ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-576/2021 от 17.08.2021 Московского областного суда (Московская область)

№3а-576/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2021 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Румянцевым М.С.,

с участием прокурора Ищенко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-576/2021 по административному исковому заявлению Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ» в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского округа Серпухов Московской области о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 05.10.2016 № 122/14,

у с т а н о в и л :

решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 05.10.2016 № 122/14 (в редакции решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 20.05.2020 № 147/19) утвержден Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 4.9.2 Порядка опросные листы размещаются на официальных сайтах Администрации и Министерства экологии и природопользования Московской области.

Согласно пункту 4.10 ссылка на проведение голосования в электронной форме размещается на сайте Администрации. Для участия в голосовании необходимо зарегистрироваться (указать фамилию, имя, отчество (при наличии) и место проживания) и получить идентификационный номер.

Административный истец - Московская областная общественная организация содействия защите прав граждан «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ», действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Серпухов Московской области, в котором, с учетом последующего уточнения, просит признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 4.9.2, 4.10 Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «городской округ Серпухов Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 05.10.2016 № 122/14.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Московская областная общественная организация содействия защите прав граждан «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ», действуя на основании п. 2.2 Устава организации, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц – жителей городского округа Серпухов Московской области. Административным истцом рассмотрены обращения жителей данного городского округа об обеспечении их технической возможностью участвовать в общественных обсуждениях по вопросу рекультивации полигона ТКО «Лесная», а именно, оказать содействие в выдаче уполномоченными органами устройств, поддерживающих программу Zoom или иные площадки для участия в видео-конференц-связи, поскольку иная возможность участвовать в общественных обсуждениях у них отсутствует. Между тем, участие в общественных обсуждениях по вопросу ОВОС на объекты ГЭЭ по полигону ТКО «Лесная» (проектная документация на реконструкцию, новые технологии и оборудование) затрагивает права жителей городского округа Серпухов на благоприятную экологию и право на участие в вопросах местного значения.

Как полагает административный истец, оспариваемые нормативные положения, не обладая признаками формальной определенности, нарушают права жителей городского округа Серпухов на благоприятную окружающую среду, экологию и на участие в решении вопросов местного значения, поскольку ограничивают права граждан, не оснащенных техническими средствами для участия в онлайн-конференциях, на участие в общественных обсуждениях по вопросам, касающимся объектов государственной экологической экспертизы.

В свою очередь, нарушение принципа формальной определенности, по утверждению административного истца, выражается в отсутствии в оспариваемом акте ограничений по количеству обсуждаемых вопросов в один день. Согласно правовой позиции административного истца, оспариваемые акты должны содержать не только подробные положения о каждом виде общественных обсуждений, но и о способах их проведения в электронной форме, а также об обязательных мерах содействия населению, не имеющему технических знаний и средств, в целях обеспечения реального участия граждан в обсуждениях по вопросам, потенциально создающим угрозу жизни и здоровью населения. Таким образом, оспариваемые акты ввиду отсутствия формальной определенности приводят к многочисленным нарушениям федерального законодательства при практическом применении.

Оспариваемые нормативные положения, согласно позиции административного истца, в своей совокупности допускают возможность проведения опроса исключительно в электронной форме, лишая граждан, не имеющих технической возможности принять участие в опросе в сети «Интернет», альтернативных способов выразить свою позицию по актуальным для городского округа вопросам реализации объектов государственной экологической экспертизы. Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые нормы затрагивают права граждан, проживающих в городском округе Серпухов, жизнь и здоровье которых находится в опасности ввиду ненадлежащего проведения общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду объектов государственной экологической экспертизы, на уважение их личной и семейной жизни.

В судебное заседание административный истец - Московская областная общественная организация содействия защите прав граждан «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного слушания, не явился.

Представитель административного ответчика Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области на основании доверенности в судебном заседании просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях. В обоснование своей правовой позиции указал на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Иные участники процесса, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Ищенко Е.И., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений части 2 статьи 1, части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных федеральным и региональным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций, и осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ).

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 16 указанного выше Федерального закона к числу вопросов местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ).

В силу положений ст. 10 Федерального закона № 174-ФЗ, государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона № 174-ФЗ предусмотрено, что одним из принципов экологической экспертизы является гласность и учет общественного мнения.

Согласно ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона, материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, включены в состав материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы.

Организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, отнесены частью 1 статьи 9 Федерального закона № 174-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории.

При этом, федеральное нормативное регулирование правоотношений, связанных с проведением органами местного самоуправления обсуждений с гражданами и общественными организациями объекта государственной экологической экспертизы, отсутствует.

На территории Московской области распоряжением Министерства и природопользования Московской области от 18.03.2016 № 198-РМ утверждены Методические рекомендации органам местного самоуправления Московской области по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Московской области.

В настоящее время процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, регламентирована приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее - Положение об ОВОС).

В силу пункта 1.1 Положения об ОВОС, общественные обсуждения представляют из себя комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

Исходя из п. 2.5 Положения об ОВОС, обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности (п.4.9 Положения об ОВОС).

Согласно пункту 2 приложения 16 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» с 06.04.2020 по 31.12.2021 обсуждение объекта государственной экологической экспертизы и материалов ОВОС, которая подлежит государственной экологической экспертизе, с гражданами и общественными организациями (объединениями), включая представление участниками обсуждения замечаний и предложений, организуется в соответствии с Положением об ОВОС, с использованием средств дистанционного взаимодействия.

На основании части 4 статьи 26 Устава городского округа Серпухов Московской области, принятого решением Совета депутатов городского округа Серпухов МО от 05.03.2019 № 384/48, порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом Совета депутатов городского округа в соответствии с законом Московской области.

Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 5 ст. 26 Устава).

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области № 122/14 от 05.10.2016 утвержден Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области».

Решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области № 147/19 от 20.05.2020 внесены изменения в Порядок проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области». Данное решение Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области Московской области опубликовано в официальном издании средства массовой информации городского округа Серпухов Московской области – в газете «Серпуховские вести» №19 (240) 22 мая 2020 года, а также официальном сайте Администрации городского округа Серпухов Московской области.

С учетом изложенного выше, Совет депутатов городского округа Серпухов Московской области принял оспариваемый в части нормативный правовой акт в строгом соответствии с полномочиями и компетенцией представительного органа муниципального образования. Требования к форме и виду, правилам введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта соблюдены.

Кроме того, по процедуре принятия и обнародования нормативный акт административным истцом не оспаривается.

В соответствии с оспариваемым пунктом 4.9.2 Порядка опросные листы размещаются на официальных сайтах Администрации и Министерства экологии и природопользования Московской области.

Согласно п. 4.10 данного Порядка, ссылка на проведение голосования в электронной форме размещается на сайте Администрации. Для участия в голосовании необходимо зарегистрироваться (указать фамилию, имя, отчество (при наличии) и место проживания) и получить идентификационный номер.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец ссылается на нарушение указанными выше нормативными положениями прав граждан – жителей городского округа Серпухов Московской области, не имеющих технической возможности по участию в общественных обсуждениях.

В силу пункта 2.10 решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области № 122/14 от 05.10.2016 «об утверждении Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области (в редакции решения Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области № 147/19 от 20.05.2020), после принятия постановления Главы городского округа о назначении общественных обсуждений Заказчик информирует общественность о проведении общественных обсуждений через средства массовой информации в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Информация, извещающая о начале проведения общественных обсуждений, должна быть опубликована (обнародована) не менее чем за 30 дней до начала общественных обсуждений.

Вместе с тем, исходя из положений п.п. 1.8, 4.9.3 Порядка, предусмотрена возможность проведения общественных обсуждений не только в форме опроса, но и в форме общественных слушаний и референдума, а также предусмотрена возможность проведения опроса методом приема предложений и замечаний.

При таких обстоятельствах, вышеприведенные доводы административного истца обоснованными признать нельзя.

Анализ приведенных выше нормативных положений законодательства, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, позволяет суду прийти к выводу о том, что оспариваемые административным истцом положения, предусматривающие возможность размещения опросных листов на официальных сайтах Администрации и Министерства экологии и природопользования Московской области, а также возможность проведения голосования в электронной форме путем размещения ссылки на сайте Администрации актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440, не противоречит.

Кроме того, электронная форма проведения общественных слушаний определена в связи с принятием постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной (2019-nCoV) на территории Московской области».

Оспариваемые положения не нарушают принципа правовой определенности, приняты в соответствии с Методическими рекомендациями органам местного самоуправления Московской области по проведению общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы на территории Московской области, утвержденными распоряжением Минэкологии Московской области от 18.03.2016 № 198-РМ.

Доводы административного искового заявления, по сути, фактически направлены на оспаривание решений Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области № 164/21 от 23.06.2020, № 165/21 от 23.06.2020, №166/21 от 23.06.2020, № 167/21 от 23.06.2020 и постановления Главы городского округа Серпухов Московской области от 09 июля 2020 года №№ 2228, 2229, 2230, 2231, регламентирующих назначение и проведение общественных мероприятий – общественных обсуждений в форме опроса граждан в электронной форме, которые не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела.

С учетом приведенных норм права, оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого выступает административный истец, в связи с чем законных оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется.

Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Московской областной общественной организации содействия защите прав граждан «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ» в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов городского округа Серпухов Московской области о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пунктов 4.9.2, 4.10 Порядка проведения общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы в муниципальном образовании «Городской округ Серпухов Московской области», утвержденного решением Совета депутатов городского округа Серпухов Московской области от 05.10.2016 № 122/14, - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2021 года.