ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-577/2022 от 05.05.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №3а-577/2022

52OS000001-2022-000216-18

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Новгород 05 мая 2022 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Дуцевой Н.Е., при секретаре судебного заседания Мурзаевой К.А., с участием представителя административных истцов - ФИО1, старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Коккуринй Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Донских ФИО10 и ФИО3 ФИО11 о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год,

УСТАНОВИЛ:

25 ноября 2019 года министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ №326-13-369863/19 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также - приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19, Перечень 2020).

Приказ от 25 ноября 2019 года №326-13-369863/19 размещен на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня 2020 включен объект недвижимости с кадастровым номером [номер], расположенный по адресу: [адрес].

ФИО2 и ФИО3 обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта в указанной части.

Как указали административные истцы, они являются сособственниками нежилого здания с кадастровым номером [номер], расположенного по адресу: [адрес], которое является нежилым складским зданием, часть помещений которого используется для работы сотрудников склада, рабочих и бухгалтерии.

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер], с видом разрешенного использования «под проектирование и строительство первой очереди жилого квартала», что не предполагает размещение на нем офисных зданий административно-делового или коммерческого назначения, а также объектов бытового обслуживания или общественного питания.

При таких обстоятельствах административные истцы считают, что принадлежащее им нежилое здание не отвечает признакам, предусмотренным ст.378.2 НК РФ, неправомерно включено в вышеуказанный Перечень, что неправомерно возлагает на них обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в завышенном размере.

Административным ответчиком в суд представлен отзыв по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3, в котором административный ответчик указал, что в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год включен объект, принадлежащий административным истцам на праве общей долевой собственности:

- здание с кадастровым номером [номер], согласно сведениям ЕГРН имеет следующие характеристики: назначение - «нежилое здание», наименование - «нежилое здание», площадью 1234,00 кв.м., расположено по адресу: [адрес]

Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером [номер], согласно данным публичной кадастровой карты категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под проектирование и строительство первой очереди жилого квартала.

При формировании Перечня на 2020 г. использовались сведения ЕГРН, согласно которым спорный объект с кадастровым номером [номер] имел назначение - «нежилое», наименование - «административное здание».

Согласно данных технического паспорта, составленного ГП НО «Нижтехинвентаризация» Нижегородский городской филиал, по состоянию на 08.09.2006 г., здание имеет наименование «Административное здание», литеры А,А1, А2, согласно экспликации к поэтажному плану нежилого здания, к основным, канцелярским по назначению, площадям отнесены помещения по литере А (первый этаж) - № 2, 3, 7, 8 с наименованием «кабинет» (общей площадью 54,2 кв.м.), по литере А1 (первый этаж) - № 24, 26, 29 с наименованием «кабинет» (общей площадью 162,4 кв.м.), по литере А (второй этаж) - № 8 «приемная» (14,3 кв.м.), № 2,6,7,11,13,14 - с наименованием «кабинет» (общей площадью 86,0 кв.м.), по литере А1 (второй этаж) - № 17,18,19 с наименованием «кабинет» (общей площадью 173,9 кв.м.).

Суммарно площадь вышеуказанных помещений равна 490,8 кв.м., что составляет 39,77% от общей площади здания (1234,00 кв.м.).

А также, по литере А (второй этаж) - помещение № 2 с наименованием «торговый отдел», площадью 36,0 кв.м., что составляет 2,9% от обшей плошали здания.

Назначение этих площадей канцелярское, то есть конторское, офисное, соответствует наименованию объекта «Административное здание», следовательно, здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, что удовлетворяет требованиям пп.2 п.3 ст.378.2 НК РФ.

Согласно ГОСТ Р 58033-2017 Национальный Стандарт Российской Федерации «Здания и сооружения. Словарь Часть 1 Общие термины», пункт 3.4.8 «здание административное» (офисное здание): здание, предназначенное для размещения учреждений и организаций непроизводственной сферы деятельности; пункт 4.3.7 офис (контора): помещение общественного назначения для размещения рабочих мест администрации, сотрудников и персонала учреждений и ведомств.

Таким образом, по мнению административного ответчика, понятие административного здания и офисного здания идентифицируются, дается четкое однозначное определение офиса.

Кроме того указывает, что согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Торговый Дом <данные изъяты>» зарегистрировано по адресу: [адрес]. Одним из учредителей организации является административный истец - Донских ФИО12. Основным видом деятельности ООО «ТД <данные изъяты>» является «Торговля оптовая мороженым и замороженными десертами» (код 46.38.26).

Полагает, что здание предназначено и используется административными истцами в целях ст.378.2 НК РФ, следовательно, было обоснованно включено в Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 г.

В связи с чем, просит суд ФИО2, ФИО3 в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объеме (л.д.64-67).

Административные истцы ФИО2 и ФИО3, представитель административного ответчика в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Представитель административного истца - ФИО1 поддержал заявленные требования, указал, что включение спорного объекта недвижимости в оспариваемый Перечень, является необоснованным. Права административных истцов нарушаются ввиду увеличенной суммы налога. Доводы административного ответчика, изложенные в отзыве, уже были предметом исследования, что подтверждается решением Нижегородского областного суда по делу №3а-[номер]/2020. Административные истцы неоднократно обращались с аналогичным административным иском, исключая спорный объект из Перечней за иные периоды.

Здание расположено на закрытой, огороженной территории. Представители административного ответчика выход для составления акта обследования фактического использования здания не осуществляли. Довод о регистрации юридических лиц в данном здании также не состоятелен. В здании зарегистрировано только ООО «ТД Хладград». Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Заслушав представителя административного истца, заключение старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Кокуриной Р.В., полагавшей заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, обсудив доводы административного искового заявления, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов дела следует, что ФИО2 и ФИО3 на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], назначение: нежилое, наименование: нежилое здание, общей площадью 1234 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], доля в праве собственности каждой - 1/2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-54373961 от 12.04.2022, представленной суду ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области (л.д.53-54).

Указанный объект недвижимости включен в пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня на 2020 год.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО2 и ФИО3 являются надлежащими административными истцами.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Проанализировав указанные положения НК РФ во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 05.11.2014 №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года № 8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения» (далее - Порядок), постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», Положения о министерстве, суд приходит к выводу о том, что приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят как в пределах полномочий Нижегородской области, так и в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Данные приказы размещены на официальном сайте Правительства Нижегородской области и Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Административными истцами компетенция Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на издание указанных нормативных правовых актов не оспаривалась.

Проверив приказ № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 НК РФ предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса), основания отнесения к ним отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также фактическое использование зданий (строений, сооружений) и помещений в них для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания определены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

По смыслу ст.378.2 НК РФ в перечень объектов недвижимого имущества включаются существующие здания, не снятые с кадастрового учета.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 02.10.2015 № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка уполномоченный орган осуществляет организационно-техническую работу по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с пунктом 5 Порядка для определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений с целью составления Перечня используются:

- сведения государственного кадастра недвижимости;

- сведения Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В целях уточнения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений дополнительно используются:

- документы технического учета (инвентаризации);

- иные документы органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, собственников объектов недвижимого имущества;

- информация об объектах недвижимости из открытых источников, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 9 статьи 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, в том числе, соответствует ли оспариваемый нормативный правовой акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. В соответствии с п.3 ч.2 ст.62 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, обязано подтвердить факты, на которые ссылается как на основание своих требований.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что спорный объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], общей площадью 1234 кв.м., расположенное по адресу: [адрес], имеет назначение «нежилое», наименование - «здание», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-002/2022-54373961 от 12.04.2022 (л.д.53-54).

В материалах дела имеется копия технического паспорта, составленного ГП НО «Нижтехинвентаризация» ([адрес] городской филиал), на административное здание (лит.Б), расположенное по адресу: [адрес], составленного по состоянию на 08.09.2006 (л.д.21-26).

Из экспликации площади нежилого здания следует, что в здании расположены помещения со следующими назначениями:

- тех. подполье: лестничная клетка, техническое помещение (4);

- тех. подполье: лестничная клетка, техническое помещение (2);

- по 1 этажу, литера «А»: лестничная клетка, кабинет (4), коридор (4), тамбур, столовая, санузел (3), кухня, раздевалка (2), душевая (2);

- по 1 этажу, литера «А2»: складское помещение (3), коммуникационный коридор;

- по 1 этажу, литера «А1»: лестничная клетка, кабинет (3), санузел (2), тамбур, ВРУ;

- по 2 этажу, литера «А»: лестничная клетка (2), торговый отдел, кабинет (6), санузел (2), коридор (2), приемная;

- по 2 этажу, литера «А2»: лестничная клетка, санузел, кабинет (3);

- чердак: кладовая (2) (л.д.25 оборот - 26).

Площадь помещения с назначением «торговый отдел» составляет 36 кв.м., «столовая» - 24,8 кв.м., что составляет 4,9% от площади здания.

Согласно выписке из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером [номер] расположено на земельном участке с кадастровым номером [номер] с видом разрешенного использования «под проектирование и строительство первой очереди жилого квартала» (л.д.58-59).

Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, действовавшего на момент установления вида разрешенного использования земельного участка на котором расположено вышеуказанное нежилое здание (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (код 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (код.1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (код 1.2.9.).

Такой вид разрешенного использования земельного участка как «под проектирование и строительство первой очереди жилого квартала» не соответствует кодам 1.2.5, 1.2.7 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года №39, относится к иной группе видов разрешенного использования земельных участков, следовательно, не позволяет размещать на нем офисные здания, торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 года №540, вступившим в силу 24.12.2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» вышеуказанный земельный участок также не отнесен к земельным участкам, на которых возможно размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В выписке из ЕГРН на спорное нежилое здание от 22.11.2021, в качестве назначения здания указано «нежилое здание». Согласно кадастровому паспорту в здании имеются такие помещения, как «кабинет». Отражение на экспликации к поэтажному плану здания помещений с наименованием "кабинет" не свидетельствует об использовании данных помещений в целях размещения офисов, поскольку термин "кабинет" не тождествен термину "офис".

При этом, как указали административные истцы, часть помещений используется для складских целей, часть - для работы сотрудников склада, рабочих и бухгалтерии.

Кроме того, суд также принимает во внимание, что вышеуказанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 04.09.2020 № 3а-[номер]/2020.

Указанным решением от 04.09.2020 установлено, что из выписки из ЕГРЮЛ от 06.08.2020 следует, что основным видом деятельности ООО «ТД <данные изъяты>» является: торговля оптовая мороженым и замороженными десертами, дополнительные виды деятельности: производство мяса в охлажденном виде; производство пищевых субпродуктов в охлажденном виде; производство мяса и пищевых субпродуктов в замороженном виде; производство мяса птицы в охлажденном виде; производство мяса птицы в замороженном виде; производство жиров домашней птицы; производство субпродуктов домашней птицы, пригодных для употребления в пищу; производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы; переработка и консервирование фруктов и орехов; производство мороженого; торговля оптовая продуктами из мяса и мяса птицы; торговля оптовая рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами и пресервами из рыбы и морепродуктов; торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки; торговля розничная прочими пищевыми продуктами в специализированных магазинах; деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.

Также стороной административного истца представлено заключение эксперта [номер] от 11.08.2020 г. по определению целевого использования административного здания, расположенного по адресу: [адрес], содержащее фотографии, согласно которому: административное здание используется в качестве складского здания с размещением в административных блоках рабочих кабинетов с целью обеспечения предусмотренных функциональных и технологических процессов (лист 9 решения - л.д.125).

В соответствии с ч.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Указанной позиции придерживаются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, ВАС РФ, согласно которой факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, имеют преюдициальное значение для другого дела.

Решением Нижегородского областного суда от 14.02.2019 (дело № 3а-[номер]/2019) дана надлежащая оценка всем доказательствам, представленным в деле, суд удовлетворил административное исковое заявление ФИО2 и ФИО3 и признал:

- недействующим со дня принятия пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, утвержденного Министерством инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области № 326-13-303/16 от 30.09.2016 года со дня принятия, в который было включено нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес] обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорное здание из указанного Перечня. Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 20.10.2020 (л.д.117-128).

Решением Нижегородского областного суда от 25.03.2020 (дело № 3а-[номер]/2020) суд также признал недействующим пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области от 14 сентября 2017 года №326-13-463/17, в который было включено нежилое здание с кадастровым номером [номер] и обязал Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области исключить спорное здание из указанного Перечня. Указанное решение не обжаловалось и вступило в законную силу 28.04.2020.

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области о правомерности приказа № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 в оспариваемой части, поскольку какими-либо доказательствами данные доводы не подтверждены.

Фактическое использование спорного объекта административным ответчиком в соответствии с требованиями пп.2 п.3 (4) ст.378.2 НК РФ на момент включения спорных помещений в перечни не проверялось.

Во всяком случае, доказательств того, что осуществлялся фактический осмотр объектов недвижимости, уполномоченным на то органом, составлялись акты осмотра, в котором были бы отражены сведения о помещениях, используемых под вышеуказанные цели, суду не представлено.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что объект недвижимого имущества - нежилое здание с кадастровым номером [номер], расположенное по адресу: [адрес], исходя из его назначения, разрешенного использования, наименования в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, а также с учетом вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен этот объект, при отсутствии доказательств фактического использования объекта в качестве офисного, торгового, как объекта бытового обслуживания или общественного питания, не относился к видам недвижимого имущества, признаваемым объектами налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, не подлежал включению в Перечни.

Суд полагает, что административным ответчиком по настоящему делу не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», в части включения в Перечень 2020 пункта <данные изъяты> раздела «[адрес]», принят в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, а именно, положениями статьи 378.2 НК РФ и Закона №140-З.

В связи с чем, административное исковое заявление Донских ФИО13 и ФИО3 ФИО14 о признании недействующим пункта <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня на 2020 год, со дня принятия приказа Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № 326-13-369863/19 от 25.11.2019, подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 5.6 раздела 5 Постановления Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41 «О Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области» нормативный акт органа исполнительной власти размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа исполнительной власти Нижегородской области.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года №61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (переименовано в министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области) является уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по направлению перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Соответственно, сведения об изменениях, внесенных в перечни, в том числе, вследствие принятых судом судебных актов, также подлежат направлению министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание о возложении на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области обязанности разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика, и направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Донских ФИО15 и ФИО3 ФИО16 - удовлетворить.

Признать недействующим пункт <данные изъяты> раздела «[адрес]» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утв. Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-369863/19 от 25 ноября 2019 года «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год», со дня принятия.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области разместить сообщение о решении суда в указанной части в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте административного ответчика; направить сообщение о решении суда в Управление Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева

Решение в окончательной форме принято 23 мая 2022 года.

Судья областного суда: Н.Е.Дуцева