании справки органа регистрирующего учета либо на основании письменного заключения эксперта/.
10.08.2016 года ТИК с полномочиями ОИК составила итоговый протокол проверки подписных листов, в соответствии с которым количество недостоверных подписей составило 45 /7%/ подписей, количество достоверных подписей 597.
Установив, что при проверке подписей ТИК с полномочиями ОИК не выявлено 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, и что ФИО3 представил необходимое количество достоверных подписей избирателей, собранных в его поддержку, ТИК с полномочиями ОИК имела основания для регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва.
Доводы административного истца о поверхностном проведении почерковедческой экспертизы, суд находит несостоятельными.
Экспертиза проведена экспертом, имеющим право самостоятельного проведения судебных почерковедческих экспертиз, оснований сомневаться в компетентности эксперта у суда не имеется. Все указанные в административном иске подписные листы были предметом исследования эксперта.
В ходе судебного заседания эксперт ФИО1. подтвердил правильность результатов проведенного им при проверке подписных листов исследования.
Визуальное изучение экспертом каждой записи и применение при исследовании лупы соответствует требованиям п.3.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения /самовыдвижения/ кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 №128/986-6. Применение других технических средств при исследовании подписей указанные Методические рекомендации не содержат.
Приведенные административным истцом доводы относительно того, что в подписных листах папки №6, помимо тех, что отражены в экспертном заключении, имеются подписи и даты, выполненные одним лицом, экспертом не подтверждены. Оспариваемые административным истцом подписные листы обозревались судом в ходе судебного разбирательства, и эксперт пояснил, что подписи и даты в оспариваемых истцом подписных листах выполнены разными лицами, и привел этому подробные обоснования.
В административном иске указано, что в ходе проверки данных избирателей были выявлены подписные листы с данными недействительных паспортов, выявлен факт смерти избирателя, скончавшегося до даты сбора подписей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что данные факты были выявлены Территориальной избирательной комиссией, в результате чего указанные подписные листы признаны недостоверными.
Доводы административного истца о том, что имелись случаи, когда избиратель женского пола подписывался мужской фамилией, суд не принимает во внимание, поскольку они не подтверждены доказательствами и не соответствуют требованиям пунктов 6.3 и 6.4 статьи 38 ФЗ-67 от 12.06.2002 года для признания таких подписей недостоверными или недействительными.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии соблюдена процедура приема подписных листов, их выборки и проверки, оформления результатов проверки подписных листов в поддержку кандидата ФИО3, решение о регистрации ФИО3 кандидатом в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва принято в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст.239-244 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
В удовлетворении требования ФИО2 об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Куйбышевского района г.Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии по Куйбышевскому одномандатному избирательному округу №4 по выборам депутатов Самарской Губернской Думы шестого созыва от 12.08.2016 года №8/1 о регистрации кандидата в депутаты Самарской Губернской Думы шестого созыва ФИО3, выдвинутого в порядке самовыдвижения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней.
Судья: Т.А.Родина